ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература

Русские смыслы

Печать
АвторАндрей Карпов  

Семнадцатая глава книги "Русская стрела. Политкультурология ".

Вперед: Структура адекватного ответа 
Назад:   Новейший период борьбы за исторический суверенитет - В.В. Путин

Скачать книгу единым файлом>>> 

Анатолий Федоров Святая Русь

У нас принято считать, что ядрышком, семантическим центром нашей цивилизации является Православие. Это и так, и не так. С одной стороны, безусловно,  именно Православием обусловлена национальная специфика русского народа. Вокруг Православия закручена русская история. В православной вере наш народ обретает самые глубинные смыслы, из этого источника он черпает свою духовную силу. Но в то же время мы уже давно не живём по православному календарю - и в прямом, и переносном смысле. Наш быт сложно назвать православным. Для нас уже вполне естественна иная культурная среда. И вряд ли возможна полная реставрация того, что было утрачено. 

Сегодня мы - православные лишь в какой-то, не очень значимой степени, по большей части номинально и исторически. Нам ещё предстоит заниматься воцерковлением культуры и государства. Мы неизбежно к этому придём, если хотим иметь своё будущее. Чтобы у нас была точка опоры, нам нужно хорошо пропитаться Православием. Мы должны иметь надёжные корни, прочную связь с Божьей правдой, поскольку далее уже мы будем тем фундаментом, на котором будет строиться наша версия глобального будущего; а на фундамент ложится вся нагрузка. Хотим противостоять чужим претензиям на историческую перспективу - надо быть готовыми к тому, что давление будет возрастать. За нас будут держаться другие, и чем нас будет больше, тем вернее мы выстоим, но для этого в нас должно быть то, за что можно держаться. 

Не всё народы России - православные. Имея Православие в своём сердце, мы не можем рассчитывать, что оно станет  единой скрепой для всех, живущих в России. Но такая скрепа должна быть. И она есть. Это - следование Божией правде. Единого представления о Высшей Силе (Боге) у людей нет, но Божья правда понятна и доступна каждому.  Этика произрастает изнутри, от совести, из того, что Бог вложил в душу человеку, и только последующая игра рассудка, человеческие установления способны запутать и исказить картину. Поэтому, если ты поступаешь по правде, это способен оценить человек любой веры, любой традиции (в том числе и тот, кто утерял всякую веру и считает себя атеистом). 

Наша беда - мы редко поступаем по правде.  Это справедливо в отношении как наших личных действий, так и коллективного действия, субъектом которого выступает общество или государство. Но всё же сегодня наше общество и даже государство признают, что именно правда должна быть конечным критерием. То, что повседневная практика отступает от правды, объясняется нашим несовершенством, а вовсе не презрением к ней. Ситуационно правдой может пренебречь каждый, но как принцип отрицать её не посмеет никто. Когда звучат требования привести те или иные действия в соответствие с правдой, они естественным образом воспринимаются как справедливые. Что особенно важно, мы и законы проверяем правдой: если закон её как-то нарушает или плохо с ней сопрягается, он должен быть изменён. В нашей системе координат правда стоит над законом, а не вытекает из него. 

В этом пункте очевидно явственное различие между русским проектом и западным (американским). Их ценности историчны и конвенциональны. Сегодня достигнуто некоторое общественное согласие, и оно зафиксировано законом. Завтра люди убедили друг друга, что надо жить иначе. Закон изменили, и каждый должен следовать новому варианту закона. Твоя позиция этична, если ты соблюдаешь закон. А русский человек знает, что законы принимают люди, а люди несовершенны. Поэтому в нашей системе этика не зависит от законодательства. Наоборот, мы хотим, чтобы законодательство подчинялось этике. Наше ценностное основание - вне человеческого произвола. 

И здесь мы обретаем формулу, превращающую русскую империю в семантический полюс, притягивающий народы совершенно разных культурных традиций. Их объединяет, прежде всего, то, что у каждого из них такая традиция есть. То есть они согласны, что правда - внеконвенциональна, что нормы морали предписываются социуму, а не им устанавливаются, что ценности создают общество, а не вырабатываются как побочный продукт жизнедеятельности социального организма. Жизнь человеческая имеет смысл, и этот смысл определяет, что и как должен делать человек. В этой системе идеальная жизнь - это служение. Личная свобода нужна человеку, чтобы он выбрал, чему будет служить. Это - "свобода для", или положительная свобода. 

На противоположном семантическом полюсе, в противостоящем нам глобальном проекте идеал жизни - это хорошая жизнь, в достатке и с высокой степенью самореализации, то есть жизнь для себя. В этой системе свобода - это освобождение от ограничений, обязанностей и сдерживающих факторов, "свобода от",  или отрицательная свобода. 

Выбор той или иной модели свободы - положительной или отрицательной - является хорошим маркером, показывающим, к какому семантическому полюсу тяготеет данный человек (или данное общество). 

Однако не стоит забывать, что есть ещё один уровень концентрации исторического суверенитета, на котором линия разделения проходит иначе. Вопрос стоит о самой возможности что-либо выбирать. И тут русский народ оказывается в лагере тех, кто отстаивает сам принцип, в соответствии с которым участие в формировании собственного будущего является естественным и фундаментальным правом наций. В борьбе против тех, кто хочет украсть будущее у народов и диктовать его им, прячась за спину глобальной бюрократии, мы и американцы вполне можем быть союзниками. Отвергать возможность подобного взаимодействия было бы глупо, но надо чётко представлять, где лежит предел допустимому сотрудничеству, так как дальше начинается область конкуренции наших проектов.

Вперед>>>

Назад>>>  


02.03.2018 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение