ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Пётр Нилус. В поисках неуловимого

Пётр Нилус. В поисках неуловимого

Печать
04.12.2012 г.

С 7 декабря 2012 г. по 10 марта 2013 г. в рамках проекта "Золотая карта России" Третьяковская галерея (г. Москва) представляет выставку "Пётр Нилус. В поисках неуловимого".

 

Петр Александрович Нилус (1869–1943) – художник, литератор, общественный деятель, один из видных представителей Товарищества южнорусских художников и Товарищества передвижных художественных выставок. П.А.Нилус разделил драматическую судьбу многих отечественных художников, которые после эмиграции в начале 1920-х годов продолжали плодотворно работать и выставляться в Европе, но оказались практически забытыми на Родине.

Для показа в Третьяковской галерее из обширных фондов Воронежского областного художественного музея им. И.Н.Крамского, хранящего древнеегипетские, античные памятники и произведения русского искусства XVIII–ХХ века, не случайно отобраны живописные и графические работы П.А.Нилуса. Для музея его творчество имеет особое значение. В эмиграции художника связывали долгие дружеские отношения с уроженцем Воронежа писателем И.А.Буниным, называвшим П.А.Нилуса «поэтом живописи» (И.А.Бунин посвятил художнику одно из своих самых проникновенных стихотворений – «Одиночество»). В 1995 году значительная часть творческого наследия художника парижского периода – более 70 произведений живописи, графики, а также личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги – по решению падчерицы живописца, В.Л.Голубовской, была вывезена из Франции и в память о дружеских связях П.А.Нилуса и И.А.Бунина передана на родину писателя в Воронежский художественный музей.

П.А.Нилус по отцовской линии родом из шведов, его дед был генералом – участником войны 1812 года. Родился П.А.Нилус в Подольской губернии, с семи лет жил в Одессе, учился у известного художника и педагога К.К.Костанди в одном из престижных художественных учебных заведений России того времени – Рисовальной школе Одесского общества изящных искусств. В 1889 году П.А.Нилус поступил в Императорскую академию художеств, где в течение года занимался у И.Е.Репина. Мэтр увидел в молодом художнике вполне сформировавшуюся творческую индивидуальность и посоветовал оставить учебу, уехать домой, «нанять мастерскую и работать».

Вернувшись в Одессу, П.А.Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества, с 1890 года он регулярно участвовал в выставках Товарищества южнорусских художников – независимого творческого объединения одесских художников. В то же время живописец не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899-го – членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П.А.Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». В первом десятилетии ХХ века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошел от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере. Следующий период в творчестве П.А.Нилуса – «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет. Такие композиции сам П.А.Нилус называл «кринолинами».

Революцию 1917 года П.А.Нилус принял благосклонно, но вскоре это отношение изменилось. С приходом отрядов Добровольческой армии А.И.Деникина художник выступил в их поддержку серией антибольшевистских плакатов. Осознав, что возвращение в Одессу красных будет грозить ему смертным приговором, в декабре 1919 года П.А.Нилус покинул Россию. Три года живописец провел в разъездах по Европе, организовал персональные выставки в Софии, Вене, Загребе, Бухаресте и Белграде. В конце 1923-го он перебрался в Париж, где поселился в одном доме с И.А.Буниным. Для художника была важна завязавшаяся еще в Одессе дружба с писателем. Без духовной, а подчас и материальной поддержки И.А.Бунина, переносить тяготы эмиграции и разочарование от того, «что исчез в Париже тот прелестный мир, который называется искусством», было бы особенно невыносимо.

До конца 1920-х годов П.А.Нилус сохранял верность «живописи кринолинов», которая пришлась по душе и французской публике. В 1930-е годы художник отошел от символико-романтических сюжетов. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями, стремясь передать фактуру предметов, богатство цветовых нюансов. Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.

Первые персональные выставки П.А.Нилуса в Париже состоялись в 1924 году в престижных галереях Ж.Пти и Ж.Шарпантье. Работы художника привлекли внимание знаменитого коллекционера и книгоиздателя А.Воллара. Большой успех имела выставка П.А.Нилуса в галерее Zak (1934), ставшая его последней прижизненной персональной выставкой. Несмотря на определенное признание и востребованность, чувство утраты Родины, своих корней не покидало художника вплоть до его кончины в 1943 году в оккупированном Париже.

П.А.Нилус оставил обширное живописное и эпистолярное наследие. Помимо российских собраний, произведения художника хранятся в Лувре и других музеях Франции, в Национальной художественной галерее в Софии, в коллекции Джорджтаунского университета в Вашингтоне. С 1995 года Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского провел семь персональных выставок художника, рассматривая популяризацию творчества П.А.Нилуса как важную задачу.

На выставке в Третьяковской галерее представлено около 50 картин и рисунков парижского периода: пейзажи, «марины», натюрморты, 2 автопортрета. В серии «Дам в кринолинах» П.А.Нилус предстает перед зрителем как художник полунамеков, поэтизирующий ночные гулянья, сумерки, «когда мир тревожен и загадочен, а человек раскрепощен и прекрасен».

Для Третьяковской галереи выставка П.А.Нилуса продолжает череду экспозиций, открывающих московской публике и специалистам забытых художников «русского зарубежья».

Источник

П.А.Нилус. Большой натюрморт (Белая серия) 1932


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение