ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Теория культуры >> Художественная культура. Оценка развития

Художественная культура. Оценка развития

Печать
Автор А. М. Лесовиченко   

 

Принципы оценки уровня развития художественной культуры европейского типа

В эпоху Возрождения западное искусство приобретает черты, которые будут характерны для художественного процесса всех последующих столетий истории. Именно тогда формируется специфический облик европейской художественной культуры, отличающий её как от собственного предшествующего периода – средневекового, так и от культур всех других регионов мира. 

Западная модель художественной культуры является порождением католического мировоззрения1. Однако она оказалась способной адаптироваться к любой мировоззренческой концепции, внедряться в любой культурный контекст, охватывая всё новые регионы мира. Таким образом, к началу ХХ века мы находим явления такого рода во всех странах. Характерно, что везде они рассматриваются как часть местной культуры, а не просто как импортный товар. Вместе с тем, система ценностей и связи с европейским исходным опытом сохраняется, что позволяет говорить о художественной культуре европейского типа (далее – ХКЕТ), как бы далеко от Европы географически не появились те или иные произведения. 

Конечно, специфика ХКЕТ проявляется не во всех искусствах. Вряд ли её стоит искать в архитектуре, монументальной живописи и скульптуре, книжной графике, декоративно-прикладных искусствах, бытовом и ритуальном танце. Но оно ясно проявляется во всех видах станкового искусства, в музыке, станет базовым свойством театрального процесса во всех его проявлениях – оперном, балетном, драматическом, кукольном.

Картина французского художника Эдгара Дега Урок танца  
Эдгар Дега "Урок танца", 1872

На наш взгляд, ХКЕТ обладает рядом свойств, которые позволяют достаточно точно фиксировать уровень её развития на той или иной территории. Это задача настоящей работы.

Однако прежде необходимо выделить признаки, которые отличают ХКЕТ от иных художественных культур. 

Творческий процесс во ХКЕТ направлен в основном на удовлетворение одной потребности – эстетической и, в связи с этим, осуществляется в специально создаваемых для этого учреждениях – театрах, музеях, выставочных и концертных залах. Отсюда проистекают специфические признаки явлений ХКЕТ: 

1. Признак эстетической самоценности явлений искусства 

2. Признак функциональной самодостаточности художественной деятельности. Произведения искусства не зависят от идеологических или политических ориентаций заказчика. Даже если автор ставит перед собой определённую внехудожественную задачу, он может реализовать её только через включение внешних средств, лишь косвенно соотносимых с содержанием произведения. 

3. Признак преподносимости. Любое произведение в рамках ХКЕТ предполагает соприкосновение с сознанием реципиента в специально организованных для этого формах, где художественный продукт «преподносится» зрителю или слушателю. 

4. Признак функционального разделения участников художественного процесса, при котором обратная связь между ними затруднена и опосредована. Зритель ни коим образом не может корректировать концепцию и форму живописного полотна. Столь же жёстко закреплены и взаимоотношения композитора, исполнителя, слушателя в процессе музыкального творчества. 

5. Признак профессиональной дифференциации. Деятель искусства может заниматься разными творческими задачами. Однако почти не бывает равнозначного развития не только в нескольких видах искусства, но и равноценного выполнения всех процессов внутри одного. Великий певец Ф. Шаляпин занимался скульптурой, но здесь он был дилетантом. Достаточно редко бывает равновесным вклад одного музыканта в композиторском, исполнительском и музыковедческом деле. 

6. Признак упорядочивания отношений между участниками художественного акта посредством инвариантного текста. Таковым для гравёра и печатника является рисунок, созданный художником, текст пьесы – для режиссера и актёров, нотный текст - для музыканта исполнителя. Этот признак не проявляется в тех искусствах, где не предполагается при создании произведения участие нескольких профессионалов. 

7. Признак творческой автономности. Занимаясь каким-либо искусством, человек может иметь смутное представление (а иногда и вообще никакого) о других искусствах, даже если участвует в создании некоего коллективного синтетического целого (например, театрального представления). 

8. Признак содержательной открытости. В творческом процессе ХКЕТ может быть ассимилирован фактически любой художественный материал, возникший в других художественных культурах, но изменяется он так, чтобы не нарушал организационных форм ХКЕТ. 

9. Признак «экспансии». Закрепление ХКЕТ в любом регионе мира зачастую приводит к вытеснению или ограничению зоны функционирования всех других типов художественной культуры. 

10. Признак приоритета институциональности. Решающую роль в распространении явлений ХКЕТ играют её стабильные институты. Они обеспечивают ей выносливость и устойчивость, относительную независимость от социальной ситуации. Такими определяющими институтами являются концертные и выставочные организации, театры и учебные заведения. Благодаря им ХКЕТ способна закрепляться и «навязывать» свои ценности в любом регионе мира. 

11. Признак иерархичности институтов. Родовой особенностью ХКЕТ является отчётливо выраженное противопоставление центра и периферии. Причём это противопоставление проявляется как в комплексном плане (концентрация на одной территории большого числа учреждений делает эту территорию более значимой, чем другие, не располагающие подобным комплексом), так и между отдельными институтами одного типа, даже расположенными близко друг другу. 

12. Признак идеологической и политической индифферентности институтов ХКЕТ. Институты ХКЕТ действуют по единым законам, независимо от типа государственности, в рамках которой они развиваются, режима, идеологии и т.д.

 

Оценивая уровень развития ХКЕТ на той или иной территории, можно априорно утверждать, что количественный фактор является решающим. Чем больше сконцентрировано учреждений ХКЕТ, чем больше посетителей они собирают, чем больше активной действующих профессионалов, представляющих различные роды деятельности, чем больше инвариантных текстов разного типа находится в активе исполнителей, тем выше уровень развития культуры. Конечно, может возникнуть вопрос: как измерить величину дарования деятелей искусства, которая, без сомнения, является важнейшей характеристикой художественного процесса? Думается, нет большой необходимости заниматься исследованием этого вопроса с культурологических позиций вообще. Дело в том, что каждая талантливая личность ценна не сама по себе, а по своей способности притягивать к себе других, т.е. чем значительнее одарённость деятелей ХКЕТ, больше вокруг них собирается профессионалов, тем выше интерес потребителей искусства (и, следовательно, наполняемость залов). Таким образом, наличие больших талантов проявляется в количественных показателях. 

Кроме того, есть другая сторона этого вопроса. Специфика ХКЕТ обуславливает мигрирующий образ жизни наиболее видных её представителей. В этой ситуации, вообще неважно, где именно они имеют недвижимую собственность (нахождение И. Репина в Куокколе, а П. Чайковского – в Клину не сказывалась н на чём). Из географии поездок (или демонстрации произведений того или иного мастера), масштаба центров, им посещаемых, можно сделать некоторые выводы (разумеется, только некоторые) и о масштабе таланта художника. 

В развитии ХКЕТ трудно переоценить значение системы профессиональных учреждений. Здесь важны и общее их количество, и общая направленность по видам искусства, и спектр направлений в каждом. Конечно, последнее относится к территории в целом: отсутствие в Московской консерватории факультета народных инструментов нисколько не умаляет ни весомости этого вуза, ни состояния развития обучения на народных инструментах в Москве, так как оно успешно осуществляется в РАМ им. Гнесиных, но если в Новосибирске отсутствует высшее образование в области звукорежиссуры, это в определённой степени уменьшает возможности развития всей территории в данном направлении. 

Более того, широта спектра специализаций зависит ещё и от национальных особенностей. Если в контексте ХКЕТ Бурятии присутствие и балалайки, и чанзы – норма, то появление японской сякухати в музыкальной жизни Владивостока – показатель расширения поля нормативных элементов. 

Немаловажный параметр, позволяющий судить об уровне развития художественной культуры – объём и дифференцированность фондов инвариантных текстов для тех видов искусства, где без них не может осуществляться творческий процесс. Не имеет значения форма собственности этих фондов (публичная библиотека, библиотека учебного или театрально-концертного учреждения, личная библиотека), поскольку в художественной жизни активно участвуют все материалы, независимо от их местонахождения. В этом главная трудность измерения по данному признаку: не учитывать личные библиотеки нельзя, поскольку они бывают (совокупно) и богаче, и разнообразнее общедоступных, но учесть, что в них находится практически невозможно. В связи с этим, к сожалению, приходится констатировать нереальность характеристики ХКЕТ по текстовому потенциалу. 

Помимо статистических показателей состояния профессиональной сферы ХКЕТ, целесообразны социологические измерения. Конечно, здесь нужны только обобщённые данные, получение которых представляет определённую проблему даже при наличии эмпирических сведений. Отталкиваясь от принципов «метода определения концентрации и распространения ингредиентов, содержащихся в воздухе в результате антропогенной деятельности»2, предлагаем следующий порядок отбора и обработки данных:

 

1. Классифицировать все проведённые в некоторый промежуток времени мероприятия по устойчивым группам. Например, выставки живописи и скульптуры, оперные спектакли, симфонические концерты и т. д. Номенклатура мероприятий зависит от условий культуры данной территории и возможностей исследователя. 

2. Оценить возможности основных помещений на данной территории по вместимости. 

3. Выявить процент посещаемости каждого из учреждений в связи с каждым из типов мероприятий. 

4. Определить плотность W общественного влияния мероприятия каждой категории на каждой из площадок по формуле:

 

ΣNaα

J W = —————

M

где N – количество мероприятий на площадке (территории) за данный промежуток времени (j – тип мероприятия); а – ёмкость помещения; α - средний коэффициент наполняемости помещения; М – численность населения данной территории. 

5. Выявить интенсивность посещаемости мероприятий каждого вида Q по формуле:

 

α

Q = ———

M

Q – число посетителей за контрольный период для данной территории в целом. 

6. Суммировать средние показатели. Вывести средние показатели для данной территории в целом.

 

Думается, все измерения, проведённые в указанных выше аспектах, сами по себе могут быть любопытными, но вряд ли способны стать основой для теоретических выводов. Чтобы они могли работать в таком качестве, необходим эффективный механизм их совокупного прочтения. Вероятно, оптимальным в этом смысле является картографический подход. Здесь, например, возможно применение метода сечения горизонталями (изолиниями). 

Горизонтали представляют собой проекцию на горизонтальную плоскость следа от сечения рассматриваемого рельефа другой горизонтальной плоскостью, расположенной на определённом уровне, принимаемым за уровень отсчёта3

Применительно к ХКЕТ, которая хорошо поддаётся описанию в виде рельефа, не требуется какой-либо глубокой коррекции этого метода. Достаточно договориться, что принимать за единицу измерения. 

Прежде всего, нужно определить, что является нулевым уровнем. В состоянии культуры до середины ХХ века таким уровнем могло быть отсутствие возможности контактов с явлениями ХКЕТ, т. е. буквальный ноль. Со времени повсеместного распространения электронных средств информации, особенно, с изобретением спутниковой связи, на Земле нет территорий, где не был бы возможен потенциально контакт с явлением ХКЕТ, независимо от наличия местных ресурсов. Поэтому нулевым уровнем сейчас следует считать отсутствие возможности контактировать с явлениями ХКЕТ в непосредственном живом соприкосновении, без посредства технических приспособлений. 

Последующие уровни могут быть выстроены по шкале: 

1. Общение с явлениями ХКЕТ только через инвариантные тексты без участия профессионалов и специальных учреждений (неорганизованная самодеятельность во временных искусствах), а также случайными произведениями пространственных видов искусства. 

2. Репрезентация в любительских формах при помощи профессионалов-руководителей. 

3. Наличие профессиональных учреждений низшего звена: театральных, концертных и выставочных коллективов, выступающих по законам профессиональных, но имеющих в своём составе людей без специальной подготовки; учебные заведения, не ставящие своей задачей подготовку профессионалов. 

4. Наличие профессиональных учреждений среднего звена, в составе которых только специально подготовленные лица, учебные заведения, дающие базовую технологическую подготовку к профессиональной деятельности. 

5. Наличие профессиональных учреждений высшего звена, активно действующих за пределами своего региона (определяется по географии и интенсивности поездок); художественные вузы, авторитетные за пределами своего региона (определяется по составу обучаемых, межрегиональным связям).

 

По этим критериям может быть прослежена и динамика роста ХКЕТ либо в виде нескольких карт, фиксирующих состояние культуры на одной территории в разное время, либо на диаграмме. 

Поскольку развитие ХКЕТ осуществляется при чётком разделении центров и периферии, картографически можно отразить ареалы взаимодействия центров, субцентров и периферических зон. Главными критериями, которые можно измерить, здесь являются концентрация выпускников учебных заведений, а также измерение «плотности» действия явлений ХКЕТ через обобщение социологических данных.

 

1 Подробно об этом: Лесовиченко А. Художественное творчество в системе христианского культа. – Новосибирск, 2001

2 Разработан профессором М. И. Лесовиченко в работе «Проектирование транспортной системы города» (Алма-Ата, 1992)

 3 Об этом подробно: Лесовиченко А. М. Вертикальная планировка и благоустройство территорий. – Алматы, 1994

 

 

Публиковалось: Лесовиченко, А. М. Принципы оценки уровня развития художественной культуры европейского типа / А. М. Лесовиченко // Вестник СГУПС, 2005. № 9.- С. 79-83

 

 


12.07.2012 г.

Наверх
 

Комментарии  

 
#4 Лесовиченко Андрей Михайлович 10.05.2015 17:14
4. Сразу отсеку поп-звёзд. На мой взгляд, это явление не принадлежит к ХКЕТ. Я склоняюсь к тому, чтобы отделять маскульт в отдельный тип художественной культуры, начиная примерно с середины ХХ века.
Что касается великих личностей и их притягательной силы. Разумеется, в обсуждаемой статье я говорю не о творческой самоценности произведений великого мастера, а о возможности наблюдения за влиянием этого мастера на художественную среду при помощи социалогических методов. Считаю, что наличие крупных деятелей ХКЕТ отражается на ситуации в том или ином культурном центре именно как фактор притяжения. Повышает художественную активность среды.
ХКЕТ - это не метафора и не фигура речи. Это именно тип культуры в определённых исторических границах и с конкретными содержательными признаками.
 
 
#3 Лесовиченко Андрей Михайлович 10.05.2015 17:10
2. Разумеется, творческий процесс может направлен на удовлетворение разных потребностей. Тем не менее, в рамках ХКЕТ эстетическая потребность первостепенна, поскольку именно она определяет саму систему художественно-творческих ценностей. Этот вопрос я рассматривал в монографии "Каноны в музыкальной культуре Нового времени" - Новосибирск, 2002.(тоже выставлял в свободный доступ в интернет).
3. Я провожу границу между Средневековьем, Возрождением, с одной стороны, и барокко, классицизмом, с другой. Идеологический фактор до Нового времени был более влиятельным, чем в рамках ХКЕТ, но не прямолинейно. Политическая ангажированност ь может иметь место в любой период истории искусства, но её никогда не бывает на уровне принципов мышления. Только на сюжетно-тематическом уровне.
 
 
#2 Лесовиченко Андрей Михайлович 10.05.2015 17:05
Уважаемая Гульназ, большое спасибо за столь внимательное и рассудительное чтение моей статьи. Вопросы заданы правильные, требуют пояснений.
1. Акцентирую католический фактор формирования ХКЕТ потому, что в рамках именно этой мировоззренческ ой системы сложились основные ценностные установки западной культуры. Конечно, существенны и другие факторы, например, протестантский, но он сам является порождением противоречий католической модели. Подробно я изложил свою позицию в монографии "Европейские музыкально-культовые каноны". - Новосибирск, 2004 (доступно на нескольких сайтах).
 
 
#1 Гульназ 07.05.2015 21:01
Доброго времени суток! После прочтения Вашей статьи у меня возникло несколько вопросов...
1. "Западная модель художественной культуры является порождением католического мировоззрения". Почему Вы сводите всё своеобразие ХКЕТ лишь к католическому образцу как источнику ХК?
2. "Творческий процесс ...направлен в основном на удовлетворение одной потребности – эстетической..." Разве не было ярко выраженных познавательной, ценностной и др. потребностей?
3. "Признак идеологической и политической индифферентност и институтов ХКЕТ". Вы считаете, что ХКЕТ в эпоху средневековья, Возрождения, барокко или классицизма не была отражением политических и идеологических принципов?
4. "...каждая талантливая личность ценна не сама по себе, а по своей способности притягивать к себе других... Таким образом, наличие больших талантов проявляется в количественных показателях". Это вообще спорный тезис. По-вашему, творчество поп-звёзд - это вершина искусства?
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Предлагаем прочесть

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение