ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Как защитить детей от вредного влияния интернета?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Михаил Нестеров. В поисках своей России

Михаил Нестеров. В поисках своей России

Печать
25.04.2013 г.

С 24 апреля по 18 августа в Государственной третьяковской галерее (Москва, Крымский вал, залы 60-61) проходит выставка "Михаил Нестеров. В поисках своей России. К 150-летию художника".

 

Крупнейший выставочный проект года посвящен выдающемуся живописцу, графику и монументалисту Михаилу Васильевичу Нестерову (1862–1942), чье творчество представляет особую страницу в истории Серебряного века. Живописные поиски мастера шли в русле национально-романтического направления отечественного символизма и стиля модерн. В произведениях художника отразились важнейшие черты русского характера и природа России. Своим содержанием и глубиной искусство Нестерова созвучно религиозным исканиям русских писателей и философов рубежа XIX–XX столетий. И позднее, в жестких идеологических рамках 1920-х – начала 1940-х годов, своим творчеством художник продолжал утверждать гуманистические идеалы.

 

Юность Преподобного Сергия. 
1892–1897

 

Около 300 произведений из 24 музеев России, Украины, Беларуси и 10 частных коллекций демонстрируют широкий диапазон художественных интересов Нестерова: картины на религиозные темы, портрет, пейзаж. Помимо станковых работ, в экспозицию вошли эскизы к храмовым росписям и мозаикам. Многие произведения были специально отреставрированы к выставке ("Юность преподобного Сергия", 1892–1897), причем картина "Голгофа" (1900, обе – ГТГ), десятки лет хранившаяся на валу, после сложнейшей реставрации экспонируется впервые. Ряд ценных живописных полотен и графических листов недавно поступили в собрание Третьяковской галереи из коллекций, принадлежавших внучке Нестерова И.В.Шретер и семье архитектора А.В.Щусева, друга и соратника художника. Эти работы, также прошедшие реставрацию, демонстрируются в полном объеме и станут открытием для широкой публики и специалистов.

М.В.Нестеров – выходец из состоятельной уфимской купеческой семьи с крепкими православными традициями, которые во многом определили внутренний мир будущего художника. Еще бóльшую роль в становлении его личности сыграла природа родного края – Предуралья. "Коммерческая бесталанность" уберегла Нестерова от участия в семейном торговом деле. В 1877 году пятнадцатилетним юношей он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, атмосферу которого определял В.Г.Перов, любимый учитель Нестерова. Под влиянием мастера и традиций передвижников молодой художник увлекся жанровой картиной, но не увидел в ней возможности выразить свою индивидуальность. Вскоре он нашел близкий для себя круг тем и стилистику, связанную с новым временем, с эпохой модерна и символизма.

Сущность своего искусства Нестеров определил как "опоэтизированный реализм". Художника неизменно волновали образы, воплощающие представления о нравственном совершенстве человека, о его духовном подвиге. Самыми глубокими и художественно совершенными стали произведения, в которых Нестеров создавал поэтический миф о Святой Руси, не конкретизированной в историческом времени, представлявшейся ему неким "вневременным идеалом изначальной слитности человеческого существования с жизнью первозданной природы".

Девять разделов экспозиции, организованной одновременно по хронологическому, жанровому и тематическому принципам, демонстрируют творческий путь М.В.Нестерова в многообразии художественных поисков, увлечений и занятий: "Начало пути (1877–1886)", "Утверждение своей темы", "Цикл о Сергии Радонежском", "Роман в красках", "В пространстве соборов", "Портреты эпохи модерна (1900-е)", "После 1917 года", "Портреты 1921–1941 годов", "Документально-биографический раздел".

 

Живописец много работал над произведениями, посвященными судьбе русской женщины. На выставке впервые собраны вместе полотна задуманного Нестеровым "романа в красках": "На горах" (1896, Киевский национальный музей русского искусства), "Великий постриг" (1898, ГРМ), "За Волгой" (1905, Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина).

Видение отроку Варфоломею. 1890

Впервые Нестеров нашел собственную тему в картине "Пустынник" (1888–1889, ГТГ), где человек и природа пребывают в единении и гармонии. Наиболее цельно художественные и нравственные идеалы мастера выразились в программной картине "Видение отроку Варфоломею" (1889–1890, ГТГ). Высветленные краски пейзажа и хрупкая фигурка мальчика придают изображению некоторую плоскостность, почти бесплотность, соединяя в полотне лиричность и монументальность. Произведение открыло цикл, посвященный Сергию Радонежскому: "Юность преподобного Сергия" (1892–1897), "Труды преподобного Сергия" (1896–1897, оба – ГТГ), "Преподобный Сергий Радонежский" (1891–1899, ГРМ). К этому циклу примыкает работа "Дмитрий-царевич убиенный" (1899, ГРМ), где изображение балансирует на грани реального и иконного образов. Герои картин Нестерова пребывают в состоянии "тишайшей внутренней молитвы", которое художник передает, используя сдержанную гамму тонов: зеленых, розовых, голубовато-синих. Нестеров признавался, что избегал изображать "сильные страсти", предпочитая им "наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью". Сходным созерцательным настроением проникнуты и его пейзажи "Молчание" (1903), "Лисичка" (1914, оба – ГТГ), "Родина Аксакова" (1914, Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа).

Особый цикл составляют картины о людях, уходящих от суеты мира: "Христова невеста" (1886, частное собрание), "Вечерний звон" (1910, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых), "Старец. Раб Божий Авраамий", (1914–1916, Самарский областной художественный музей). В этих произведениях, исполненных гармонии, читается и глубокая печаль. В литературе подобные образы воплотили Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, П.И.Мельников-Печерский. Нестеров открыл эту тему в живописи.

Центром экспозиции стало масштабное полотно "На Руси (Душа народа)" (1914–1916, ГТГ). В нем предстает собирательный образ России: своеобразный крестный ход объединил людей разных эпох, сословий и состояний, типические фигуры русской истории, воплощающие национальный дух.

 

На Руси (Душа народа). 
1914 – 1916

 

Впервые столь полно (около 100 листов) демонстрируются эскизы и подготовительные картоны монументальных работ Нестерова, ставшие новым словом в церковном искусстве. Наиболее значимые среди них – эскизы росписей во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Троицком соборе в Сумах (Украина), эскизы мозаик в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге. В росписях мастера проявились лиричность и камерность, свойственные его творчеству. В то же время в них соединились традиции западноевропейского искусства, в частности английских прерафаэлитов, и национального стиля русского неоромантизма, оформившегося на рубеже XIX–ХХ столетий.

Важнейшие разделы экспозиции посвящены портретному творчеству Нестерова. Как портретист он заявил о себе в середине 1900-х годов. Среди лучших произведений этого жанра – "Портрет дочери художника О.М.Нестеровой (Амазонка)" (1906, ГРМ). Четкостью силуэта, выразительностью цветового пятна, особой удлиненностью фигуры пластический язык картины близок стилистике модерна. Двойной портрет "Философы" (1917, ГТГ), изображающий религиозных мыслителей П.А.Флоренского и С.Н.Булгакова, стал предвестием блестящей галереи образов современников, созданной в 1920-х – начале 1940-х годов и считающейся вершиной портретной живописи того времени. Художник не писал портретов на заказ, он изображал людей, близких ему по духу, увлеченных творчеством, наполненных мощной созидательной энергией. Среди них – художник В.М.Васнецов (1925), физиолог И.П.Павлов (1935), скульптор В.И.Мухина (1940), архитектор А.В.Щусев (1941, все – ГТГ).

Специально к выставке выпущен каталог-альбом, в который вошло более 400 иллюстраций, воспроизводящих картины, акварели, эскизы, архивные фотографии. В нем впервые опубликованы новые датировки ряда произведений, уточненные в ходе реставрационных и атрибуционных работ. Подготовлено самостоятельное электронное издание. Образовательная программа включает лекции, встречи со специалистами в экспозиции, экскурсии, тематический концерт, художественную практику в Творческой мастерской. На время работы выставки возобновляются "Четверги допоздна".

Источник

 


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение