ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сравниваем нынешнее российское образование с советским

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Фольклористика и культурная антропология сегодня

Фольклористика и культурная антропология сегодня

Печать
31.01.2012 г.
28 апреля — 2 мая 2012 года учебно-научный Центр типологии и семиотики фольклора и Лаборатория фольклористики Российского государственного гуманитарного университета (Москва) проводят первую международную Школу-конференцию молодых ученых по фольклористике, этнолингвистике и культурной антропологии "Фольклористика и культурная антропология сегодня".

Обоснование темы конференции

 

Фиксируемые сегодня устные тексты и обрядовые практики испытывают многообразное давление со стороны урбанистических постфольклорных форм, продуктов массовой культуры и элементов позитивного знания (через школу и СМИ). Однако непродуктивно рассматривать возникающие при этом синтетические формы исключительно как результат деградации некогда монолитной традиции, рудименты которой сохранились до наших дней; что же касается апелляций к некой широко понимаемой внеисторической «архаике», то они утрачивают свои объяснительные возможности. Хотя наши сведения о прошлом состоянии фольклорно-мифологических традиций отрывочны и имеют относительно небольшую хронологическую глубину, все же можно понять, что трансформации в них протекают непрерывнокак живая реакция на культурные, экономические, политические, религиозные события в жизни народа. В этом плане наблюдаемые теперь изменения в традиционном фольклоре, и в постфольклоре), по-видимому, не являются чем-то принципиально иным по сравнению с аналогичными процессами, протекавшими в недавнем или даже достаточно далеком прошлом. Соответственно, изучение современного состояния фольклорно-мифологических традиций позволяет выработать адекватный инструментарий для изучения не только нынешней фазы развития устных культур, но и динамики их исторического бытования, а также увидеть влияние фольклорно-мифологических моделей на восприятие действительности.

Отдельному обсуждению подлежит проблема национального (этнического) фольклора как диалектного многообразия, сформулированная Б. Н. Путиловым. Речь идет об общеэтнических комплексах фольклорных фактов, с одной стороны, и о дифференциальных признаках, определяющих «фольклорный диалект», с другой. При этом имеется в виду:

  • наличие или отсутствие определенных элементов этнической культуры (вербальных, обрядовых и т. д.) в разных областях ее распространения;

  • присутствие развернутых (даже жанрово оформленных) нарративов на какую-либо тему в одном районе и существование лишь информации о ней в другом («что-то слышал, но точно не знаю»);

  • различные локальные интерпретации одних и тех же элементов устной традиции;

  • дополнительность при распределении нарратива и ритуала в поле региональной традиции;

  • дистанционные корреляции некоторых локально специфичных тем, их перекличка не с фольклором соседних областей, а с традициями достаточно удаленных регионов;

  • наконец, определение территориальных границ «фольклорного диалекта».

Весьма актуальным следует признать исследование организации слабо структурированных текстов: быличек, бывальщин, поверий и т. п. По сравнению с устойчивыми жанровыми формами (сказочно-эпическими, песенными, магическими, паремиологическими и пр.), «устройство» которых изучалось хотя бы в первом приближении, такие тексты рассматриваются почти исключительно с содержательной точки зрениядля извлечения определенной мифологической информации. Между тем формальный анализ подобных текстов чрезвычайно перспективен для понимания процессов нарративизации и фабулизации «первичных» представлений и впечатлений в устной традиции.

 

Список (неполный) тем, которые предполагается затронуть во время работы конференции:

  • «фольклорные диалекты»

  • лингвистика и фольклористика

  • новейшие методы в анализе фольклорных текстов, а также этнолингвистических и этнологических данных

  • фольклористика и этнология в поле и кабинете

  • проблемы реконструкции палеофольклора

  • язык и мифология/мифология языка

  • фольклорно-мифологические традиции в контексте социальных коммуникаций

  • вербальное / визуальное / предметное кодирование ритуально-мифологической информации

  • актуальная мифология народов России и Зарубежья

  • модели фольклора в политико-идеологических парадигмах

  • советская и постсоветская мифология

 

Формат конференции

 

Последние десять лет Центр типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета каждый год проводит Летнюю школу для молодых ученых по фольклористике и культурной антропологии (http://www.ruthenia.ru/folklore/schools.htm). В этом году мы решили изменить формат и организовать международную школу-конференцию молодых исследователей, которая будет посвящена различным проблемам, актуальным для современного научного сообщества. Мы предполагаем собрать в рамках одной конференции молодых исследователей из различных городов России и зарубежья, а также ведущих специалистов в различных областях фольклористики и культурной антропологии. Задачей конференции является интеграция молодых ученых из разных областей гуманитарных наук в международное научное сообщество, знакомство с междисциплинарными подходами, общение с ведущими специалистами в своей области знания.

В рамках конференции будут работать несколько секций, каждая из которых открывается лекцией специально приглашенного докладчика (keynote speakerа) по исследовательским проблемам, актуальным для данной секции. Каждая секция будет включать в себя от трех до десяти участников. После выступления каждого докладчика выступит специально приглашенный дискутант с кратким оппонированием прослушанного доклада. Keynote speakers и дискутанты являются ведущими специалистами в данных областях и специально приглашаются для участия в работе конференции. В конце каждой секциивопросы и общая дискуссия. Доклады на конференции должны сопровождаться презентацией и, по возможности, раздаточными материалами.

Кроме того, в рамках Школы-конференции (в вечернее время) предполагается проведение круглых столов (посвященных проблемам составления баз данных и работы с ними) и мастер-классов (посвященных количественным и качественным методам, освоению статистических методов при анализе фольклорных текстов и ритуалов, лингвистических и социологических данных, а также работе с указателями фольклорных мотивов и сюжетов).

Рабочие языки конференции: русский, английский.

Тезисы лекций и докладов будут опубликованы на сайте «Фольклор и постфольклор» и напечатаны в виде брошюры до начала конференции и предоставлены участникам.

Конференция будет проводиться в Москве (открытие и закрытие) и/или Переславле-Залесском случае, если будут изысканы дополнительные средства). Если конференция будет проходить в Москве, мы постараемся обеспечить проживание участникам, если в Переславле, то мы будем оплачивать дорогу Переславль–Москва–Переславль, а также проживание и питание участникам, прошедшим конкурсный отбор.

Оргвзнос для участников конференции1000 руб. К сожалению, как правило, мы не можем оплатить дорогу от места вашей учебы/работы до Москвы, но мы можем обратиться к администрации вашего вуза с просьбой о содействии в оплате дороги и оргвзноса. В 60% случаев это удается, поэтому примите участие в конкурсе заранее, чтобы мы могли выслать все необходимые бумаги.

 

Отбор участников конференции

 

В качестве слушателей для участия в конференции приглашаются молодые исследователи (студенты, аспиранты, преподаватели), специализирующиеся в области фольклористики, этнолингвистики, социолингвистики, культурной антропологии и смежных дисциплинах, интересующиеся современными проблемами теории фольклористики и культурной антропологии и освоением новых методов в изучении фольклорных текстов. ВНИМАНИЕ! Неважно, какая у вас специализация в вашем вузе (историк, филолог, культуролог, социолог и так далее). Молодыми учеными считаются ученые, не достигшие до конца 2012 года35 лет. Возможность участия в конференции коллег, уже достигших 35 лет, существует, и она обсуждается индивидуально с Оргкомитетом.

Критерием отбора участников конференции являются четкие, подробные тезисы (2–5 стр.), ясно формулирующие научную проблему и задачу, которые должны быть присланы до 10 марта на адрес may.conference2012@gmail.com. Кроме тезисов, необходимо заполнить и выслать анкету, которую можно найти по адресу http://www.ruthenia.ru/folklore/konf12_anketa.htm.

Тема письма должна содержать фамилию отправителя (пример: «Заявка П. П. Иванова на участие в конференции»); сами тезисы и анкета должны прилагаться в виде аттачментов. Результаты работы Отборочной комиссии и пригласительные письма будут разосланы до 20 марта. Оргкомитет обращается с просьбой к потенциальным участникам конференции на откладывать подачу заявки на последний момент. Участники, приславшие свои заявки до 10 февраля, имеют возможность узнать о своей судьбе 20 февраля.

Отобранные тезисы будут напечатаны в сборнике материалов конференции, поэтому они должны быть правильно оформлены: шрифт Times New Roman, 12 й кегль, одиночный интервал, оформление литературыпостраничными сносками (Times New Roman, 10 й кегль). Ссылки на используемую литературу должны соответствовать ГОСТу (образец библиографического описания: Переплюй-Раздолбаев К. Проблемы описания обряда выгона скота в дер. Гадюкино // Фольклор и экстаз: сборник трудов. Соловки: Издат. дом «Эх, ухнем!», 2012. С. 10–110). Объем тезисовот 2 до 5 страниц (не более 15 тыс. знаков, включая пробелы). В верхнем правом углу первой страницы должна содержаться следующая информация о авторе (строго в таком порядке): инициалы, фамилия, статус, степень (если есть), университет, город, электронный адрес. Пример: И.В. Иванов, преп., канд. ист. наук, Томский Государственный Университет, Томск, privet@gmail.com.

Оргкомитет конференции оставляет за собой право публиковать на сайте (www.ruthenia.ru/folklore) работы, присланные на конкурс. В конце марта будет опубликована программа конференции.

Желающие принять участие в организации секции / предложить тему для секции / организовать мастер-класс могут направить свои предложение на электронный адрес Оргкомитета.

 

Контакты

 

Всю актуальную информацию о конференции вы можете найти на сайте http://www.ruthenia.ru/folklore. E-mail: may.conference2012@gmail.com, Тел. для справок: (499) 973-43-54 (понедельник, среда)

Следите за объявлениями на сайте www.ruthenia.ru/folklore!

 

Оргкомитет конференции

 

А.С. Архипова, к. филол. наук, доц. ЦТСФ, РГГУ

А.В. Дыбо, д. филол.наук, проф. РГГУ, член-корр. РАН

А.В. Козьмин, к. фил. наук, науч. сотр. ЦТСФ РГГУ

А.Б. Мороз, проф., д. филол. наук, зав. Лаб. фольклористики РГГУ

Д.С. Николаев, к. филол. наук, асс-т ЦТСФ РГГУ

С.Ю. Неклюдов, д. филол. наук, проф. ЦТСФ РГГУ

Н.В. Петров, к. филол. наук, преп. Лаб. фольклористики РГГУ

О.Б. Христофорова, д. филол. наук, дир. ЦТСФ РГГУ


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение