ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Как защитить детей от вредного влияния интернета?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Виктор Васнецов. Эскизы к росписям Владимировского собора

Виктор Васнецов. Эскизы к росписям Владимировского собора

Печать
18.04.2012 г.

В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники" с 18 апреля открыта экспозиция "Виктор Васнецов. Эскизы к росписям Владимировского собора в Киеве. 1885-1896"

Лаврушинский, 10, зал № 39
СХЕМА ПРОЕЗДА, РЕЖИМ РАБОТЫ

 

Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926) – один из самых знаменитых русских художников второй половины XIX – начала XX века. Широкую известность он получил прежде всего как автор картин на былинно-сказочные сюжеты. Между тем, значительное место в его творчестве занимала религиозная живопись. Первым опытом мастера в этой области стали росписи во Владимирском соборе в Киеве (1885–1896). В одном из залов постоянной экспозиции Третьяковской галереи появилась редкая возможность разместить все хранящиеся в фондах живописные и часть графических работ В.Васнецова этого цикла, поступившие в Галерею почти 120 лет назад.

Принять участие в оформлении интерьера храма-памятника, посвященного 900-летию Крещения Руси, художнику предложил историк искусства и археолог профессор А.В.Прахов, руководивший внутренней отделкой собора. Не сразу согласившись, поскольку считал "дело по значению и величию… черезвычайно серьезным", живописец посвятил ему десять лет жизни (1885–1896).

Христос-Вседержитель

В.Васнецов, сын сельского священника, учившийся до поступления в Академию художеств в духовной семинарии, подошел к выполнению росписей с глубокой верой в то, что "нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела как украшение храма", и с пониманием колоссальной ответственности, стоящей перед живописцем. "Это уже поистине и дело народное и дело высочайшего искусства", – писал он В.Д.Поленову. Художник разделял надежды части общества на то, что возрождавшееся церковное искусство могло стать общедоступным и понятным, выражающим национальные идеалы.

"Украшение храма" для В.Васнецова было постижением великих ценностей. Тщательно готовясь к предстоящему труду, художник совершил путешествие в Италию, где познакомился с памятниками византийского искусства. Затем, уже в Киеве, куда переехал из Москвы в 1885 году, он изучал мозаики и фрески Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря.

Основная идея программы, разработанной А.В.Праховым, состояла в осмыслении религиозной истории России, ее включенности через Византию во всемирную историю культуры. Главное внимание было сосредоточено не только на разработке сюжетов, связанных с крещением князя Владимира и Руси, но и на создании галереи образов русских святых – канонизированных деятелей Древней Руси, подвижников русского православия.

Во Владимирском соборе В.Васнецов при участии помощников выполнил основную работу – расписал весь главный неф храма, среднюю часть хор и три стороны столпов, отделяющих центральный неф от двух боковых. Всего было создано 15 композиций и 30 отдельных фигур святых в полный рост. Среди них: "Богоматерь с младенцем" на восточной алтарной стене; "Святители" и "Пророки" на северной и южной алтарных стенах; "Христос-Вседержитель" в главном куполе; "Радость праведных о Господе" в барабане главного купола; "Евангелисты" на парусах главного купола; "Страшный суд" на западной стене; "Крещение Руси" над входом в крещальню; "Единородный Сын Слово Божие", "Бог Саваоф", "Распятый Иисус Христос" – на плафонах главного нефа; изображения исторических деятелей, причисленных к лику святых – княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского, Нестора-летописца, Михаила Черниговского – на соборных столбах; несколько икон в мраморном иконостасе, а также орнаменты и изображения в медальонах.

Страшный суд

Художнику пришлось решать в стенописях одну из главных задач церковной живописи: найти верное соотношение конкретного и идеального. Он соединил реалистически трактованные объемные фигуры с фоном, данным в условной манере русских миниатюр, а также поместил все изображения в орнаментально-ковровую оправу. Общий колорит росписей, построенный на радостных мягких и теплых тонах, позволил достичь гармонического единства. В журнале "Мир искусства" писали о храмовом монументальном ансамбле: "Это выдержанное цельное творение, в котором чувствуется живой порыв и большое декоративное чутье".

П.М.Третьяков высоко ценил творчество В.Васнецова. Беспрецедентным стало поступление в галерею в 1893 году почти всех подготовительных работ к росписям в соборе.

Помимо эскизов к росписям на выставке экспонируются раритетные издания и документы, отражающие этапы создания художником монументально-декоративного убранства храма.

Источник


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение