ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Как защитить детей от вредного влияния интернета?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Город Солнца. Искусство социалистического реализма 1930-1950 гг.

Город Солнца. Искусство социалистического реализма 1930-1950 гг.

Печать
22.08.2012 г.

С 17 августа по 26 октября 2012 г. в выставочном зале Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (г. Владимир) проходит выставка «Город Солнца. Искусство социалистического реализма 1930-1950 гг.». 

 На выставке представлено 30 произведений живописи из собрания Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Выставка посвящена интересному и неоднозначному явлению российского искусства ХХ века, которое в последние годы вызывает устойчивый интерес, как в нашем отечестве, так и за рубежом.

Текст "РОСИЗО":

ГОРОД СОЛНЦА
Феномен «социалистического реализма» в России в 1930-1950 гг.
Идеализм и реальность



    Мы назвали свою выставку «Город Солнца» имея в виду известное произведение Компанеллы. Это требует объяснений. В искусстве ХХ века понятие «Утопии» прежде всего связывают с искусством русского авангарда 1910-1920 гг. Недаром одна из крупнейших международных выставок произведений этого направления так и называлась «Великая Утопия». Однако искусство последующей эпохи при всех внешних признаках реализма было подчас не менее, если не более утопичным, только это была уже другая Утопия, вызванная к жизни сложившимся тоталитарным государством. Термин «реализм» в словосочетании «Социалистический реализм» не должен обманывать, в конце концов, и сюрреализм – тоже реализм, только своеобразный.


    Определение «социалистического реализма», первоначально относившееся к литературе, а вскоре распространенное на все направления художественной жизни, было обосновано и сформулировано И.В. Сталиным и озвучено А.М. Горьким на I съезде Союза писателей СССР в 1934 году, как метода, требующего от художника правдивого изображения действительности в ее революционном развитии, и направляющего мастеров искусства на путь создания произведений, воспитывающих зрителя в духе идей социализма. В области художественной формы, художники этого направления основывались на традициях русского реализма и академизма ХIX века.


    Но «социалистический реализм» был не только насаждаемым сверху методом. Он отвечал внутренней потребности большой части и зрителей и самих художников. Блестящее искусство авангарда не могло полностью отразить душевный строй человека в тоталитарном обществе. Задачи, которые правящая верхушка ставила перед своими гражданами – превращение отсталой аграрной страны в мощную индустриальную державу – требовали крайнего напряжения всех жизненных сил и большого самоотречения. В этих условиях человек находил духовную поддержку в искусстве, изображавшем жизнь не такой, как она есть на самом деле, а такой, какой она должна быть. Это была сказка, удивительно похожая на правду. Такому искусству следовало быть максимально реалистичным, чтобы быть максимально убедительным. В этом смысле «социалистический реализм» – точное отражение эпохи, проникнутой идеей строительства нового общества – Города Солнца.


    В заключении следует отметить, что организаторы выставки ставили перед собой задачу показать феномен «социалистического реализма», а отнюдь не все искусство 1930-50 гг. Так в экспозицию не вошли произведения ряда значительных художников того времени, творчество которых не укладывалось или не полностью укладывалось в рамки описываемого явления, большой круг авторов, чьи работы носили сугубо камерный, лирический характер, а также неофициальное искусство, всегда подспудно существовавшее. Большинство из представленных в экспозиции картин были созданы для фундаментальной выставки 1939 года «Индустрия социализма». Часть работ с этой выставки поступила затем в Загорский архив художественных произведений, где хранилась долгие годы. Когда фонды архива были переданы ГМВЦ «РОСИЗО», потребовалось немало усилий, чтобы их отреставрировать и привести в порядок. Работа эта продолжается и до сих пор.


    «Социалистический реализм», в свое время активно насаждавшийся, стал впоследствии объектом яростных нападок и насмешек. Пришло время, как нам кажется, подойти к рассмотрению этого явления объективно и беспристрастно, избегая крайних оценок. Произведения, представленные на выставке, привлекают высоким мастерством исполнения. Они являются ярким документом эпохи, в зримых образах отражающим важный период отечественной истории с его пафосом созидания и энтузиазмом, достижениями и заблуждениями.

 

Николаев К.В. Прокладка железнодорожного пути в Магнитогорске. 1930Мидлер В.М. Хоккей на катке ЦДКА. Начало 1930-хПрошкин В.Н. Парашютисты. 1937Зернова Е.С. Колхозники приветствуют танкистов. 1937


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение