ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Исповедание (мир и вера) >> Иконы XVII – начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Иконы XVII – начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Печать

С 22 ноября 2018 г  по 2 июня 2019 г. в выставочных залах Особняка Румянцева (Санкт-Петербург) будет проходить выставка "Иконы XVII – начала XX века в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга".

«Святой Иоанн Богослов в молчании» (Москва, мастер круга Оружейной палаты, первая треть XVIII в.)

  

В Государственном музее истории Санкт-Петербурга хранится около 500 иконописных памятников. Выставка представляет лучшую часть музейного собрания — около 60 икон  — и позволяет проследить основные тенденции в развитии отечественного иконописного искусства  Нового времени: со второй половины XVII до начала ХХ века. 

В экспозиции можно увидеть произведения мастеров Петербурга, Москвы, Палеха, Холуя, Мстеры, иконописцев Русского Севера и горнозаводского Урала. Это соборные образы для иконостасов, крупные настолпные иконы, а также камерные произведения — иконы для келейной, домашней молитвы.
В фонды музея иконы, главным образом, поступили из ризницы Петропавловского собора и из имущества горожан.

Особого внимания на выставке заслуживают два уникальных памятника — иконостасы, происходящие из Петропавловской крепости: из домовой церкви Комендантского дома и Екатерининского придела Петропавловского собора.

Первый — походный иконостас Александра I, сопровождавший императора в заграничном походе 1813-1814 годов. После окончания войны по царскому распоряжению он был передан в Петропавловскую крепость и установлен в домовой церкви Комендантского дома. Затем в 1837 году иконостас передали в ризницу Петропавловского собора. По документам известно, что в 1855 году на период ремонта Петропавловского собора он был установлен во временной церкви-палатке на плац-параде крепости. Затем хранился в соборной ризнице, откуда и поступил в фонды музея.                         

Иконостас включает 9 образов, расположенных в два регистра: в местном ряду располагаются иконы «Архангел Михаил», «Богоматери Знамение», «Спас Вседержитель» и «Николай Чудотворец», в деисусном ряду —   «Деисус» («Богоматерь и Иоанн Предтеча в молении Спасу на престоле»), «Апостолы Петр, Иаков, Симон, Филипп, Андрей и Иоанн Богослов», «Преподобный Сергий Радонежский», «Апостолы Павел, Матвей, Иаков, Фома, Иуда и Варфоломей». Они выполнены предположительно мастерами круга московской Оружейной палаты последней четверти XVII века в редкой технике — живописи на шелке.

Иконостас Екатерининского придела Петропавловского собора первоначально находился в церкви во имя Владимирской иконы Божьей матери в усадьбе Собственная дача близ Петергофа. По указанию императрицы Елизаветы Петровны в 1779 году его перенесли в Петропавловский собор. За время бытования иконостаса живописные образа неоднократно поновлялись и реставрировались. В 1917 году иконостас был разобран и хранился в ризнице собора. Сегодня в собрании музея сохранилось 17 из 20 икон, когда-то входивших в его состав.

Созданная на выставке временная реконструкция трехярусного иконостаса Екатерининского придела сделана на основе архивных описаний и сохранившихся исторических фотографий.

На выставке можно увидеть иконы местного ряда: «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Праведная Елисавета», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь «Великая Панагия» и «Великомученица Екатерина Александрийская». В праздничном чине на сегодняшний день представлены иконы: «Рождество Богородицы», «Преображение», «Тайная вечеря» «Воскресение» и «Вознесение». Небольшой «Страстной цикл» объединяет три произведения: «Моление о чаше», «Несение Креста», «Распятие».

Среди экспонатов выставки интересны самые ранние по времени создания иконы «Святитель Николай Чудотворец «Можайский» (Центральная Россия, вторая половина XVII в.), «Святой Иоанн Богослов в молчании» (Москва, мастер круга Оружейной палаты, первая треть XVIII в.) и старообрядческая икона «Святой Кирилл Александрийский» (Русский Север, первая четверть XVIII в.)

Привлекает внимание необычная иконография образов «Плач Богоматери при Кресте» (Поморье, конец XVIII в.) и «Богоматерь Троеручница (Мстерский мастер в Санкт-Петербурге, третья четверть XIX в.).

Несколько икон представлены вместе с серебряными окладами — удивительными по красоте и изысканности произведениями декоративно-прикладного искусства XIX – начала ХХ веков.
 
 
Реконструкция походного иконостаса Александра I«Святой Кирилл Александрийский» (Русский Север, первая четверть XVIII в.)Казанская икона Богоматери в окладе. Москва. 1908-1917Архангел Михаил. Архангел Гавриил. Сворки складные. ПоволжьеСвятой благоверный князь Александр Невский. СПб. До 1881 год.
 
 
 

19.11.2018 г.

Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение