ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Теория культуры >> Город. Территория. Общество. Идеология.

Город. Территория. Общество. Идеология.

Печать
Автор Александр Фельдман   

Территория, на которую приходит человек, становится его миром. Он изменяет ландшафт и создает обитаемую среду. Территория влияет на человека и изменяет его. Человек изменяет мир вокруг себя и себя в этом мире. Он сооружает жилища, уплотняет их и ...возникают Города. Человек изменяет время течения событий на Территории, укореняя на них Города и связывая их между собой. Он изменяет рельеф пространства и окружает себя рукотворным миром предметов. Творения его рук живут человеком, живут в человеке, умножая смыслы его жизни на Территории.

Города - это предметная история человечества. Настоящее человека во все времена воплощалось в борьбе за качество жизненного пространства. Будущее рисуется воображением в облике новых Территорий. Мечты порождают идеи, которые провоцируют человека к изменению среды обитания. Фантазии правят помыслами и подогревают общественные порывы.


Города сближают людей. Общие интересы придают городской жизненной среде ощущения единства. Люди, заботясь о собственной жизни, подчиняют себя императиву общежития и укладывают свой кирпич в общее будущее на общей Территории. Единство взглядов формирует общество.

Город концентрирует энергию созидания. Таланты формируются в плотном поле информационных коммуникаций Города и распространяют влияние на общество. Образование, наука, искусства, общественные связи, единая культурная среда обжитых Территорий образуют естественную среду жизни и смысл совместного существования. Культура эпох возникает на освоенных Территориях и концентрируется в Городах.

Город сплачивает и увеличивает интеллектуальную мощь человека, обозначает смыслы и пути совершенствования. Активность людей усиливает среда, способствующая сближению. Города развивают связи в общественной среде, умножают интересы людей, разнообразят помыслы и сращивают их взаимодействием. Единое поле коммуникации Города ускоряет обмен знаниями и опытом, создают единое сознание мира и открывают небывалые сферы их применения. Освоение новых Территорий улучшает качество Города. Город из части Территорий становится Городом Территорий. Из места для жизни он становится оболочкой общественного организма. Разум человека становится выразителем идей им же созданного мира. Человек ощущает себя частью предметного мира Города и Территории и всю предметность мира как часть себя.

Город подвержен влиянию времени. Он мудреет и стареет. Неповоротливость мира жилищ и логистика Территорий делает его консервативным. Город, овладев помыслами человека, противится переменам, которые, как кажется обществу, мыслящему от имени Города, всегда опережают время. Город неохотно расстается с прошлым. Старые ветшающие Территории Города сковывают его. Но он же и таит в себе скрытый до времени интеллект созидания. В Городе всегда пробиваются ростки нового облика новых Городов, маскирующиеся в начале в старых формах. Энергия мысли, воображение ищущих новых пространств для невиданных дел находит новые неизвестные неосвоенные Территории в скрытых воображением пустошах старого Города. Интеллект, теснящийся еще в рамках старого, рисует неузнаваемо преобразованный мир нового Города. В Город врываются потоки новых технологий и смелых идей. Мечты о жизни на преображенных Территориях городской среды формируют нового человека и обогащает общество стремлением к совершенству. Важнейшими для душевного комфорта становятся познание среды и созидание, как условия и источники благополучия и счастья.

Идея возникновения Города заключена в интуитивном поиске структур, сближающих людей. Город, прежде всего, есть место, причина и следствие общения людей и лишь затем размещение их жилищ. Люди осуществляют себя людьми в совместной жизни. Они тем более люди, чем больше их проживет вместе в городской среде. Люди образуют системы коммуникаций, формируют структуры общественных отношений, упорядочивают Город и приводят Территории в соответствие с их жизненными ценностями, умножая смыслы жизни.

Картина современной художницы Гуткиной Надежды Михайловны Вечерняя прогулка  

Надежда Гуткина, "Вечерняя прогулка", 2007


Благополучие люди созидают в плодах рук своих, в общении с себе подобными и в познании мира. Счастье - это лучшая оценка жизни здесь в этом Городе, на этой Территории, среди этих людей, в этом обществе.

Город - это традиция. Город притягивает к себе коммуникации и интересы людей. Заселение новых Территорий были жизненной необходимостью. Людей объединяли идеи совместного будущего. Они вместе осваивали земли и образовывали сообщества. Позже Города своей материальной необходимостью, структурной направленностью на общество сплачивали людей. Отдельные жители создавали гражданские отношения. Формировались прообразы политических конструкций. Уважение к интересам соседей становилось общественной необходимостью и созидало в каждом жителе Города гражданина. Города производили новое качество жизни. В них возникали идеи эффективности общественного производства, идеология потребительского общества и накопления, концентрации, хранения материальных ценностей. Города стали место эффективного выживания на Территориях.


Формирование и упрочнение гражданского общества во многих отношениях зависит от преобразования Городов и инновационного освоения новых территорий.

Города развиваются с обществом и развивают общество. Они становятся местом рождения и воплощения в материале новых достижений. Города по существу состоят из плоти, отношений и мыслей населяющих их людей. Коммуникации человечества сосредотачиваются в Городах. Из среды, формирующей связи, они стали средой человека. В Городах сосредоточены все нематериальные богатства человечества: образование, культура, наука, идеология.

Гражданское общество формируется в Городах. Компактность территории, обилие информации, активное общение активизируют обмен идеями, мыслями и умножают их. Развитая инфраструктура ускоряет, в свою очередь, процесс урбанизации. Это сплачивает интересы, во взаимодействии которых формируется гражданское самосознание. Не случайно первыми государствами были государства - города.

Горожане долго оставались притягательным, но тонким слоем общества. Только в 2000 г. ООН объявило, что городское население Земли сравнялось по численности с сельским. Экономически и организационно мелкие общины были всегда более управляемы. Примитивный авторитаризм, основанный на личном участии правителя во всех уровнях снизу доверху, обуславливал все же пределы управляемости. На начальных этапах формирования больших общин свобода зачастую подменялась вольницей, которой поощрялись бунты и произвол. Организация жизни в Городах отличалась большей определенностью оседлости, а отсюда, и большей организованностью и общностью интересов в общинном хозяйстве и в администрировании взаимоотношений.

Городская среда в период ее формирования была граждански рыхлой. Не было достаточных коммуникативных основ, культурной взаимозависимости для влиятельного единого информационного поля общества. В правовом отношении наблюдался значительный перекос обязательств отдельных граждан перед общиной по отношению к встречным обязательствам общины перед ее членами. В то же время, уже созданные общины городов были идеологически жестко структурированы властью. Для идеологического структурирования властью привлекались устои, обычаи, единые религиозные нормы, пропаганда напастей от чужаков и захватчиков и тому подобное.

Территориальная рассредоточенность населения препятствовала объединению интересов, развитию инфраструктур, внедрению новых идей в экономические отношения, образование и производство.


Городская культура определяла и определялась средой общения. Территории Городов концентрировали контактность, а с ним и товарооборот, и обмен духовными ценностями. Города формировали дух гражданства, приобщая людей, в той или иной мере, к управлению сообществом. Фактически, Города стали воплощением политики, как ее понимал Аристотель. Он считал, что это - жизнь вместе, на одной территории, причастность каждого к жизни всех. Интересы отдельного человека в этой жизни были неразрывны с интересами сообщества.


Гражданское общество и городское сообщество создавали друг друга.

Мы созидаем культурную среду Города как источник благополучия и невольно и одновременно структурируем и упрочняем гражданское общества.

Источником традиции и развития культуры является развитие коммуникативно-ландшафтного облика Городов. Они в некотором роде преемствуют историческую традицию концентрации отношений на Территориях. Среда Города переформировывается на каждом историческом этапе в новые структуры, новые территориальные центры общественных коммуникаций. В них кристаллизуется новые идеи, которые подготавливают лидеров общества, развиваются новые отношения, получает импульс образование и культура. Они, в свою очередь, дают импульс следующей волне накоплению духовных ценностей и постановки новых общественных целей.

Городская среда является главным источником созидания человечества. Город концентрирует опыт обществ Территорий и дает начала новому. Упадочные города разрушаются прежде всего духовно, в виду отсутствия новых идей, и затем экономически. Развитие Города - это открытие в нем новых городских Территорий, изменение ландшафта и коммуникаций. Экономика Городов для развития требует новых территорий. Падение экономического развития Городов напрямую связано с остановкой развития внутри городских Территорий, по которыми нужно понимать и изменение ландшафта Города, и изменение коммуникаций Города, и инновационное лицо Города, его транспорт, связь, активность культурных и общественных институтов Города, его способности изменяться в ногу со временем.


Облик Города и его душа начинаются и оканчиваются ландшафтом. Развитие его территорий кровно связано с непрерывностью освоения знаний и востребованности личности. Город процветает, если каждый гражданин отмечен за плоды рук его, за причастность к культуре, к жизни общества. В этом люди находят источник и мотив ощущений счастья.

Город - конструкция, сотканная из архитектуры, коммуникаций и культурных ценностей. Город образуют смыслы жизни созидающих его людей. Облик Города, в свою очередь, отражает культуру, помыслы, умонастроения, интересы и виды на будущее его жителей.

Территории сообщества воспроизводят себя в ландшафте в той мере, в той приобщенности к мировым процессам, в какой общество воспринимает или отвергает новые идеи. Облик Территорий Города отражает культуру населяющих людей.

Люди планируют Города, создают генеральные планы их будущего развития. Но незаметно в этих планах будущим поколениям навязывается отжившие свое идеи, мысли, которые были достигнуты обществом в прошлом. Мы пытаемся ускорить движение в будущее, но... замедляемся под властью устаревших идей. Новые территории Городов должны быть открыты для новых идей.

Город - это место формирования современного человека. Город должен изменяться, чтобы изменялся человек. Город материален, вещественен. Зримо он воплощен в камне и металле, приспособлен к ландшафту. Изменения его структуры требует огромных затрат. Изменению его облика препятствует огромные трудности перестройки больших массивов строений и инфраструктуры, преобразований уже застроенных территориях и отжившие традиции.

Необходимы новые городские территории, как центры роста, развития культуры. Эти территории нужно создавать. Мировая практика показывает, что Город, как бы он не был уплотнен застройкой, хранит в себе множество неосвоенных Территорий. Они не видны за массивами жилищ и землях, пришедших из прошлого, но они проявляются инновационному взгляду на будущее Города. С точки зрения передовой мысли Город - это скопление множества белых пятен неосвоенных территорий.

Новые территории воплощают новые идеи градостроительства. Они преобразовывают старые консервативные отношения в новую среду общественной жизнедеятельности. Изменения облика Города повышают общественную значимость образований, привлекают инновации и рождают их, дают толчок коммуникативной активности.

Город по существу являет собой материализованные общественные идеи. Облик его территорий определяет способ и образ жизни человека.

Люди существуют в собственноручно созданной среде. Они не относят свои жилища к природе.


Люди приспосабливают камень, металл, стекло к образам, рождаемым игрой ума. Они создают окружающую рукотворную природу. Люди строят Города, свою жизнь и природу.


Градостроение значительно влияет на культуру. Символы, воплощенные в строениях, долго влияют на поколения, на их мечты и представления о жизни и счастье. Город, и особенно его форпосты, его новые осваиваемые Территории, необходимо созидать как нечно новое, невиданное, как криативную идею, увлекающую в будущее. Необходимо формировать умы новых поколений, переносить образы идеальных представлений о мире в материальную среду... и в ней жить.


Общественная жизнь берет начало не с укладки камня и стекла, не из бетона и дерева, а из идеологии организации духовного пространства человека.

Проблемами гражданского общества обеспокоены во всем мире. Мировое общественно-инновационное движение "Новый урбанизм", например, замышлялось как способ влияния на городскую среду. Они хотят сделать жизнь в Городе комфортабельной, насыщенной смыслом жизни и изменить среду, которая отчуждает людей.


В США активным заказчиком Новых урбанистов является федеральное правительство. Оно все чаще поручает специалистам из Новых урбанистов строительство офисных комплексов или культурных объектов, вписанных в ландшафт на новых принципах с использованием инновационных экологических, технологических и даже общественных идей.

Необходимы новые идеологии расширения пространств для жизни человека. Необходимо развивать новых территории развития городской среды на месте отживших скученностях жилищ и устаревших коммуникаций.


Традиция, так называемой "комплексной застройки" городов, основана на создании все тех же внутригородских островов "приложения труда" и по-квартирно замкнутого отдыха для рекреации и подготовки все к тому же "приложению труда".

Города работают как гигантские производства физиологических трудовых человеческих ресурсов. Духовное производство и воспроизводство гражданского общества, увы, развиваются как вторичный ресурс. Пространства Городов большей частью застроены, но пугающе пусты. Культура скомкана в немногих центрах активности.

Гражданские отношения общества находятся в жесткой зависимости от исторически сформированных коммуникаций. Для ощущения себя гражданами порой требуются драматические коллизии, чтобы люди покинули спальные места и вышли друг к другу, почувствовали плечо и общую заинтересованность.


Город пришел к нам из прошлого. Он застыл в облике отжившей догмы. Необходимо настроить общественное мнение на новые принципы воспроизводства общества.

Известно, что в США общественное мнение разделяет людей по уровню месячного дохода. Общественное мнение Городов формируется не только их экономическим отношениями, но и средовой коммуникацией. Города из прошлого склоняют людей к тому, что равенство социальных слоев соответствует уровням доходов и зависит от благосостояния. Это идея разъединяет общество. Она пришла из прошлого Городов. Она поддерживается политикой Городов. Путь такого понимания древний, но деструктивный. Но путь этот не единственный в истории и только один из существующих.

Параллельно в обществе функционировала и имеет место нынче, с большим или меньшим весом в отношениях между людьми, идеология ценности образования и авторитет знания и опыта. Общество ценит статус образованности и накопленную мудрость. Образование, в понимании общества, включает в себя признание общественной значимости личности и назначает высокую общественную цену служению обществу.


Результаты крупного социологического исследования, призванного определить критерии самой счастливой профессии, проведенного в США в течение 2006 года (во всех штатах опрошено было 26 тысяч респондентов), были обнародованы в конце апреля. Оказалось, что удовлетворение от работы людям приносят далеко не высокая зарплата, власть или статус. Гораздо большее значение имеют глубинные позывы к творчеству, к преподавательской деятельности и помощи людям. (General Social Survey (GSS)

Необходимо превратить освоение новых территорий градостроения в Территории новой среды, новой идеологии жизнедеятельности общества.


Изменение облика Городов будет привлекать те силы, что изменяют общественные отношения, будут изменять общество. В новых городских территориях необходимо воплотить надежды общества на беспрепятственное внедрение новых идей, инновационных технологий, доступность самых передовых коммуникаций.
Новая городская среда должна предоставить условия раскрытия потенциала каждого гражданина в образовании, инновации и востребованности личности, как главных условий обретения счастья.

 


30.05.2012 г.

Наверх
 

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение