ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Как защитить детей от вредного влияния интернета?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Русская литая икона

Русская литая икона

Печать
25.09.2012 г.
Государственный музей художественной культуры Новгородской земли совместно с группой компаний «ГАМАС» и Фондом «Культурная адаптация» представляют выставку «Русская литая икона». Выставка проходит с 20 сентября по 28 октября 2012 г.

 Экспозиция знакомит зрителя с иконами из частного собрания, созданными русскими мастерами в XVIII – XIX вв.

Одним из крупных явлений русской художественной культуры является меднолитая пластика – кресты, иконы, складни. Памятники медного художественного литья составляют наиболее многочисленную группу предметов церковного обихода, которые появились на Руси со времени принятия христианства. Первоначально такого рода произведения христианского искусства ввозились из Византии, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки в Херсонесе, Киеве и других городах южной Руси.Греческие образцы копировали, а в дальнейшем и перерабатывали в зависимости от потребностей местного населения. Однако привозная продукция не могла удовлетворить спрос на предметы личного благочестия, предназначенные в первую очередь для домашнего употребления. Поэтому в Киевской Руси уже к началу XII века налаживается их серийное производство. К XIV веку в Новгороде происходит становление местной школы медного литья. В XVI–XVII веках первенство в литье медных образов переходит к Москве и Средней Руси. Однако уровень литья резко падает, вещи становятся «зело неискуссными». В XVIII в. древнерусские традиции литейного дела находились на грани исчезновения, так как в 1722 г. вышел Указ Петра I «О воспрещении употреблять в церквах и частных домах резные и отливные иконы». Однако, несмотря на запрет, медные кресты, складни и иконы, столь почитаемые в народной среде, продолжали отливать. В начале XVIII века вновь наступает расцвет меднолитейного дела, связанный со старообрядческими мастерскими в Поморье. В XVIII – XIX веках получили развитие также московские мастерские. О популярности медного литья в России свидетельствует и массовая продажа этого вида продукции на Нижегородской и других ярмарках. Спрос вызвал появление особой отрасли промысла – подделки медных образов «в старинном виде». Одним из самых распространенных видов литых изделий являлись кресты, разные по типу и назначению. Эти предметы сопровождали человека в течение всей его жизни. На протяжении многих веков крест был и остается главным символом христианства. Кресты различались по типам и назначению. Существовали кресты поклонные (каменные и деревянные); кресты памятные и намогильные; кресты напрестольные, аналойные, предназначенные для церковных служб; нательные и наперсные кресты.

На выставке представлены несколько замечательных типов этих предметов, среди которых одним из наиболее интересных является так называемое «Большое патриаршее Распятие», состоящее из напрестольного креста, обрамленного клеймами праздников и венцом из херувимов. Основными видами продукции литейных мастеров, кроме крестов, были иконы и складни с праздниками и избранными святыми. Иконографический состав изображений на различных меднолитых иконах свидетельствует о преимущественном почитании святых, целителей и змееборцев, жития которых были известны на Руси. Меднолитые иконы изготовляли односторонними, двусторонними и двустворчатыми. Наиболее распространенными были односторонние иконки. Их носили поверх одежды изображением наружу. Среди складней, существовавших на Руси, выделяют три основных типа: нательные, нагрудные и киотные. Все они могли являться путными, то есть их брали с собой в дорогу (путь), на богомолье, в поход. Представленные на выставке предметы охватывают всё разнообразие русской меднолитой пластики, давая возможность современному зрителю познакомиться с этим важным художественным направлением русской церковной культуры. 

Источник


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение