ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> "Прекраснее творений Рафаэля..."

"Прекраснее творений Рафаэля..."

Печать
25.12.2012 г.

В Томском областном художественном музее с 27 декабря 2012 г. по 28 феврадя 2013 г. будет проходить выставка фресок из Геркуланума и других городов Древнего Рима в раскрашенной гравюре XVIII века из библиотеки графа Г.А. Строганова и др. В настоящее время гравюры хранятся в Отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ.

 

«Прекраснее творений Рафаэля...»
Геркуланум - древнеримский город на берегу Неаполитанского залива. Равно как Помпеи и Стабии, прекратил свое существование 24 августа 79 года во время извержения Везувия. Был погребен под слоем пирокластических потоков.

Геркуланум наряду с Помпеями внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Извержение Везувия, пребывавшего в малоактивном состоянии около 800 лет, началось днём 24 августа 79 года. Хронологию событий удалось восстановить по данным археологических раскопок и двум письмам, адресованным римскому историку Тациту Плинием Младшим, свидетелем катаклизма.

Около часа дня из жерла Везувия произошёл мощный выброс вулканического пепла, сформировавшего тучу, которая под воздействием ветра начала быстро двигаться к юго-востоку и вскоре обрушилась на Помпеи и Стабии. Оба города постепенно оказались полностью погребенными под слоем пепла — настолько большим, что под его весом обвалились крыши домов.

Поскольку Геркуланум лежит к западу от Везувия, первая фаза извержения не нанесла ему сильных повреждений. Однако подавляющее большинство горожан, обеспокоенных происходящим, бежало из города. Сначала считалось, что спастись удалось всем жителям, затем в городе были обнаружены единичные человеческие останки, а в 1982 году археологи нашли 12 ангаров для лодок у побережья, в тесных помещениях которых находилось около 250 скелетов. Погибшие, вероятно, хотели переждать извержение в городе.

С наступлением темноты извержение не прекратилось. После полуночи в сторону Геркуланума со скоростью около 100 км/ч устремились пирокластические потоки. Раскалённая лавина (около 400°C) достигла города около часа ночи, моментально убив немногих оставшихся. Городские сооружения, тем не менее, достаточно хорошо сохранились. Это объясняется тем фактом, что поток настолько герметично и равномерно заполнил внутренние помещения домов, что город на многие века остался без доступа воздуха, способного вызвать разложение органических материалов.

Когда ветер изменился, и на Геркуланум начал оседать пепел, здания уже находись под высоким слоем туфа, поэтому кровли ряда домов не обвалились. Высокая температура лавины обеспечила испарение воды, благодаря чему сохранились даже свитки папирусов.

Открытие Геркуланума произошло случайно. В 1710 году крестьянин Амброджо Нучерино, копая колодец, наткнулся на мраморные обломки, как потом выяснилось, это были руины театра Геркуланума.

Дома, храмы, амфитеатр - все сохранилось в неприкосновенном виде. В канцеляриях лежали восковые таблички, в библиотеках - свитки папируса, в мастерских - инструменты. На столах в тавернах еще стояла посуда и лежали деньги, брошенные в спешке последними посетителями. На стенах харчевен сохранились любовные стишки.

Источник

Геркуланум рядом с современным ЭрколаномГеркуланум рядом с современным ЭрколаномРаскрашенная гравюраДеталь фрескиРаскрашенная гравюраРаскрашенная гравюраРаскрашенная гравюра

 

 

 

 

 

"Прекраснее творений Рафаэля..." - это реальные слова Никколо Марчелло Венути (1700-1755) – итальянского археолога, руководившего в 30-х гг. XVIII в. раскопками Геркуланума. Как известно в 79 г. н.э. при извержении Везувия погиб ряд римских городов – Помпеи, Геркуланум, Стабии. Начиная с середины 18 века, в результате археологических раскопок Европа вновь открыла для себя эти города. В это же время произошел очередной подъем традиции обязательных поездок в образовательных целях молодых представителей богатых аристократических фамилий. Рим, а вместе с ним и его окрестности, изобиловавшие древностями, стали обязательной частью таких путешествий, во время которых молодежь познавала древний мир и его искусство. И интерес этот подогревался и новыми археологическими находками, и изданием многочисленных книг и альбомов гравюр, посвященных древнеримскому искусству.

В подобный Гранд Тур в мае 1752 г. отправился и барон, позднее граф, президент Академии художеств и директор публичной библиотеки Александр Сергеевич Строганов. Слушал лекции женевских профессоров, осмотрел достопримечательности Италии. Полгода прожил в Париже. Вернулся летом 1757г. Видимо, в память о поездке и были собраны раскрашенные гравюры, представляющие фрески Геркуланума, росписи Золотого дворца Нерона в Риме а также виллы Адриана,. Все эти гравюры находятся в библиотеке графа Г.А. Строганова, хранящейся в настоящее время в Отделе рукописей и книжных памятников Научной библиотеки ТГУ. Она была подарена его сыном Александром Григорьевичем в 1879г. и легла в основу библиотеки строящегося сибирского университета. Эта роскошная аристократическая библиотека насчитывает в настоящее время более 20 тысяч томов с преобладанием книг по истории, страноведению и естественным наукам. Также она включает в себя и значительное количество графических работ,

«25 оригинальных рисунков, неподражаемо исполненных гуашью и пастелью. В папке красного сафьяна с золотым бордюром, в конверте из зеленой шелковой материи». Именно так эти гравюры зафиксированы в печатном каталоге нашей библиотеки, вышедшем в 1889 г. Здесь надо оговориться, что сейчас доподлинно установлено, что это отнюдь не рисунки, а раскрашенные гравюры. «Вся эта прекрасная коллекция состояла, как видно из сборного листка, писанного по-французски рукой графа Строганова, из 42 рис., но почти половина ее…. во время пребывания у графа Строганова Александра (императора ?), была украдена камердинером последнего)». На выставке из сохранившихся 23 были представлены 21 гравюра. Датируются они 1784 годом. Что же касается техники – это контурная резцовая гравюра раскрашенная гуашью и белилами. Авторство их пока не установлено, но «всемирная паутина» выдает одно подобное изображение с указанием автором Людовико Мирри (1738-1786). и Лувра как места хранения оригинала. Мирри, кстати, издал и два других альбома. В 1774 г. Мирри получил от Папы привилегию на раскопки Терм Тита в Риме, которые на самом деле были развалинами Золотого дворца Нерона Мирри был не первым заинтересовавшимся термами. Еще в конце 15 века в полузасыпанных землей подвальных помещениях, называемых римлянами "гротами" открыли остатки росписей. "Гротески" копировали Рафаэль Санти и его ученик Джованни да Удине. В 1517—1519 гг. мотивы "гротесков" использовали в оформлении "Лоджий Рафаэля" Ватиканского дворца в Риме.

Для фиксации находок Мирри нанял Винсента Бренну и Франциска Смуглевича. Спустя два года, был готов альбом в двух версиях – цветной и черно-белой. Гравером в обоих случаях выступил Марко Карлони.

Цветная версия была раскрашена от руки по чрезвычайно тонкой, схематичной гравюре самими Бренной и Смуглевичем. Её можно рассматривать практически как оригинальное произведение искусства. Она была предназначена для самых богатых коллекционеров, любителей старины (200 злотых = ~2000 руб.)

В коллекции Строганова представлено 28 листов, причем все они без подписи. Полной же коллекцией цветных экземпляров могут похвастаться лишь Музей Лувра, Музей изобразительных искусств в Будапеште, Виндзорский Замок, государственный Музей Эрмитажа, Музей в Павловске и Национальный Музей в Варшаве.

На выставке также демонстрировались раскрашенные гравюры из альбома представляющего виллу Адриана. Авторами также являются Смуглевич, Бренна и Карлони, а издателем Мирри.

 

Выставка сочетает уникальный подлинный предметный ряд (10 литографий XVIII в. из собрания ТОХМ, 60 гравюр XVIII в. из собрания родовой библиотеки графов Строгановых, представляющие фрески Геркуланума, разрушенного в результате извержения Везувия в 79 г. н.э., фрески Золотого дворца Нерона в Риме, книги и альбомы. по истории античного искусства, подлинные античные монеты из собрания Музея археологии и этнографии Сибири ТГУ, предметы античной археологии из того же собрания) с оформлением зала в древнеримском стиле с использованием гипсовых фигур, муляжей предметов античного обихода, драпировок и т.д.). На выставке планируется аудиоряд- специально подобранная классическая музыка и дополнительный визуальный ряд – документальные фильмы об античной культуре, о картинах, отражающих исторические сюжеты катастрофы 79 г. .н.э. и т.д.

Источник


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение