ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Русская резная кость XVIII – XIX веков

Русская резная кость XVIII – XIX веков

Печать
03.03.2021 г.

В Парадном вестибюле Оружейной палаты (Музеи Московского кремля) до 4 апреля 2021 г. проходит выставка «Русская резная кость XVIII – XIX веков. Дар семьи Карисаловых».

Кабинетец настольный. Россия, Архангельская губерния, Холмогоры, первая половина XVIII в.

Выставка представляет часть переданных в дар музею предметов из коллекции семьи Карисаловых, отражающих разнообразие русского косторезного искусства XVIII–XIX веков. Продолжая традиции меценатов дореволюционной России, члены семьи Карисаловых не только собрали удивительную по своей полноте и выдающемуся художественному уровню коллекцию произведений русской резной кости, занимались изучением творчества мастеров-косторезов, но и позаботились об исторической судьбе своего собрания, передав его в дар музею.

Самыми ранними изделиями, представленными на выставке, являются несколько ларцов, выполненных из бивня мамонта и датируемых первой четвертью XVIII века. Они украшены рельефной резьбой, орнаментом и композициями, образцами для которых послужили гравюры из книги «Символы и эмблемата», изданной на русском языке в 1705 году по указанию царя Петра I.

Основная группа экспонируемых предметов относится к произведениям холмогорских мастеров XVIII – первой половины XIX века, умело сочетавших традиции резьбы по кости с новыми веяниями эпохи. Ларцы и шкатулки, облицованные костяными пластинами разного цвета, резчики украшали рельефными изображениями, вырезанными по европейским гравюрам. Изделия становились более разнообразными: помимо ларцов-теремков, холмогорские мастера создавали настольные кабинетцы, полностью повторявшие формы европейских бюро и секретеров. С середины XVIII века мастера-косторезы творчески переработали популярный в стиле рококо мотив раковины, что привело к появлению воздушных, прорезных орнаментов, украсивших различные предметы из кости. С приходом классицизма орнамент из стилизованных раковин сменился изящными сетками и вариациями на тему сквозного геометрического узора с цветочными гирляндами, сохранявшими ажурность и придававшими ощущение легкости украшенным ими шкатулкам и зеркалам.

В творчестве мастеров-косторезов находили отражение и современные им исторические события. На выставке демонстрируются декоративные костяные пластины с резными портретами императоров и императриц, источниками для которых служили различные гравюры и медали. Холмогорские резчики также работали над объемной скульптурой, создавая миниатюрные воспроизведения монументальных памятников, подобные представленной на выставке копии памятника Петру I работы Э. М. Фальконе.

Отдельную группу составляют произведения религиозной тематики. Холмогорские иконы XVIII–XIX веков отличаются особым стилем. На доске, покрытой тканью, фольгой, пластинами из кости или рога, в соответствии с выбранным сюжетом мастера создавали композицию из рельефных изображений. В оформлении окладов икон нередко использовали характерные холмогорские орнаменты: закрученный акантовый лист, полосы из цепочек, переплетающихся лент. В меньшей степени холмогорские мастера обращались к созданию скульптурных произведений, что делает представленные на выставке композиции «Милосердие самарянина» и «Жертвоприношение Авраама» весьма редкими.

Источник 

Композиция скульптурная «Милосердие самарянина». Россия, Архангельская губерния, Холмогоры, 1803 г.Шкатулка. Россия, Архангельская губерния, Холмогоры, первая половина XVIII в. Пластина с портретом императрицы Екатерины II. Россия, Архангельская губерния, Холмогоры, последняя четверть XVIII в. Кабинетец настольный. Россия, Архангельская губерния, Холмогоры, первая половина XVIII в. Пластина с девятью портретами. Россия, Архангельская губерния, Холмогоры, первая половина XVIII в.

 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение