ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
 

Прокопий Рязанцев. Встреча через полтора столетия

Печать

В Забайкальском краевом краеведческом музее имени А. К. Кузнецова (г. Чита) до 5 августа проходит выставка "Прокопий Рязанцев. Встреча через полтора столетия".

П.Н. Рязанцев Благословение шеретуя, 1859
Прокопий Рязанцев (1829–1897) – забайкальский художник и педагог, при жизни не проводивший ни одной выставки. Занимался живописью и иконописью. Наибольшую ценность представляют этнографические работы: картины, этюды, рисунки из быта бурят в Забайкалье.

На выставке экспонируются 18 дошедших до наших дней картин, акварелей и рисунков, три фоторепродукции несохранившихся работ и две картины, авторство которых предположительно принадлежит Рязанцеву.

Передвижная выставка является совместным проектом Нерчинского краеведческого музея, Забайкальского краевого краеведческого музея им. А. К. Кузнецова, Амурского областного краеведческого музея им. Г. С. Новикова-Даурского (г. Благовещенск), Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (г. Санкт-Петербург).
 
 
Биографическая справка
 

Имя первого самодеятельного художника Забайкалья на долгое время было забыто, политизированной России было не до творческого наследия провинции. Но сегодня регионы поднимают культурные пласты из прошлого своего края. Одно из таких явлений – живописные полотна Прокопия Николаевича Рязанцева. Уроженец города Нерчинска, он вырос в многодетной мещанской семье и, самостоятельно постигнув «азы творчества», рано определился как художник, талант которого заметили известные люди города, ставшие не только наблюдателями творческого роста юноши, но помощниками в деле его развития. Среди них смотритель училища Б. Чаусов, наставник Крюков, краевед М. Зензинов, купец-промышленник М. Бутин. Прокопий – единственный из восьми детей, был отдан учиться в приходское училище, по окончанию которого переведен за успехи в первый класс уездного училища. Три года отец платил за учебу сына, но потом понял разорительность обучения и хотел забрать его из училища, но учителя Чаусов и Крюков решили помочь талантливому мальчику и взяли его на попечение. Рязанцев занимался с большим тщанием и Чаусов вскоре рекомендовал его на должность учителя рисования в руководимое им училище. Вскоре Прокопий стал замещать своего учителя на уроке рисования.

К середине ХIХ века Нерчинск становится просветительским центром Забайкалья: прибывающие на службу учителя, врачи, разного рода чиновники и горные инженеры пополняли ряды участников культурной жизни города. Особое влияние на развитие культуры Нерчинска оказали забайкальские исследователи – М. А. Зензинов, И. А. Юринский, активно сотрудничающие с сибирским филиалом Географического общества, а также И. В. Багашев, историк-краевед, А. К. Кузнецов, основатель Нерчинского и Читинского краеведческих музеев.

Незабываемым событием в жизни столицы Забайкалья была выставка уникальных полотен из Эрмитажа в 1845 году. Выставку посетила группа учителей, среди которых был шестнадцатилетний Рязанцев, преподававший рисование в Нерчинском уездном училище. Наделенный сильным художественным воображением, он пережил сильное душевное потрясение от увиденного, встреча с прекрасным стала для него первым серьезным испытанием. Собранные им рисунки, чертежи, прописи по чистописанию и каллиграфии отправляются в Петербургскую Академию художеств на рассмотрение и вскоре удостаиваются похвального отзыва. После этого Рязанцева утвердили в должности преподавателя искусств училища, где он проработал 26 лет, дослужившись до чина губернского секретаря. В поисках дополнительного заработка Рязанцеву пришлось выполнять заказы Нерчинского купечества, горожан и жителей пригородных деревень, писать или поправлять иконы. В своих дневниках М. А. Зензинов писал об оказании ему практической помощи Рязанцевым в составлении каталога местных лекарственных растений с цветными иллюстрациями, которые он выполнил под руководством Рязанцева. На работы художника обратил внимание купец-золотопромышленник М. Д. Бутин, дворец которого украшали полотна известных мастеров, среди которых нашлось место и работам Рязанцева. Выполняя заказы М. Бутина, П. Рязанцев не раз выезжал с ним на подведомственные прииски и земли купца. Побывав в Аге и Цуголе, он сделал много зарисовок с натуры: это были бытовые сцены из жизни бурят, портреты лам и др. Быт аборигенов, шаманство, ламаизм, улусы, моления – все это находит отражение в его рисунках, позже переделанных в ряд картин, такие как «Старый Цугольский дацан», «Философский диспут в Цугольском дацане». Общение с представителями бурятской культуры питало творчество художника, давая все новые сюжеты.

Картины П. Рязанцева дают редкую возможность прикоснуться ко многим сторонам истории этнокультуры Забайкальского края. В 1862 году художник принял участие в первой «сельскохозяйственной и промышленной выставке», проходившей в Чите, где представил акварельные работы на бурятскую тему, привлекшие внимание общественности и получившие высокую оценку. Акварели с выставки были приобретены читинским купцом И. И. Шиловым.

В 1873 году одна из картин Рязанцева была подарена проезжавшему через Нерчинск великому князю Алексею Александровичу. Она очень понравилась князю, перед художником открылась дорога истинного признания, возрос его художественный авторитет. За годы преподавания художник вырастил себе смену. Его ученик Н. Верхотуров, ставший известным художником, в советский период был удостоен звания академика. Другой его талантливый ученик, Афиноген Колосов, стал преподавателем искусств Нерчинского уездного училища и смог вырасти до известною художника края. Ему в 1887 году П. Рязанцев, находясь в преклонном возрасте и подав прошение об отставке, уступил свое место. Уехав в г. Благовещенск к сыну, он продолжал плодотворно работать: рисовал таежные пейзажи, портреты местных жителей. В 1891 году во время проезда через Благовещенск наследника Российскою престола Цесаревича Николая. Рязанцев подарил ему одну из любимых картин, изображающую жизнь коренного населения Амура, которая привела в восторг цесаревича: за нее художник получил серебряную медаль с изображением императора Александра III.

Дожил до глубокой старости, художник П. Рязанцев скончался 7 сентября 1897 года. 
 
П.Н. Рязанцев Буряты у ключа, до 1887П.Н. Рязанцев Восточная окраинаryazancev2.jpg

Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение