ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Православные древности Серпуховского края

Православные древности Серпуховского края

Печать
15.04.2013 г.

C 16 апреля по 28 июля 2013 г. в Третьяковской галерее (г. Москва) будет работать выставка "Православные древности Серпуховского края". Выставка представляет собой часть программы "Музеи Подмосковья", осуществляемой в рамках многолетнего федерального проекта "Золотая карта России". Задача проекта – популяризация обширного, но мало знакомого широкой публике наследия, хранящегося в художественных музеях страны.

 


Икона. Богоматерь Корсунская. 
Начало XVII века

Благодаря проекту московская публика, не выезжая за пределы столицы, может знакомиться с лучшими экспонатами провинциальных музеев. Одновременно каждая выставка дает импульс научной и реставрационной деятельности в малых музеях, позволяет перенять опыт экспозиционной работы, по-новому оценить своеобразие и специфику собственных коллекций. В свою очередь экспонирование собрания в Москве повышает авторитет музея в регионе и интерес к нему у местной публики.

За 95 лет существования в Серпуховском историко-художественном музее, одном из старейших в Подмосковье, собрана обширная коллекция русского и западноевропейского искусства – более 40 000 экспонатов. Часть этой коллекции – произведения русского искусства 1870–1910-х годов – уже демонстрировалась в залах Третьяковской галереи в 2008 году. На этот раз для выставки отобраны экспонаты из наиболее ценного музейного фонда – собрания древнерусского искусства. В его составе – иконы XV–XX веков, произведения декоративно-прикладного искусства, рукописная и печатная книга.

В 1920-х – начале 1930-х годов в музей регулярно поступали произведения из национализированных усадеб, а также из закрытых монастырей и церквей Серпухова. Однако основой музейной коллекции древнерусского искусства стало национализированное в 1918 году личное собрание серпуховской фабрикантши А.В.Мараевой (1845–1928), а также иконы и церковные книги из построенной на ее средства в 1908–1912 годах Покровской старообрядческой церкви.

 

Икона. Св.Благоверный царевич 
Дмитрий Угличский. 1607. Москва

В конце XIX века купцы 1-й гильдии Мараевы, в прошлом крепостные графов Орловых-Чесменских, входили в число богатейших семей Серпухова. В 1884 году главой этой семьи стала А.В.Мараева. Будучи старообрядкой старопоморского согласия, она целенаправленно собирала образцы "древлего благочестия". Мараевское собрание икон и рукописей входило в число самых крупных и высокохудожественных старообрядческих коллекций Московской губернии. В 1920–1930-х годах наиболее ценные произведения были вывезены из Серпухова. Ныне они находятся в собраниях Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Исторического музея и других. Вкусы и предпочтения Мараевой определили характерную особенность музейного собрания: интереснейшая его часть – старообрядческие иконы и церковные книги. Большинство экспонатов настоящей выставки также связано с именем А.В.Мараевой. Представленные памятники XV–XVII столетий из ее коллекции прошли старообрядческую "реставрацию". Долгое время собранию древнерусского искусства в музее не уделялось должного внимания, многие экспонаты оставались в плохом состоянии сохранности. Только с 1970-х годов началась серьезная и планомерная работа по реставрации и изучению икон, церковной утвари и литургических облачений.

В состав выставки включено около 70 икон, произведений декоративно-прикладного искусства и других раритетов конца XV–XIX веков. Все экспонаты прошли реставрацию, у ряда икон уточнены авторство и датировка. 

В экспозиции представлены несколько иконописных центров конца XV – начала ХХ века. Самая древняя из икон – "Святитель Николай Чудотворец, с житием" конца XV века – образец новгородского письма. Это произведение отличает высочайшее качество исполнения, совершенство живописных приемов. В результате реставрации, проведенной в 2012–2013 годах, икона очищена от потемневшей олифы и впервые предстанет перед зрителем. К новгородской художественной традиции относится и икона начала XVI века "Параскева Пятница, с житием". В экспозиции достаточно редкие в подмосковных музеях произведения псковского письма – иконы из праздничного чина середины XVI века "Введение во храм", "Вознесение", "Троица Ветхозаветная". Искусство Москвы начала XVI века представлено иконами "Богоматерь Владимирская", одним из лучших списков образа первой трети XII века из собрания Третьяковской галереи, и "Преображение" из Высоцкого монастыря. Ярославскому письму принадлежат "Богоматерь Толгская" и "Распятие" (обе – XVII век).

В домовой моленной А.В.Мараевой и Покровской старообрядческой церкви были размещены иконы, созданные иконописцами Палеха и Мстѐры XVIII–XIX веков. Среди этих произведений "Апокалипсис", "Суббота Всех Святых" и "Распятие" выделяются сложной иконографией, ювелирной тонкостью письма, звучностью красок. 

В первой четверти XIX столетия мастерами старообрядческой Выговской пустыни написан ряд портретов настоятелей и учителей Выго-Лексинского общежития. Подобные портреты были популярны среди староверов-беспоповцев, они размещались в интерьерах моленных и жилищ. На выставке представлена одна из самых значительных по составу и художественному качеству серия из 13 портретов, принадлежавшая А.В.Мараевой.

 

Монах Лаврентий(?). 
Икона. Пятичастная. 1702

Среди древнейших экспонатов на выставке – выполненная в 1460–1470-х годах серебряная панагия из серпуховского Введенского Владычного монастыря. По преданию, она принадлежала основателю обители – митрополиту Московскому Алексию. В экспозицию включена Вкладная книга Высоцкого монастыря – уникальный исторический источник. Книга украшена миниатюрами, часть которых воспроизводит постройки древней обители. Благодаря записям XVI–XVII веков можно узнать о дарении монастырю икон и утвари, о существовании в нем собственных иконописцев. Насельник обители, упомянутый в документе монах Лаврентий, предположительно был автором представленной на выставке иконы "Пятичастная" (1702). Еще ранее, в 1688 году, туда же была пожертвована включенная в экспозицию икона "Богоматерь Печерская", написанная постриженником Высоцкого монастыря иеродиаконом Сергием. Оба памятника отличают редкость иконографических изводов и высокое качество живописного исполнения.

Настоящая выставка – своего рода отчет о работе нескольких поколений реставраторов и научных сотрудников Серпуховского историко-художественного музея.

Источник


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение