ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> О сайте    

Заключение

Печать
АвторПивоев В.М., д-р филос. наук, проф.  

Телеология, претендуя на статус научной дисциплины, может указать, во-первых, на свой предмет, заключающийся в осмыслении целесообразности существования человека и человечества. Во-вторых, методология телеологического изучения мира имеет аксиологический характер, определяется потребностями и мотивами поведения и деятельности человека. В-третьих, важнейшие категории телеологии: смысл, цель, стратегия, тактика, абсурд, забота, счастье, любовь, жизнь, смерть, бессмертие. В-четвертых, существо предлагаемой в данной работе концепции телеологии можно изложить кратко в следующих положениях. Смыслом автор, развивая точку зрения М. М. Бахтина, называет то, что связано с потребностями человека. Если что-либо с потребностями человека не связано, оно не имеет для него смысла. При этом следует различать личностные и общезначимые, т. е. социальные смыслы. Тогда предмет, не имеющий для данного человека личностного смысла, может иметь для него социальный смысл, как способный удовлетворять потребности других людей, группы или общества.

Одной из важнейших проблем телеологии автор считает проблему смысла жизни. При этом вводится различение понятий «смысл жизни» и «цель жизни». Смысл жизни рассматривается как стратегия, отдаленная абстрактная жизненная перспектива, выбранная в начале жизни и впоследствии не пересматриваемая. А цель жизни истолковывается как тактика, то есть промежуточный этап или задача, подчиненная стратегической жизненной программе. Тактику жизни нужно регулярно пересматривать. Тактические задачи должны быть трудными, но достижимыми, ибо при решении слишком трудной задачи можно надорваться и испытать пессимизм и неверие в свои собственные силы и возможности. Напротив, слишком легкая цель при ее достижении не дает удовлетворения, что легко досталось - ценится невысоко.

Смысл жизни человек должен самостоятельно найти и добровольно принять. Любое насилие и принуждение в этом выборе ведут к краху. Смыслы жизни могут иметь следующие варианты, каждый из которых человек добровольно выбирает для себя, исходя из своих интересов, способностей и возможностей:

1) творчество и созидание (труд);

2) духовная деятельность и религия;

3) любовь, семья и воспитание детей;

4) общение с друзьями и деятельность на благо общества;

5) руководство и подчинение;

6) потребление и удовольствия;

7) увлечения и хобби.

Нельзя целью жизни делать счастье, таким путем, как верно заметил В. Франкл, счастья достичь невозможно. Счастье есть побочный эффект от реализации смысла жизни - это первое условие счастья.

Второе условие счастья - это достижение взаимопонимания с другими, близкими, друзьями, которые являются участниками реализации смысла жизни. Причем особенно важно эмоциональное общение и взаимопонимание, любовь, сочувствие и помощь.

Третье условие - надо жить настоящим, радоваться каждому дню и тем смыслам, которые каждый день дает. Если же мы будем слишком много думать о вчерашнем дне и его упущенных возможностях или слишком тревожится о завтрашних возможных неприятностях - счастья нам не видать.

Четвертое условия счастья определяется полнотой самореализации. Возможен выбор в качестве смысла жизни любого из семи типичных вариантов, но лучше всего, если все эти аспекты находят свое место в иерархически выстроенной многосторонней жизненной программе. Только тогда человек получает полноценное счастье от многогранной самореализации.

Пятое условие счастья - духовное самосовершенствование и достижение «второго духовного рождения».

Шестое условие счастья связано с пониманием бытия как самореализации через самоотдачу, когда человек отдает себя людям, помогает им, облегчает их страдания или создает то, что дает им радость и надежду.

Седьмое условие - достижение единства с Богом.

Свой смысл имеет и смерть. Одно дело, если человек одаренный, обещающий многое, гибнет случайной, нелепой и бессмысленной смертью. Другое дело, если человек через смерть добивается победы, доводит до успешного конца дело своей жизни и погибает, зная, что жизнь прошла не напрасно, или ценой своей гибели человек спасает многих людей - такая смерть исполнена смысла. Смерть может быть желанной и спасительной, если человек прожил долгую жизнь, успешно реализовал свою жизненную программу, вырастил детей, оставил в обществе достойную о себе память и устал от тягот жизни, тогда он зовет смерть как заслуженный отдых и награду за долгие труды.

В философии истории важнейшей проблемой является смысл истории, который связан с самореализацией человечества в борьбе с энтропией.

Важнейшим выражением смысла индивидуального и общего человеческого существования является Господь Бог, который воплощает в себе источник смысла и служит гарантом смысла человека и жизни.

В начало


ЛИТЕРАТУРА

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти / Ф. Арьес. М., 1992.

Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память / А. Бергсон. Минск, 1999.

Бердяев Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. М., 1990.

Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. М., 1993.

Бурдье П. Практический смысл / П. Бурдье. СПб., М., 2001.

Введенский А. Условия допустимости веры в смысл жизни / А. Введенский // Смысл жизни: Антология. М., 1994. С. 93-122.

Вишев И. В. На пути к практическому бессмертию / И. В. Вишев. М., 2002.

Гроф С. Человек перед лицом смерти / С. Гроф, Д. Хэлифакс. М., 1996.

Гуревич А. Я. Смерть как проблема исторической антропологии: О новом направлении в зарубежной историографии / А. Я. Гуревич // Одиссей. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. М., 1989. С. 114-135.

Делёз Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. М., 1995.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Э. Дюркгейм. М., 1994.

Жизнь после жизни / Под ред. П. С. Гуревича. М., 1990.

Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М., 1990.

Карсавин Л. П. Поэма о смерти / Л. П. Карсавин // Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1. С. 235-305.

Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М., 1984.

Коган Л. Н. Человек и его судьба / Л. Н. Коган. М., 1988.

Леонтьев Д. А. Психология смысла / А. Н. Леонтьев. М., 1999.

Лосев А. Ф. Самое само / А. Ф. Лосев // Лосев А. Ф. Миф - число - сущность. М., 1994. С. 299-526.

Лотман Ю. М. Смерть как проблема сюжета / Ю. М. Лотман //             Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 417-430.

Мечников И. И. Этюды оптимизма / И. И. Мечников. М., 1988.

Модестов А. Е. О смысле жизни в русской художественной литературе XIX века / А. Е. Модестов. СПб., 1914. Вып. 1-2.

Мордовцева Т. В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе / Т. В. Мордовцева. Таганрог, 2001.

Моуди Р. Жизнь после жизни / Р. Моуди // Восток и Запад о жизни после смерти. СПб., 1993. С. 193-300.

Несмелов В. Н. Вопрос о смысле жизни в учении новозаветного откровения / В. Н. Несмелов // Смысл жизни: Антология. М., 1994. С. 65-92.

Павилюнис Р. И. Проблема смысла / Р. И. Павилюнис. М., 1983.

Пивоев В. М. Философия. Ч. 2. Основы философских знаний: Учеб. пособие / В. М. Пивоев. Петрозаводск, 2003.

Пивоев В. М. Философия истории: Учеб. пособие / В. М. Пивоев. Петрозаводск, 2004.

Смысл жизни в русской философии: Конец XIX - начало ХХ в. СПб., 1995.

Смысл жизни: опыт философского исследования. М., 1991.

Соловьев В. С. Смысл любви / В. С. Соловьев // Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2. С. 493-547.

Розанов В. В. Цель человеческой жизни / В. В. Розанов // Смысл жизни: Антология. М., 1994. С. 19-64.

Тареев М. Цель и смысл жизни / М. Тареев // Смысл жизни: Антология. М., 1994. С. 123-242.

Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека / В. Татаркевич. М., 1981.

Толстой Л. Н. О жизни / Л. Н. Толстой // Избр. филос. произв. М., 1992. С. 421-523.

Толстой Л. Н. Путь жизни / Л. Н. Толстой. М., 1993.

Трубецкой Е. Н. Смысл жизни / Е. Н. Трубецкой. М., 1994.

Тибетская книга мертвых. СПб., 1992.

Трегуб Л. Эстетика самоубийства / Л. Трегуб, Ю. Вагин. Пермь, 1993.

Федоров Н. Ф. Соч.: В 4 т. / Н. Ф. Федоров. М., 1995.

Фигуры Танатоса: Искусство умирания / Под ред. А. В. Демичева,       М. С. Уварова. СПб., 1998.

Философия истории: Антология / Сост. Ю. А. Кимелев. М., 1995.

Франк С. Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 147-216.

Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр // Шопенгауэр А. О четверояком корне... Мир как воля и представление. Критика кантовской философии. М., 1993. Т. 1. С. 125-504.

Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис / Э. Эриксон. М., 1996.

Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. М., 1991.

Теги:   Смысл жизни


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение