ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Очарование старинных шедевров

Очарование старинных шедевров

Печать
29.04.2013 г.

С 26 апреля по 30 июня 2013 г. в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки (г. Москва) проходит выставка "Русская и западноевропейская графика начала ХIХ – второй половины ХХ века из собрания Краснодарского краевого музея им. Ф.А. Коваленко".

 

Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко является одним из старейших музеев на Северном Кавказе. Его основание связано с именем екатеринодарского купца и мецената Федора Акимовича Коваленко (1866-1919). В течение нескольких десятилетий собиравший художественную коллекцию, он в 1904 г. безвозмездно передал ее в дар столице Кубани. Особой заботой для основателя галереи стало приобретение произведений русских художников. Этот интерес пробудила в нем выставка Товарищества Передвижных Художественных выставок, проходившая в Екатеринодаре в 1893 г. Экспозиция включала произведения В.Е. Маковского, В.Д. Поленова, Г.Г. Мясоедова и многих других. Федор Акимович налаживает связи с Академией художеств. И.Е. Репин, В.Д. Поленов и некоторые другие художники передали в дар Екатеринодарской картинной галерее ряд живописных работ и гравюр. С 1905 по 1916 г. два раза в год устраивались выставки, в которых участвовали выпускники Императорской Академии художеств, Московского училища живописи, ваяния и зодчества, позже – художники Киева, Харькова, Екатеринодара. К концу жизни создателя галереи, коллекция Ф.А. Коваленко насчитывала 730 картин, 1400 произведений графики, декоративно-прикладного искусства, редких книг.


Следующий этап жизни музея начинается в 1926 г. с приходом нового заведующего, профессора Ромуальда Казимировича Войцика (1888 – 1958). С 1926 по 1931 г. он активно занимался пополнением коллекции. В это время в музей поступают художественные произведения из Государственного музейного фонда, Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа и других столичных музеев.
В годы Великой Отечественной войны Краснодарскому художественному музею удалось избежать тотального разграбления. В 1944 г. все произведения вернулись из эвакуации из г. Соликамска в стены родного музея.


В настоящее время собрание музея насчитывает более 12 000 единиц хранения. Музей продолжает формировать коллекцию работ современных художников и мастеров прошлых столетий за счет дарителей и собственных приобретений.


Графическая коллекция Краснодарского художественного музея им. Ф.А. Коваленко начала складываться еще при жизни ее основателя. Хотя Федор Акимович не собирал графику столь планомерно, как живопись, но уже в то время были сделаны первые приобретения рисунков и акварелей таких признанных мастеров как А.А. Иванов, П.П. Соколов, И.И. Шишкин, А.Н. Бенуа, и некоторых других художников.

 

Активное пополнение графической коллекции происходило в первые десятилетия ХХ века, когда из Государственной Третьяковской галереи, Московского музейного фонда в музей поступили работы В.М. Васнецова, В.Е. Маковского, В.В. Верещагина, Е.Е. Лансере и др.


Безусловным украшением музейного собрания являются два графических листа А.О. Орловского – «Автопортрет» 1806 г. и «Монголы» 1808 г. Художник бурного темперамента, романтик по натуре, Орловский в «Автопортрете» показал мятежные и страстные порывы души художника. Хмурый неприветливый взгляд, растрепанные волосы, всклокоченная борода создают полный внутренней борьбы образ.

 

 

Орловский А.О. Автопортрет. 1806 г.


Несомненный интерес представляет эскиз А.А. Иванова «Рождение Христа». Библейская тема занимает особое место в творчестве художника. Рисунок отличается живостью и энергией жестов и движений персонажей. В компоновке фигур на листе чувствуется умение работать над большой многофигурной композицией.

 

 

Иванов А.А. Рождение Христа


Малоформатный, или, как его называют, интимный, графический портрет в искусстве первых десятилетий ХIХ в. получил самое широкое распространение. Признанным мастером такого вида портрета был П.Ф. Соколов. Чаще всего это было погрудное или поясное изображения на светлом фоне бумаги. Некоторая общая приглушенная гармония тонов являются излюбленными приемами художника. Выдающимися акварелистами являлись так же оба сына П.Ф. Соколова – Петр Петрович и Павел Петрович Соколовы – оба унаследовавшие талант и наклонности отца. Их работам присуща тонкая наблюдательность, умение лаконично и точно охарактеризовать человека.

 

 

Соколов П.П. Портрет дамы.


В 1890-е гг. возрождается интерес к акварели, которая становится частым экспонатом на выставках. Свою роль в этом сыграла деятельность Общества русских акварелистов (1880-1918). В то же время, тщательно проработанный, несущий в себе отпечаток раздумий художника над образом рисунок получили самостоятельное художественное значение. Особый интерес представляют находящийся в музее эскиз росписи В.М. Васнецова для Георгиевской церкви в г. Гусь-Хрустальном, рисунок к картине Ф.А. Малявина «Вихрь». Замечательны по своей психологической характеристике акварели К.В. Лебедева «Малюта» 1897 г., В.Е. Маковского «Старый лакей» 1910 г. В эскизе к программному произведению художника «Демон» акварели М.А. Врубеля в полной мере раскрывается своеобразие мастера – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий темными тонами мирового сумрака.

 

 

Врубель М.А. Голова демона.


И.И. Шишкин – один из крупнейших, и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” и любил ее со всей силой своей неповторимой натуры. Карандашные рисунки И. И. Шишкина «Дорога в лесу», «Сосны», «Облако» и др. выполнены с непосредственностью и свободой; живым движением карандаша в них отобрано и передано в немногих линиях и пятнах главное из всего многообразия натуры. Бумага подчас оставлена большими незакрытыми плоскостями, что придает работам воздушность и насыщенность светом.

 

 

Шишкин И.И. Сосны.


Своеобразный стиль Н.К. Рериха – «Идолы» 1901 г., вырисовывается уже в ранних его работах – ясность линий и лаконизм, чистота цвета и музыкальность, великая простота выражения и правдивость. Рисунок построен на глубоком знании исторического материала, передает ощущение духа языческой Руси.

 

 

Рерих Н.К. Идолы. 1901г.


В области портретного жанра особый интерес вызывает жанр детского портрета. Акварель З.Е. Серебряковой «В кресле» относится к тому периоду, когда художница писала акварельные и карандашные портреты своих детей, соседских и крестьянских ребят, и только начинала формировать свой собственный стиль детского портрета. Ее кисти принадлежат всегда узнаваемые теплые и искренние детские образы, где мастерство подчинено воодушевлению и эмоциональности.

 

 

Серебрякова З.Е. В кресле.


В последней четверти XIX века широкую известность в культурной среде, получил Абрамцевский кружок – творчески активная группа художников, сплоченная энергией мецената и любителя искусств С. И. Мамонтова. Большую работу по возрождению народных художественных промыслов в Абрамцево проводила Е.Д Поленова, сестра художника В.Д. Поленова, профессионально занимавшаяся пейзажной и жанровой живописью, иллюстрированием книг и созданием произведений декоративно-прикладного искусства. Сказать о небольшой по размеру акварели «Гриб» 1893 г. можно словами самой художницы: «С натурой пейзажной, конечно, есть стороны более трудные, чем с натурой живой или мертвой, которую работаешь в мастерской, но зато, сколько поэзии, насколько сильнее живется в то время, когда ведешь эту увлекательную беседу с природой»


Рядом со знаковыми именами русского искусства – работы незаслуженно забытых художников прошлого, виртуозно владеющих техникой акварели. Неброская прелесть родной природы воплотилась в лирических работах председателя Общества акварелистов – А.Н. Бенуа. Для художника характерна живая наблюдательность и чувство искреннего восхищения красотой русского пейзажа.

 

 

А.Н.Бенуа


Основной темой К.Я. Крыжицкого стал лирический пейзаж (лист «Весенний вечер», 1904 г.). Большинство картин художника появлялось на ежегодных академических выставках, а акварелей – на выставках Общества русских акварелистов, деятельным членом которого он был с момента его основания.
Не менее интересными являются акварели и рисунки западноевропейских мастеров, таких как мастер альпийского пейзажа А. Калам, французский жанровый художник-баталист, историограф Наполеоновской армии К. Верне, тонкий художник-пейзажист Ф. Штейнфельд.

 

 

К.Верне Скачущие драгуны.


Коллекция Краснодарского художественного музея им. Ф.А. Коваленко позволяет получить представление не только об особенностях и истории формирования одного из наиболее интересных разделов коллекции музея, но и показать развитие графического искусства начала XIX – второй половины XX века, демонстрирует своеобразие акварели и рисунка как самоценных форм существования искусства.


Елена Касавченко,
Старший научный сотрудник Музея

Источник


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение