ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Как защитить детей от вредного влияния интернета?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Богатырь русского леса

Богатырь русского леса

Печать
11.12.2012 г.

С 8 декабря 2012 г. по 31 января 2013 г. в Шаламовском доме, филиале Вологодской областной картинной галереи проходит Межмузейная художественная выставка «Богатырь русского леса», приуроченная к 180-летию И.И. Шишкина (1832-1898). На выставке представлены живопись и графика из собраний музеев Вологды, Иваново, Костромы, Переславля-Залесского, Плеса, Рыбинска, Твери, Череповца, Ярославля. В собраниях этих музеев, как правило, нет знаменитых картин Шишкина, но зато есть множество малоизвестных работ и этюдов, что дает возможность публике заново открыть для себя художника.

 

Биография художника.

 

И.И.Шишкина25 января 2012 года исполняется 180 лет со дня рождения великого русского художника Ивана Ивановича Шишкина. Из всех видов живописи он предпочитал пейзаж, считал, что "пейзажист - истинный художник, а природа всегда нова и готова одарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнью".

Иван Иванович родился в г. Елабуге (тогда городе Вятской губернии), в купеческой семье. Отец художника, Иван Васильевич Шишкин был человеком разносторонних знаний, занимался краеведением, благотворительностью, хорошо вел купеческие дела, написал книгу. В семье царили патриархальные устои. Никто (за исключением отца) не поддерживал стремление Ивана Ивановича стать художником.

В 1844 году И.И.Шишкин поступает в 1-ю казанскую мужскую гимназию (ныне здание КГТУ им. А.Туполева на ул.К.Маркса), но в 1848 году он уходит из 4-го класса гимназии и возвращается домой. Свою причину ухода из гимназии он аргументирует тем, что "не хочет стать чиновником".

Когда Ивану Ивановичу исполнилось двадцать лет, он поступил в Московское училище ваяния, живописи и зодчества. Человек исключительного трудолюбия, Иван Шишкин занимался в училище с настоящим упоением, с радостью, а порой даже с ожесточением. Он жадно рисовал с натуры в подмосковных Сокольниках, его восхищали "колоссальные дубы", увиденные в Сестрорецке, он покорен суровой красотой острова Валаам. За картины, написанные на Валааме, он получает золотую медаль. Тесное общение с природой пробудило в любознательном юноше стремление как можно достовернее ее запечатлеть.

Зимой 1856 года И.Шишкин приезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Все лето он работает в местечке Лисий Нос, исполняет картину "Вид в окрестностях Петербурга". Уже спустя три месяца после поступления в Академию Шишкин привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. Несмотря на явные успехи, Шишкина постоянно тяготило сознание несовершенства своих работ. С беспокойством он ожидал первого экзамена и с огромной радостью сообщил домой о присуждении ему малой серебряной медали за картину "Вид в окрестностях Петербурга". Главным учителем Ивана Ивановича была природа, и лишь в непосредственном соприкосновении с ней нащупывал он свой самостоятельный творческий путь.

Академию художеств Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой, большой золотой медалью, и правом на заграничную командировку. Но Шишкина манят родные края, только через два года он уезжает в Германию, но чужая природа не вдохновляет его. Шишкин постоянно противопоставляет ее русской, в которой находит больше красоты и достоинств. В 1865 г. Иван Иванович экспонирует свои картины на постоянной выставке в Дюссельдорфе, которые вызвали многочисленные восторженные отзывы. В этом же году он возвращается на родину, проводит лето в Елабуге. За картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" он получает звание академика.

Вернувшись в Россию, И.Шишкин сближается с членами Санкт-Петербургской артели художников, вокруг которой группировались представители прогрессивной творческой интеллигенции. Живой, общительный, деятельный, он был окружен вниманием товарищей. И.Е.Репин рассказывал: "Громче всех раздавался голос богатыря И.И.Шишкина: как зеленый могучий лес, он поражал своим здоровьем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью".
Ярко выраженный демократизм взглядов привел художника в ряды передвижников. Уже на первой передвижной выставке появилась его известная картина "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии", где выразил свое эстетическое кредо. Перед зрителем предстал образ могучего, величавого русского леса. Прекрасно написаны стволы старых сосен: каждая имеет свое лицо, но в целом - это единый мир природы, полный неиссякаемых жизненных сил.

В 1866 году И.Шишкин знакомится с художником-пейзажистом Ф.Васильевым, а через два года женится на его сестре Е.А.Васильевой. По своему характеру Иван Иванович был семьянином; вдали от своих родных он никогда не был спокоен, почти не мог работать. Для своих детей это был самый нежный, любящий отец. Евгения Александровна Шишкина была простая и хорошая женщина, и годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли тихо и мирно. Знакомых у них было много, Иван Иванович был самым радушным хозяином и душой общества. К сожалению, Евгения Александровна начала прихварывать уже в первый год замужества, а рождение и смерть детей сильно способствовали развитию у нее чахотки. В апреле 1874 года Е.А.Шишкина скончалась, оставив дочь и сына, также вскоре умершего.

Со смертью жены начинается темная полоса в жизни Ивана Ивановича, спас его только успех, который он уже себе обеспечил, восприимчивость и сила, отличавшие его организм. В 1869 году он исполняет картину "Полдень. В окрестностях Москвы", которая стала первой работой художника, приобретенной П.М.Третьяковым.

Зимой 1877 г. Иван Иванович познакомился с молодой красивой женщиной, художницей Ольгой Антоновной Ладога, которая через три года стала его женой. Но семейное счастье было недолгим, в 1881 г. она умирает.

В творчестве художник ищет возможность вновь ощутить радость жизни, он пишет известные картины "Кама", "Среди долины ровныя…", "Лесные дали". И. Шишкин много занимается офортом и цинкографией.

В 1889 г. он создает свою самую известную картину "Утро в сосновом лесу", где семью медведей написал художник Савицкий по эскизу Шишкина. Иван Иванович говорил, что Россия - страна пейзажа, что пейзаж имеет самую лучшую будущность.

В 1889 году художник работает над иллюстрациями к сочинениям М.Ю.Лермонтова - одна из картин этой серии "На севере диком…" стала знаменитой (к этой картине приложил руку художник А.Куинджи - маленькой кисточкой с кадмием посадил точку - огонек вдалеке).

Через два года Иван Иванович решил устроить вместе с И.Е.Репиным ретроспективную выставку своих этюдов и рисунков за 40 лет. Выставка получилась внушительной, всех посетителей поражало, что все это было создано одним человеком. Всю жизнь присматриваясь к новым веяниям и боясь отстать от своего времени, Шишкин старался в своих картинах достичь новизны колорита.

Он был очень внимателен к своим ученикам, старался помочь им в постижении мастерства. Особенно понравились Ивану Ивановичу рисунки одного алтайца, Гуркина, только что приехавшего учиться в Академию. Шишкин как будто торопился все показать Гуркину, всему научить и развить его. При этом к нему самому приходило вдохновение. В последние годы жизни Иван Иванович напишет картины "Дорога в сосновом лесу", "Заброшенная мельница", "Корабельная Афонасовская роща близ Елабуги". В 1897 году художник создает картину "Полянка", которую завещает Казани (ныне картина находится в Музее ИЗО РТ). Последний свой рисунок Иван Иванович сделал в марте 1898 года. 8 (20) марта он сел рисовать картину углем, во время работы ему стало плохо, и он скончался.

 
Картины с выставки "Богатырь русского леса"
 

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение