ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Слово >> Непонимание текста

Непонимание текста

Печать
Автор Вениамин Гудимов   

Человек [. . .] текст. Что за многоточие между ними? Дело в том, что я не знаю, какой именно там может быть глагол. Может быть — создал? Набросал? Нарисовал? Или набрал? Связал? Прочитал? Проглядел?

Человек, начинающий читать текст и человек, оканчивающий читать текст – два разных человека. Как и текст вначале и текст по завершению. Иначе это не текст, а набор букв фиксированной формы.

Текст образуется изнутри-во-вне и по этой причине автор, читающий свои строки на листе – уже читающий автор. Эта встреча со своим текстом и ее знаменательность в том, что абсолютное автора может восприниматься читающим как относительное. И наоборот.

Автор захвачен невысказанным (переживанием, озарением). Он связывает невысказанное с уже сказанным (собой и другими), подбирая форму слова и текста. Невысказанное для него первично (явно, вот одно), сказанное – вторично (найти подходящее, иногда случайное слово).

Для читающего все наоборот: сказанное (слово, текст) для него первично (вот оно, явно), а невысказанное – вторично (найти, понять).

Дарья Коллегова За книгой 
 Дарья Коллегова "За книгой", 2006

По этой причине отношение к тексту — это со-бытие, переход от «известного я» к «невысказанному я» - которое имеет разный смысл для автора и читателя.

Возможность и непонимание следуют друг за другом. Возможное автора — это изначально непонимаемое читателем. Очевидное читателя, с которого он начинает чтение — непонятно для автора.

Невысказанное, схваченное, означаемое для автора очевидно: именно об этом текст. Проявленное, высказанное, означенное очевидно для читателя: именно об этом текст. Предел понимания: игнорирование возможности понять иначе, сдвинуть «точку сборки». Непонимание возникает, когда невысказанное и проявленное монологически исключают друг друга и эта пустота принимается за данность, за все, что может произойти после того, как они обнаружены.

Удивление следует за непониманием, озарение за удивлением. Труден этот путь, если автор и читатель существуют через повторение: один и тот же ответ на вопросы. Не видно различий. Не вслушиваются в друг друга, их не-слышание повторяет уже чье-то не-слышание.

Чтобы выйти к удивлению — необходимо совершить акт присвоения, персонифицировать непонимание. Среди повтора выделить настоящий момент не-понимания и пережить его. Возможно, тогда анонимное непонятное превратится в непонятое кем-то, затем – в понимаемое мною.

Если человек повторяет чужое не-понимание – он требует объяснения от другого. В каждом тексте, поскольку он неоднороден, есть непонятые места. Возможно ли их окончательное объяснение? Вопрос… Остановка, закрытие, подмена текста его описанием производится читателем, который не слышит автора, не представляет его, автора, ситуацию.

Фраза, слово изменяет свое значение в процессе чтения и понимания текста. Если текст – это последовательность, то значение первых частей проясняется (предается нами) только при втором прочтении, когда нам известны завершающие последовательности и мы понимаем идею текста.

Текст раскрывается, когда автор и читатель говорят со своим непониманием?

Вероятно, миссия текста проявляется в возможности и автора и читателя совершить переход от существующего к возникающему »я», которое было скрыто зеркалом непонимания. Но стоит увидеть в этом зеркале человека — текст становится со-бытием.

Размещение статьи на авторском сайте


14.03.2013 г.

Наверх
 

Комментарии  

 
#3 Вениамин Гудимов 06.10.2013 10:02
Виктор, здравствуйте.

Вопрос здесь в отношениях смыслов - смысла первого текста и смысла второго текста (комментирующег о). Как только второй смысл "затмевает" первый - возникает реальность бесконечной множественности , если хотите - тщеславного почкования, размножения текстов, каждый из которых стремиться к большему осмыслению, чем его "конкуренты". Увести от первого текста ко второму, таким образом занять его место, порождая бесконечности отражений.

Но если второй смысл остается "почтительным" (странное слово, но почему то пришлось здесь) к первому - то, возможно, бесконечность интерпретаций останется в рамках "множества мнений", которые утром одни, а вечером - другие. И тогда, понимая что это мнения, у человека возник желание вернуться к первотексту.
 
 
#2 Бармин Виктор Геннадьевич 02.08.2013 08:29
Здравствуйте, Вениамин!
Ваш "Текст" понравился по постановке проблемы и изложению. Человек как проблема самого себя и человек как читающий автор есть проблема познания другого-иного в самом себе. Человек-текст есть открытое поле для самопостижения, как и для познания со стороны читающего читателя. А если так, то могут ли смыслы текста человека-автора постоянно самообновляться без их актуализации со стороны другого? Как и бесконечнная множественность актуализации-интерпретации Текста Человека может ли обесценить и обесмыслить изначальный, исходный смысл текста-человека, если учесть, что никто не ведает о изначальном смысле даже и сам автор, например, поэтика Пушкина и бесконечность смыслов его интерпретации? И вот проблема: если человек есть проблема самого себя, как проблема открытого текста относительно самого себя, то осознает ли изначально автор текста основный смысл-замысел своего Текста произведения или, как многие понимают-говорят, автор неосознанно творит? Вот вопрос.
 
 
#1 Герасимов П.В. 15.03.2013 23:35
Поди ты сладь с человеком! не верит в Бога, а верит, что если почешется переносье, то непременно умрет; пропустит мимо создание поэта, ясное как день, все проникнутое согласием и высокою мудростью простоты, а бросится именно на то, где какой-нибудь удалец напутает, наплетет, изломает, выворотит природу, и ему оно понравится, и он станет кричать: "Вот оно, вот настоящее знание тайн сердца!"
Н.В. Гоголь. Мертвые души.
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение