ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло

Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло

Печать
28.05.2012 г.

В залах 49-54 Третьяковской галереи (г. Москва)  с 30 мая по 7 октября 2012 г. будет проходить выставка "Основы графики: бумага и дерево, шелк и стекло".

Термин "основы" как нельзя более точно определяет роль материалов в создании художественного образа. Основа является неким камертоном, настраивающим художника на определенную манеру рисования. Выбор основы во многом определяет характер нанесения штрихов или красочных мазков – их темп, ритм, силу, плотность… На выставке, завершающей цикл "Материалы и техники русской графики", представлен широкий спектр графических основ: пергамент, кость, картон, различные виды ткани, стекло, дерево. В экспозицию вошло около 150 произведений русских художников XVIII – начала XX века.
Л.С.Бакст. Портрет Гиппиус З.Н.

История и свойства материалов, их роль в создании художественного образа мало известны широкому зрителю и обычно остаются вне пристального внимания специалистов. Задача выставки – познакомить посетителей с многообразием используемых в качестве графических основ материалов, показать лучшие и наиболее характерные образцы из коллекции Третьяковской галереи.

Как правило, под графическим произведением подразумеваются работы на бумаге. Особенностям производства бумаги посвящен первый зал выставки, где можно познакомиться с историей и техникой изготовления водяных знаков и увидеть редкие образцы филиграни – бумаги с водяными знаками.

Используемая в произведениях графики бумага чрезвычайно разнообразна по своей фактуре, текстуре, цвету. Так, гладкая или рельефная поверхность бумаги порождала совершенно различные приемы и способы работы акварелью. Гладкий "бристольский картон" как нельзя более соответствовал эстетическим задачам акварельного портрета начала XIX века, ведущего свою родословную от миниатюр, исполненных на полированных костяных пластинах. Мельчайшие мазки акварели, с ювелирной тщательностью моделирующие форму, завораживают в работах К.Брюллова и П.Соколова. Напротив, обращаясь к крупнозернистой бумаге типа "торшон", художник вступает в увлекательное состязание со "своевольной" поверхностью листа, диктующей широкую, стремительную манеру письма. Эта бумага была популярна в России на рубеже XIX–ХХ веков и представлена на выставке работами И.Левитана, Л.Бакста, М.Врубеля, К.Сомова.

Особых шероховатых поверхностей требует рисование пастелью. Самым ранним видом основы для пастелей был пергамент. Различные манеры работы пастелью на пергаменте демонстрируют на выставке произведения К.Барду, И.Касселя, А.Венецианова. Для работы пастелью также использовались рыхлые, хорошо удерживающие частицы краски картоны, часто встречающиеся у Н.Рериха, Ф.Малявина, Б.Кустодиева, и специальная наждачная бумага.

В.Э.Борисов-Мусатов.
Портрет дамы. 1902

Интерес к цвету бумаги художники проявляли во все эпохи. Мастерское владение рисунком на цветной бумаге демонстрируют листы из цикла "Библейские эскизы" А.Иванова, знаменитые натюрморты Ф.Толстого. Виртуозные карандашные портреты В.Тропинина, жанровые сценки А.Венецианова выполнены на голубой бумаге, придающей этим произведениям особую изысканность и поэтичность. Если в XIX веке используется в основном бумага пастельных оттенков, то начало ХХ века рождает интерес к интенсивным по цвету основам. В обиход художников включается самая разная бумага – так, М.Ларионов создает целые серии композиций, используя грубые обёрточные и тонкие глянцевые упаковочные сорта бумаги.

Бумага отличается также по степени и характеру "подготовки". Натурные наброски и этюды драпировок, исполненные А.Ивановым на тонированной бумаге, поражают чувством красоты материала. Грунтованные виды бумаги представлены хронологически самыми ранними на выставке портретами, приписываемыми С.Муковнину, академическими композициями А.И.Иванова, тщательно проработанными "живописными" пейзажами А.Мартынова.

Украшением выставки являются работы в редкой технике папье-пелле, исполненные на специальной фабричного изготовления бумаге, предназначенной, как следует из ее названия, для "проскребания". Коллекция Третьяковской галереи позволяет проследить в историческом развитии недолгий путь существования этой, первоначально "дилетантской", техники, достигшей совершенства под пером профессионалов - А.Саврасова, И.Шишкина, И.Айвазовского.

Выставку завершает феерический калейдоскоп редких "основ", среди которых миниатюры в технике эгломизе (живописи на стекле), тончайшие силуэты из черной бумаги Ф.Толстого и Е.Кругликовой, акварели М.Врубеля и офорты И.Шишкина на шелке, красочные фантазии Н.Милиоти на дереве, композиции В.Кандинского на стекле. В коллажах представителей авангарда – А.Экстер, Н.Гончаровой, А.Лентулова – бумага из основы превращается в технику исполнения. Этот парадоксальный финал выставки – своеобразная дань уважения бумаге и ее роли в создании художественного образа.

Источник


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение