ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Л.Н. Гумилёв и евразийская философия культуры

Л.Н. Гумилёв и евразийская философия культуры

Печать
31.01.2012 г.
В рамках секции по философии культуры VI Российского философского конгресса «Философия в современном мире: диалог мировоззрений» будет организован круглый стол «Историософское наследие Л.Н. Гумилёва и евразийская философия культуры» (г. Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.)

 

Цели проведения круглого стола:

  • обсуждение дискуссионных вопросов, связанных с историософским наследием Л.Н. Гумилёва;

  • осмысление истории культуры народов Евразийской Ойкумены;

  • анализ историософских и идейно-политических принципов евразийства в контексте современных интеграционных процессов на евразийском пространстве.

 

Темы для обсуждения:

  • Идейное наследие Л.Н.Гумилёва в контексте научных и философских исканий ХХ века.

  • Феномен Льва Гумилёва в отечественной культуре.

  • Изломы судьбы и мировоззрение Л.Н. Гумилёва.

  • Истоки и эволюция концептуальных идей Л.Н. Гумилёва.

  • Парадигмальные основы научных и философских поисков Л.Н. Гумилёва.

  • Л. Н. Гумилёв: предшественники, коллеги, оппоненты, последователи.

  • Наследие Л.Н. Гумилёва: парадоксы, проблемы и мифологемы.

  • Роль Л.Н. Гумилёва в популяризации отечественной и мировой истории.

  • Личность и идеи Л.Н. Гумилёва в восприятии отечественных учёных, общественных и политических деятелей.

  • Образ Льва Гумилёва: технологии мифологизации.

  • Вклад Л.Н. Гумилёва в осмысление истории кочевых народов Евразии.

  • Ландшафт и этнос: динамика взаимодействий в работах Л.Н. Гумилёва.

  • Проблемы изучения этноса и этнических контактов в концепции Л.Н. Гумилёва.

  • Пассионарность: современные подходы к изучению.

  • Системно-синергетический подход в изучении этноса и этногенеза в работах Л.Н. Гумилёва.

  • Проблемы исторических реконструкций процессов этногенеза. Методы определения фаз этногенеза в свете современных исследований.

  • Этногенез и этническая история народов мира в свете пассионарной теории.

  • Корреляция этногенеза и культурогенеза, социогенеза и политогенеза в работах Л.Н. Гумилёва.

  • Идеи Л. Н. Гумилёва в контексте органической философии.

  • Л. Н. Гумилёв и традиции культурно-исторической школы.

  • Идеи Л. Н. Гумилёва в контексте философии «русского космизма».

  • Философские дискурсы пассионарной теории этногенеза.

  • Философско-исторические идеи Л.Н. Гумилёва в контексте развития евразийства.

  • Евразийский союз: реализация идей Л.Н.Гумилева на практике?

  • Судьба научного наследия Л. Н. Гумилёва и проблема его идейных преемников.

  • Перспективные направления развития идейного наследия Л.Н. Гумилёва.

  • Предчувствия евразийства в искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков.

  • Истоки и метаморфозы идейного многообразия евразийства.

  • Эмоциональная и рациональная стороны евразийства.

  • Аксиология, идеология, наука и историософия в работах представителей евразийского движения.

  • Философско-культурологическое своеобразие евразийства.

  • Личность и коллектив в системе евразийской философии культуры. Культурно-исторический мир как «симфоническая личность».

  • Осмысление истории культуры евразийских народов в исследованиях Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилёва и др.

  • Многозначность понятия «Евразия»: специфика подхода представителей евразийского движения. Россия-Евразия как историко-культурная «симфоническая личность».

  • Историко-культурный и историко-географический синтез в работах евразийцев.

  • Мир народов Евразии в историко-культурной перспективе.

  • Культурогенез и культурное наследие народов Евразии.

  • Взаимосвязанность исторических судеб и перспективы развития народов Евразии.

  • Межкультурные взаимодействия и межэтнические контакты народов Евразии.

  • Культурная география и сакральные ландшафты Евразии.

  • Картина мира кочевых народов Великой степи.

  • Евразийский контекст становления русской культуры: злой рок или взаимное обогащение?

  • Константы российской истории в свете евразийской философии культуры.

  • Ритмы историко-культурного и этнополитического развития народов Евразии.

  • Осмысление современных этнополитических процессов в Евразии.

  • Евразийство: «соблазн» или «свой путь»?

  • Развитие евразийских идей: от Л.Н. Гумилёва к современному евразийству.

  • Основные направления развития современного евразийства.

  • Ценностные и идеологические ориентиры российской государственности в свете идей евразийства.

  • Интеграционный потенциал российской культуры на постсоветском пространстве.

  • Геополитические векторы современной России в свете евразийства. Евразийские идеи в современной геополитике

  • Современные государства Евразии: сотрудничество, региональная интеграция, безопасность.

  • Евразийство как идеологическая основа интеграции и устойчивого развития на постсоветском пространстве: pro et contra.

  • Неоевразийство: будущее России или утопия?

  • Процессы глобализации в контексте евразийских идей.

  • На пути к Евразийскому союзу: проблемы и перспективы.

  • Ценностные императивы современного евразийства.

 

Руководители круглого стола:

  • КОНДАКОВ Игорь Вадимович заместитель председателя Научного совета РАН «История мировой культуры», действительный член РАЕН, доктор философских и кандидат филологических наук, профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета, член Научной коллегии Российского Научно-образовательного культурологического общества

  • КОРОЛЬКОВ Александр Аркадьевич заведующий кафедрой философской антропологии Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, академик Российской академии образования, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, член Союза писателей России.

  • ХРЕНОВ Николай Андреевич заместитель директора Государственного института искусствознания Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, доктор философских наук, профессор, член Научной коллегии Российского Научно-образовательного культурологического общества

  • БОНДАРЕВ Алексей Владимирович – учёный секретарь Научной коллегии Российского Научно-образовательного культурологического общества, кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

 

Учёный секретарь – кандидат культурологии Светлана Яковлевна Щеброва

Аннотация

 

В октябре 2012 г. исполнится 100 лет со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва (1912–1992). В историю отечественной науки Гумилёв вошёл как автор новаторских исследований, посвящённых прошлому кочевых народов Великой степи и Центральной Азии. Ему был дарован редкий талант стереоскопического, объёмного видения истории во времени и пространстве. Одно из наиболее известных и наиболее дискуссионных достижений Л.Н. Гумилёва – открытие пассионарности как внутреннего непреоборимого стремления к деятельности во имя избранного идеала. На основе этой идеи учёным была разработана теория этногенеза, развивавшая многие концептуальные положения культурно-исторической школы и теории этнических процессов С.М. Широкогорова. Продолжая дело своих предшественников, Л.Н. Гумилёв показал, что каждый народ (этнос) Земли, без исключения, обладает оригинальной этнической историей, к которой неприменимы определения «хуже» или «лучше», «культурный» или «бескультурный», так как любой этнос в своем развитии подчиняется одним и тем же универсальным закономерностям этногенеза. В этом Д.С. Лихачев усматривал высокий гуманизм концепции Гумилёва. Вместе с тем, признавая отдельные его идеи и гипотезы в некоторых случаях уязвимыми для критики, многие исследователи находят, что Гумилёву тем не менее удалось выявить ряд синергетических закономерностей этногенеза, культурогенеза и исторического процесса в целом.

Наследие этого учёного неизменно вызывает к себе самое неоднозначное отношение и прямо противоположные оценки. Вместе с тем многими он признан как один из наиболее выдающихся российских мыслителей ХХ столетия. Представляется важным попытаться объяснить причины столь резкого расхождения в оценках исследователей, постараться понять причины значительной популярности и востребованности идейного наследия этого неординарного учёного. Многогранность и неоднозначность творчества Гумилёва, а также своеобразие его личности, породили немало мифов, превратно переданных слухов, идеологических обвинений и субъективных предубеждений, которые, наслаиваясь друг на друга, делают задачу адекватного понимания его роли в отечественной науке весьма непростой. Вместе с тем не может не вызывать удивления неизменно «повышенный градус» «эмоциональной напряжённости» в дискуссиях о Л.Н. Гумилёве. Однако этот «эмоциональный накал пристрастности» можно рассматривать не только как свидетельство неоднозначности личности и спорности идей Л.Н. Гумилёва, но и как веский критерий мировоззренческой значимости и фундаментальности поставленных в его работах проблем. Давно назрела необходимость взвешенной и объективной оценки вклада Л.Н. Гумилёва в отечественную и мировую науку.

В рамках данного круглого стола предлагается всесторонне проанализировать историософское наследие Л.Н. Гумилёва, неотъемлемой частью которого является историческое осмысление вековой общности и взаимосвязанности евразийских народов. В этой связи особое внимание необходимо уделить рассмотрению евразийской философии культуры, являющейся органической основой историософских обобщений Л.Н. Гумилёва. Несомненной актуальностью обладают комплексные историко-культурные, геополитические и культурфилософские исследования представителей евразийства, в которых было показано, что залогом прочности российской государственности является уникальное сочетание единства и многообразия культуры народов нашей страны, их многовековая дружба.

Однако, несмотря на благородный пафос и гуманистические интенции основоположников евразийства (Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого, Г.В. Вернадского, Л.Н. Гумилёва и др.), следует констатировать, что евразийство было и остается достаточно разнородным движением, его идеи пытались и продолжают пытаться использовать в своих интересах самые различные политические силы. Более того, в современном евразийстве имеются и такие течения, которые имеют мало общего с его исходным концептуальным ядром, дискредитируя весь изначальный замысел его подлинных создателей. Тем не менее труды представителей евразийства вызывают во многих странах мира всё более возрастающий научный и общественно-политический интерес, что актуализирует задачу полномасштабного, объективного и всестороннего осмысления их обширного интеллектуального наследия. Предлагаемое обсуждение в частности призвано способствовать более глубокому пониманию современных интеграционных процессов на всём евразийском пространстве.

 

 

Заявку на участие с указанием ФИО, места работы/учебы, научного звания и степени, а также тезисы выступления (до 2-3 тыс. знаков) отправлять по адресу: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

В соответствии с требованиями Оргкомитета VI Российского философского конгресса нужно также пройти электронную регистрацию на сайте конгресса: http://rfk2012.unn.ru/registration.html. Поскольку круглый стол будет проходить в рамках секции по философии культуры, то просьба в ходе регистрации указывать именно эту секцию.

 

Материалы круглого стола будут опубликованы.

 

Оргкомитет оставляет за собой право редактировать и отклонять по своему усмотрению поступившие в его адрес материалы. Отклоненные тезисы обратно не высылаются. Оргкомитет в содержательную переписку с авторами тезисов не вступает.

 

 

Срок подачи заявок до 20 февраля 2012 г.

Заявка

на участие в круглом столе

«Историософское наследие Л.Н. Гумилёва
и евразийская философия культуры
»

 

в рамках секции по философии культуры

VI Российского философского конгресса

«Философия в современном мире: диалог мировоззрений»1


г. Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.

 

 

1.

Фамилия, имя, отчество (полностью)

 

 

2.

Тема доклада:

 

 

 

3.

Место работы (полное наименование структурного подразделения, факультета, кафедры)

 

4.

Должность:

 

 

5.

Ученая степень, звание:

 

 

6.

Телефоны: рабочий/ домашний / мобильный

 

7.

E-mail:

 

8.

Почтовый адрес:

 

 

9.

Тезисы выступления (до 2-3 тыс. знаков):

 

10.

Необходимость технического сопровождения доклада (мультимедипроектор, ноутбук и т.д.)

 

 

1 В соответствии с требованиями Оргкомитета VI Российского философского конгресса нужно также пройти электронную регистрацию на сайте конгресса: http://rfk2012.unn.ru/registration.html. Поскольку круглый стол будет проходить в рамках секции по философии культуры, то просьба в ходе регистрации указывать именно эту секцию.


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение