ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Словарь современной культуры >> Телеология >> Телеология как наука о полагании смысла

Телеология как наука о полагании смысла

Печать
АвторПивоев В.М., д-р филос. наук, проф.  
Четвёртая глава книги ФИЛОСОФИЯ СМЫСЛА или ТЕЛЕОЛОГИЯ

Предпосылки формирования идей целесообразности можно обнаружить в мифологии, где возникает идея судьбы, ведущей человека по предназначенному ему по жребию пути. По греческой мифологии, у богинь судьбы мойр был один глаз на троих, что обеспечивало их бóльшую беспристрастность. Согласно этой мифологии, судьба слепа, она выбирает случайный жребий для человека, который заранее предсказать невозможно. Следует лишь его принять и следовать ему, ибо, по словам Клеанфа, судьба ведет покорного и тащит сопротивляющегося.

Телеология. Отцом телеологии в некоторой степени можно считать Аристотеля. В то же время еще у Платона в его «эйдосе-идее» поставлены проблемы смысла: «Лишь с огромным трудом, путем взаимной проверки - имени определением, видимых образов - ощущениями, да к тому же, если это совершается в форме доброжелательного исследования, с помощью беззлобных вопросов и ответов, может просиять разум и родиться понимание каждого предмета в той степени, в какой это доступно для человека»1. Платон полагал, что к миру идей можно приблизиться лишь в диалоге, задавая вопрос и получая ответ.

Заслугой же Аристотеля является то, что он сумел объединить в своем объяснении мира принцип формы и принцип причины. По словам Э. Кассирера, «настоящая цельность существует лишь там, где всеми частями управляет одна-единственная цель, которую все они стремятся осуществить»2. Аристотель выделял четыре вида причин: формальную, материальную, действующую и финальную. Поскольку слово «причина» у него трактуется достаточно широко, в смысле условия и основания, это дает ему право включать в число «причин» форму и материал вещи. Под действующей причиной он понимал динамическое основание, источник, следствием чего произошло становление вещи, а финальная причина - это цель, для достижения которой это становление произошло. Представление о финальной причине есть понятие цели, которая оказывает определяющее воздействие на деятельность.

В отличие от человека, животное проявляет активность лишь в ситуации восприятия того объекта, который необходим для удовлетворения потребности. Если же этот объект недоступен или находится вне сферы восприятия, то животное не проявляет активности. Человек же на основе памяти осуществляет опережающее отражение (П. Анохин), планирует свою деятельность, направляет ее на воображаемую цель, предвидя результаты и последствия своих действий.

Одна из важнейших идей Августина, обсуждавшихся схоластической философией, - идея о предвечном предопределении человека либо к аду, либо к раю. Логика Августина достаточно проста: грех Адама перешел ко всем людям как «первородный», поэтому абсолютному большинству людей изначально приуготовлено место в аду, но некоторых Бог от рождения предопределяет к спасению. Все зависит от того, чьим потомком человек является. Если он родился в роду Сары, законной жены Авраама, то его путь - в рай и мир Божий, небесный Иерусалим. Если же он является потомком Агари, наложницы Авраама, то его предопределение - грех и ад. При этом не имеют значения ни грехи, ни заслуги человека. Это отрицание «свободы воли» породило многовековые споры.

Томас Гоббс полагал, что главная задача философии заключается в познании следствий или феноменов на основе их причин или принципов. Свой вклад в развитие телеологии внесли также Готфрид Лейбниц своим учением о предустановленной гармонии в «Основах теодицеи» и его популяризатор Х. Вольф.

Кант также может считаться еще одним основоположником телеологии, науки о целях и смыслах. Целесообразность имеет детерминационный смысл, только детерминанта вынесена в будущее, а не выявляется в прошлом, поэтому имеет потенциальный характер, то есть способна стать актуальным стимулом деятельности в будущем. В этом специфичность телеологической детерминации.

Целесообразность, по Канту, может иметь следующие смыслы: 1) «финализм» божественного устройства мира, где все подчинено конечному замыслу творца; 2) целесообразность живого организма, где каждый орган имеет функции, связанные с другими, и все они необходимо подчинены общей задаче; 3) аналогичную целесообразность Кант находил в искусстве, произведения которого схожи с живыми организмами по характеру целесообразности, где произведение подчинено единой задаче, и если в первом акте трагедии на сцене висит ружье, то не позже заключительного акта оно должно выстрелить.

В искусстве, по Канту, действует «субъективная целесообразность», проявляющаяся в «чувстве удовольствия и неудовольствия». Реализация субъективной цели доставляет человеку удовольствие ради нее самой. Иначе говоря, Кант утверждал незаинтересованный характер эстетического. Искусство - бесполезно, то есть не обеспечивает прямой выгоды и пользы. Человек творит в искусстве, получая удовольствие от «свободной игры» познавательных способностей - воображения и рассудка, откуда проистекает «субъективная всеобщность» эстетического3. Кроме искусства, Кант считал также целесообразно устроенными государство и нацию.

Значительное внимание телеологии уделял Артур Шопенгауэр, полагавший, что мировая воля целесообразна, хотя в природе эта воля слепа и не осознает своих целей. Сознательной эта воля становится лишь у человека.

Немецкий мистик Мейстер Экхарт утверждал: кто вожделеет высокого, тот высок4. Ницше, продолжая эту мысль, уточнял: «Кто стремится к величию, у того есть основания увенчивать свой путь и довольствоваться количеством. Люди качества стремятся к малому»5. Качество - это глубина.

Все мы в детстве полагаем, что «родились не "даром", что мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым осуществить и самих себя, дать творческий исход дремлющим в нас, скрытым от постороннего взора, но настойчиво требующим своего обнаружения духовным силам, образующим как бы истинное существо нашего "я"»6.

Способность осмысления себя и своей деятельности, опережающего отражения и прогнозирования, целевого планирования формируется в процессе социализации на основе биологического инстинкта самосохранения и любви к жизни, биофильского инстинкта Эроса, который заставляет человека жить; и человек, обладая сознанием, большую часть своей деятельности осуществляет планомерно и целенаправленно, стремясь к достижению намеченных целей и запланированных результатов.

Целесообразность. Обычно цель рассматривают как предвосхищение, представление будущего результата. Поэтому целесообразность противопоставляют каузальности (причинности) в том плане, что цель характеризуют как финальный фактор или конечную причину в отличие от обычной предшествующей причины.

В. П. Тугаринов предлагал отличать «целесообразность» от «целенаправленности» и «целеполагания». Он считал, что целесообразность присуща живой природе, которая действует сообразно инстинктивным программам выживания, размножения и взаимообмена со средой, тогда как человеку более свойственны осознанное «целеполагание» и «целенаправленность»7.

Стоик Клеанф говорил: «Судьба ведет покорного и тащит непослушного». «Судьба, в мифологии, в иррационалистических философских системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека»8. Здесь мы выходим к проблемам свободы и свободы воли, которые заслуживают отдельного рассмотрения.

В теории целеобразования (телеологии) различают «фатализм» и «волюнтаризм» как противоположные теоретические представления о влиянии конечных целей на процессы принятия решений и деятельности.

Фатализм - теория, полагающая каждое событие или поступок человека жестко детерминированным или судьбой, или Богом, или однозначной причинной связью. Напротив, волюнтаризм рассматривает волю в качестве высшего и произвольного принципа, определяющего спонтанные поступки и деятельность человека.

Основы целеобразования О. К. Тихомиров сводит к трем положениям: а) наличие целенаправленности отличает деятельность человека от природных процессов, которые лишь целесообразны, но не целенаправленны; б) сами цели имеют внешнюю обусловленность, познавая эти условия, человек может использовать их для достижения целей; в) цели и результаты человеческой деятельности полностью не совпадают9.

Э. Агацци замечает, что нужно различать простую целенаправ-ленность и ценностно-ориентированное поведение и деятельность. Человек выставляет в виде цели идеальный образец, по мере движения к которому он проверяет, в какой мере ему удается соответствовать этому идеальному образцу. По окончании работы он оценивает и свои результаты на степень соответствия этому идеалу-образцу. Он испытывает удовлетворенность или неудовлетворенность от своей деятельности в зависимости от совпадения или несовпадения результатов с целью-образцом10.

Представление о легкости и обеспеченности достижения целей жизни служит основой для оптимизма как уверенности в правильной и успешной жизненной стратегии. Противоположная ценностная ориентация, связанная с отсутствием уверенности в успехе, вносящая сомнения в правильности выбранного пути и способов деятельности, определяется как пессимизм. Автором этого термина считается А. Шопенгауэр. По его мнению, оптимизм представляется не только абсурдом, но и горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества11. В результате осмысления практического опыта возник иронически сформулированный закон, предостерегающий от легкомысленного оптимизма: не все так просто, как вам кажется, все требует больше времени, чем вы думаете, и если что-нибудь может идти наихудшим образом, то так и будет, причем в самый неподходящий момент. Иначе этот закон называется «законом бутерброда», который имеет обыкновение падать на пол маслом вниз.

Страх - это зонтик, который прикрывает человека от тех опасностей, к которым он плохо подготовлен. Но необходимо различать по характеру переживания страх перед неизвестной опасностью, страх утратить нечто ценное, страх перед болевым ощущением и страх перед небытием. Если первый страх уменьшается по мере освоения обстоятельств и форм проявления опасности и повышения нашей готовности к ней, то против второго страха эффективным средством являются меры по охране объекта, вызывающего это чувство. Страх перед болевым ощущением может преодолеваться, хотя и не полностью, предварительным настраиванием, привыканием, терпением. Страх перед небытием преодолевается с помощью мифологии.

Общество заинтересовано в оптимизированной картине мира, ибо пессимизм, неверие в успешность деятельности подрывают эффективность любых усилий по достижению поставленных целей. Известная притча о двух лягушках, упавших в горшок сметаны, это хорошо иллюстрирует. Вот почему миф, обладающий способностью внушать надежду на успешность деятельности и на позитивные жизненные перспективы, играет столь важную роль в культуре.

Одна из ближайших целей человека - добывать себе средства к жизни. Иначе говоря, в виде его целей выступают блага и ценности, которые необходимы ему в качестве средств удовлетворения его потребностей.

Планирование деятельности. Слово «план» имеет несколько значений. Нас интересует план как «заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ»12. В основе планирования лежит представление о цели как потребном будущем, но существо планирования заключается не столько в целеполагании, сколько в осмыслении путей и способов достижения цели, которые для удобства контроля подразделяют на этапы. Поэтапность целесообразна также по психологическим мотивам, так как обеспечивает бóльшую удовлетворенность деятельностью, ибо если конечный результат находится вне пределов оперативной досягаемости, то переживание удовлетворения от достижения цели ослабляется.

Планирование на отдаленную перспективу вплоть до конечных целей деятельности называется стратегическим, и стратегией называется доминирующая перспективная программа, которая оказывает влияние на промежуточные этапы деятельности. Соответственно промежуточные этапы и средства их достижения называются тактическими, а характер воздействия этих промежуточных целей на деятельность называется тактикой. Тактика обычно более гибка по характеру, чем стратегия, ибо зависит от кратковременных изменений условий деятельности. Долговременные изменения условий могут повлечь за собой изменения стратегии. Управление деятельностью может в связи с этим иметь два аспекта, два смысла: технологический и аксиологический (телеологический). Технологическое управление направлено на ближайшие тактические задачи. Аксиологическое - обращает внимание и формирует стратегические цели, для него тактика - дело второстепенное.

Если необходимо воспитать исполнителей, то их обучают «тактике», работе с конкретными, эмпирическими фактами, если же нужны руководители творческие и инициативные - развивают их теоретическое мышление, умение видеть отдаленные цели и смысл деятельности, обучают «стратегии». Проблема целесообразности ставит вопрос о Божественном промысле, который организовал целесообразность мира и деятельности человека. Поэтому, когда мы размышляем о произвольной целесообразной деятельности человека, мы должны принять во внимание, что «за спиной» произвольной деятельности человека лежат аксиологическая обусловленность и... Господь Бог.

Любое планирование деятельности следует начинать с уяснения идентичности, то есть с уяснения возможностей ресурсных, технологических, энергетических, духовно-интеллектуальных и т. п. Не случайно подросток 14 лет, готовясь к построению жизненных планов, старается определить свой потенциал и совершает поиск внешних, объективных оценок с целью выстраивания представлений о себе. Правда, при этом отвергает негативные оценки, ищет только положительные. Затем, при планировании какой-либо деятельности, следует выделять, на мой взгляд, следующие компоненты и этапы:

1. Смысл деятельности, который заключается в удовлетворении идеальных, духовных потребностей и оптимизации функционирования общества, в создании оптимальных условий для свободного саморазвития и самореализации каждого человека и каждой группы людей в интересах общего блага. При этом важно определить объект деятельности и предмет (угол зрения на объект). Выбранный смысл является стратегией и содержанием деятельности.

2. Цели деятельности (тактика): поэтапная реализация конкретных задач, направленных на воплощение смысловой, стратегической программы самореализации каждого человека и всех социальных групп на основе изучения ресурсов, образования и развития феноменов и т. п.

3. Принципы деятельности: историзм, полицентризм, многомерность, единство традиций и обновления, взаимосвязь интеграции и дифференциации, ценностная толерантность, диалогичность, легитимность, гуманность.

4. Направления деятельности: выбираются в зависимости от объекта и предмета деятельности и должны обеспечить всестороннее воздействие на него или, по крайней мере, затронуть важнейшие стороны объекта.

5. Задачи деятельности: конкретные проблемы и вопросы, которые нужно решить, чтобы в конце деятельности получить ожидаемые результаты и реализацию стратегического смысла деятельности в соответствующих направлениях, предоставляющих возможность каждому человеку и различным группам для самореализации и самоутверждения в свете их представлений о ценностях.

Согласно И. Г. Фихте, человек стремится к совершенству, и «назначение человека состоит в том, чтобы достигнуть этой цели. Но он может и должен все более и более приближаться к этой цели; и поэтому приближение до бесконечности к этой цели - его истинное назначение как человека, то есть как разумного, но конечного, как чувственного, но свободного существа. Если полное согласие с самим собой называют совершенством в высшем значении слова, как его, во всяком случае, можно называть, то совершенство - высшая недостижимая цель человека; усовершенствование до бесконечности есть его назначение»13.

 

Предыдущая глава

Следующая глава

1 Платон. Письма // Соч.: В 3 т. М., 1972. Т. 3 (2). С. 545-546.

2 Кассирер Э. Избранные работы. Опыт о человеке. М., 1998. С. 97.

3 См.: Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М., 1986. С. 81.

4 См.: Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М., 1991. С. 178.

5 Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 726.

6 Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 148.

7 См.: Тугаринов В. П. Философия сознания. М., 1971. С. 29.

8 Аверинцев С. С. Судьба // Большая Советская энциклопедия. 3-е изд. М., 1976. Т. 25. С. 55.

9 См.: Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984. С. 107.

10 См.: Агацци Э. Человек как предмет философского познания // О человеческом в человеке. М., 1991. С. 66-67.

11 См.: Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 2. С. 575.

12 Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1973. С. 477.

13 Фихте И. О назначении ученого. М., 1975. С. 59-67.

Теги:   Страх  Фатализм


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение