ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Почему музеи и галереи больше ориентированы на contemporary art, а не на традиционную эстетику?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Слово (язык и литература)

Слово (язык и литература)

Всякий народ начинается с языка. Через язык происходит самоосознание, – это справедливо как для человека, так и для любого сообщества: наше понимание выражается в словах.  Большинство смыслов создаются посредством языка, а остальные благодаря языку обретают формы, в которых они могут быть переданы и усвоены.

Поэтому так важно, что происходит в языке. Понять язык – значит понять культуру, а уловив изменения языковой стихии, можно получить представление о самых главных культурных процессах.

Одним из важнейших сегментов языкового пространства является литература, которую можно интерпретировать как осознанное говорение. Литературное произведение – это авторское высказывание, и, исследуя, чем люди решили дополнить культуру, можно определить, что было для них важным и составить портрет эпохи.  Если же речь о современной литературе, то это –зеркало, доставляющее нам облик сегодняшнего дня. 


Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.

Навигация по разделу




"Пришло время нам спасать нашу землю" Печать
Автор И.П. Корзун   
Ф.А. Моллер "Портрет Н.В. Гоголя", 1840

Беседы с Н.В. Гоголем

  


Наверх
 
В начале всего было слово Печать
Автор Михель Гофман   
Сергей Андрияка. Старинные книги и свеча.

Первая строка Библии: «В начале всего было Cлово», говорит, что мир был создан «Словом».


Наверх
 
Вкус победы Печать
Автор Андрей Карпов   
Владлен Харламов Победа

Сравнение слов из русского и украинского языков

 


Наверх
 
Семантическая подмена Печать
Автор Андрей Карпов   
Искушение Христа на горе. Фрагмент «Маэсты» Дуччо ди Буонинсенья.

Как в политике легко прийти к профанации христианского языка.

(Анализ статьи С.Е. Кургиняна "Враг человечества")


 


Наверх
 
Непонимание текста Печать
Автор Вениамин Гудимов   
Дарья Коллегова За книгой

Человек [. . .] текст. Что за многоточие между ними? Дело в том, что я не знаю, какой именно там может быть глагол. Может быть — создал? Набросал? Нарисовал? Или набрал? Связал? Прочитал? Проглядел?

 


Наверх
 
О птичках, которые в стае не летают. Опыт виртуальной антропологии. Печать
Автор Анатолий Лунев   
Чайка

«Есть, конечно, птички, которые в стае вообще не летают, они предпочитают вить гнёзда где-то отдельно. Даже если они не члены стаи, они всё равно члены нашей популяции, и к ним нужно относиться бережно по возможности». [1]

В.В. Путин.


Наверх
 
Диалог и монолог Печать
Автор Ю.В. Рождественский   
Станислав Бабюк Осенние разговоры

Главы из книги "Общая филология"

 


Наверх
 
Откуда исходит угроза книге Печать
Автор Константин Фрумкин   
Картина художника итальянского Возрождения Карло Дольчи Св. Екатерина Александрийская, читающая книгу

Возможность исчезновения книги под влиянием компьютерных технологий беспокоит культурологов с конца прошлого века. Этому, например, посвящена недавно вышедшая на русском языке и сразу ставшая популярной книга интервью Умберто Эко и Жана-Клода Карьера под характерным заголовком “Не надейтесь избавиться от книг!”. На первый взгляд проблема здесь чисто техническая, связанная с гигиеничностью экранов, дешевизной переносных электронных устройств и возможностью решения проблемы авторского права внутри компьютерных сетей. Но в таком ракурсе речь идет не о книге как таковой, а только о бумажной книге.

 


Наверх
 
О "божьем даре" Светланы Гайер Печать
Автор Галина Хотинская   
С.М. Гайер

«Ангелом-хранителем русской литературы» называют Светлану Гайер в немецкоязычном мировом пространстве. Эта переводчица от Бога, «филигранный мастер», «королева сложнейшего литературного дела» в совершенстве владеет великой и завораживающей тайной Слова.


Наверх
 
Невозможность возвращения Печать
Автор Стародубцева Л.   
Рембрандт Возвращение блудного сына

Память и забвение в мифопоэтической топике сознания


Наверх
 
Книга и повседневность Печать
Автор Аронсон О.В.   
knl.jpg

Вокруг нас много книг. Изо дня в день они, стоящие в пыли на полках, лежащие на письменном столе неделями и месяцами, или — на полу у кровати со вчерашнего вечера, сложенные в углу и уже давно ждущие отправки в букинистический магазин, — изо дня в день они, попадаясь нам на глаза повсюду, от прилавков книжных магазинов и уличных лотков до вагонов метро, где вперемежку с газетами и журналами отвлекают людей от рассматривания друг друга...


Наверх
 
Отношение норм мышления и поведения к языку Печать
Автор Уорф Бенджамен Л.   
uorf.jpg

Работа опубликована в посмертном издании  1956 г. Русская публикация в 1960 г. (в сборнике "Новое в лингвистике", вып. 1).  Уорф считается одним из основателей (наряду с Э. Сепиром) гипотезы лингвистической относительности, согласно которой языковые формы формируют мировосприятие человека. В настоящее время эта гипотеза не является популярной, однако работа Уорфа несмомненно интересна как иллюстративный материал взаимосвязей языковых явлений и культуры в широком понимании этого слова.


Наверх
 
Свобода слова Печать
Автор Кирилл Дегтярев   
Норман Роквелл. Свобода слова, 1943

Движение словесного капитала, или Свобода слова как индикатор общественного безумия и истощения


Наверх
 
Чужие мысли Печать
Автор Андрей Карпов   
Роберт Миф О чем задумался, Колян?

Что в наше мыышление попадает извне, да еще так, что мы этого не замечаем? Как часто мы следуем встроенным в нас схемам, думая при этом, что мы действительно мыслим?


Наверх
 
Художественный вымысел в описании реальной войны: за что А.С. Норов критиковал Л.Н. Толстого Печать
Автор Дергачева И.В., Дергачев В.В.,   
Александр Апсит - Кутузов в окружении штаба, иллютрация к роману Л.Н. Толстого «Война и мир» , нач. XX в.

В статье рассматривается полемический дискурс А.С. Норова, героя войны 1812 года, который он ведет с Л.Н. Толстым с точки зрения непосредственного участника сражений с Наполеоном. Анализируя описание событий Отечественной войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», А.С. Норов противопоставляет их описанию, выполненному героем войны 1812 г. Ермоловым. Авторы статьи высказывают предположение, что полемика А.С. Норова с точкой зрения Л.Н. Толстого на движущие силы в войне 1812 года не была бы столь острой, если ее рассматривать в категориях литературоведения, как полемический дискурс произведения с художественным вымыслом (роман Л.Н. Толстого) с произведением документальным, где вымысел исключается (произведения А.С. Норова).


Наверх
 
Стихотворение И.И, Козлова «Вечерний звон» в русской художественной культуре Печать
Автор Екатерина Иванова   
Исаак Левитан - Вечерний звон, 1892

В статье рассматриваются духовные смыслы «Вечернего звона», известного стихотворения русского поэта-романтика И. И. Козлова, продолжающие органично бытовать в русской художественной культуре, – в разных формах и проявлениях последней, не только словесно-музыкальном, но и хореографическом искусстве.  

Текст стихотворения>>>


Наверх
 
Мифологема "райского сада" в пространственной картине мира А.С. Пушкина Печать
Автор Павел Иванов   
Валентин Серов - Пушкин на садовой скамье, 1899

В статье рассматривается образ сада в пространственной картине мира А.С. Пушкина. Представлен мифопоэтический уровень ряда лирических текстов Южного периода, содержащих описания и упоминания садов. Мифопоэтическое содержание образа сада соотнесено с архетипическими смыслами, библейской картиной мира, художественной символикой эпохи романтизма.  


Наверх
 
О романе И. С. Тургенева «Накануне» Печать
Автор Алла Новикова-Строганова, д-р филол. наук, проф.   
Владимир Панов -Иллюстрация к роману И. С. Тургенева «Накануне», 1977

«И в любви жизнь и смерть...»

Теги:   Литература


Наверх
 
П. А. Вяземский: «запоздалый» или опередивший? Печать
Автор Валерий Волков, д-р филол. наук, проф.   
Князь П.А. Вяземский - Из Альбома фотографический портретов Августейших особ и лиц, известных в России, февраль, №2, 1965

Для адекватного восприятия, понимания и интерпретации лирики П. А. Вяземского – одной из значимых фигур «золотого века» русской поэзии – необходимо специальное внимание к значениям и контекстуальным смыслам полисемантичных лексем и словосочетаний. Задача статьи – установить контекстуальные смыслы лексемы "запоздалый", которые частично носят идеологический характер, а частично объясняются своеобразием жизненной позиции и самосознания лирического героя.  


Наверх
 
«В Божьем мире правда есть и будет…» Печать
Автор Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.   
Николай Панов. Портрет А.П. Чехов

В январе 2020 года отмечается 160 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова (1860–1904) – замечательного русского классика, в личности которого добропорядоч¬ность, мягкость и деликатность сочетались с мужеством и силой воли. 


Наверх
 
Своеобразие портретов героев «Повестей Белкина» А.С. Пушкина Печать
Автор А.Г. Кулыгина   
Юрий Чистяков. Иллюстрации к повести «Выстрел»

Портрет как часть художественной композиции и метод освоения внутренней жизни героев. 

 


Наверх
 
«Грабёж» Н.С. Лескова – «драмокомедия» российской жизни Печать
Автор Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.   
Илья Глазунов. Купеческий сын (Иллюстрация к рассказу Н.С. Лескова «Грабёж»), 1973

Николай Семёнович Лесков создал рассказ  (1887) специально к святкам.  


Наверх
 
Время в письмах А. П. Чехова Печать
Автор В.Ф. Стенина   
Валентина Цветкова. Портрет А.П. Чехова.

Философия и психология творчества.

В статье расспатривается эпистолярий писателя, понимаемый как проза, созданная на грани документального и художественного жанра и дающая ключ к пониманию мира писателя.

 


Наверх
 
А.С. Пушкин: В пламени Божественной любви… Печать
Автор Алла Новикова-Строганова, д-р филол.н., проф.   
Петр Соколов Портрет А.С. Пушкина, 1836

О христианском звучании дара Пушкина


Наверх
 
Образ монастыря в творчестве М.Ю. Лермонтова Печать
Автор Юхнова И.С.   
Герман Травников. Горицкий монастырь

Монастыри всегда занимали особое место в духовной жизни России не только потому, что были местом святой отшельнической жизни, куда человек удалялся для того, чтобы служить высшей карающей и всепрощающей силе – Богу, но прежде всего потому, что они были центрами духовности (все русские искусства пошли из монастырей) и мощными интеллектуальными центрами, где создавались книги как для церковных надобностей, так и обращенные к мирянам, но побуждающие их жить по заветам Бога.


Наверх
 
<< [Первая] < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 Следующая > [Последняя] >>
Результаты 26 - 50 из 139

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение