ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Слово (язык и литература) >> Читая "Трудно быть богом"

Читая "Трудно быть богом"

Печать
Автор Андрей Карпов   

Рецензия на один из самых известных романов А.и Б. Стругацких

 

rycar.jpg  
Антонис ван Дейк "Портрет рыцаря с красной повязкой", 1625-1627 годы

«Трудно быть богом» - один из самых популярных романов братьев Стругацких. Написан он был в 1963 году, впервые опубликован в 1964 (в сборнике «Далекая радуга»).  Роман замысливался как веселый, приключенческий, в духе «Мушкетеров» Александра Дюма. И местами эта аналогия справедлива. Правда, в отличие от произведений  Дюма, «Трудно быть богом» написан насыщенным языком, при высокой художественности которого полностью отсутствуют длинноты, сюжетные отступления, описания ради описаний и т.п.  Повествование на протяжении всего романа держит читателя в напряжении  - во многом, благодаря тому, что происходящие события   показаны глазами лишь одного персонажа – Руматы Эсторского (он же – Антон, сотрудник  земного Института экспериментальной истории). И читатель, невольно начиная отождествлять себя с главным героем, сам становится участником этих событий.  Ощущению динамичности способствует и то, что всё умещается  в короткий  промежуток времени (несколько дней).

Однако,  несмотря на то, что роман читается «на одном дыхании», его нельзя считать легким чтением. Это  типично для Стругацких. Тем и интересно  творчество этих авторов, что за увлекательным сюжетом  у них всегда стоит философская проблематика. При этом  о серьёзных вещах Стругацкие говорят языком, который доступен всем, выражая сложные мысли в ярких и ёмких, а потому запоминающихся  формулировках; а то, что они говорят, касается любого думающего человека. В конечном счёте, всё творчество Стругацких вращается вокруг вопроса, что значит быть человеком? Человеком  ещё нужно стать, а ведь можно и потерять человеческое достоинство; и они изучают эти пограничные состояния.

Действие романа «Трудно быть богом» происходит в «мире Полудня» - коммунистическом будущем Земли, где решены  все социальные проблемы земного общества. Однако есть и другие планеты, где местное человечество ещё не достигло подобной ступени развития.  На одну из таких планет прибывают земляне - агенты Института экспериментальной истории. Их задача  - внедриться в общество «аборигенов», чтобы наблюдать за развитием событий, и, по мере сил, помогать историческому прогрессу. Земляне прошли специальную подготовку, в их распоряжении – самая передовая техника, они обладают потенциалом, многократно превосходящим возможности технически отсталых представителей местного человечества. Но реализовать его в полной мере не могут – это означало бы лишить жителей планеты своей собственной истории.  Могущественные, по местным меркам – почти боги, люди Полудня вынуждены жить по законам отсталого мира. В результате  вопросы, казалось бы, давно разрешённые в человеческом обществе, для них снова становятся актуальными:  что делать при встрече со злом? или даже не с активным злом,  а с тупостью и бездуховностью? Какими должны быть моральные основания личных поступков? Допустимо ли насилие?

Стругацкие не дают прямых ответов.  Они побуждают читателя думать. Человеку, обычно сторонящемуся  подобных вопросов,  так как они часто излагаются, как ему кажется,  скучным или слишком сложным языком философии и богословия, может быть, и будет полезно прочитать «Трудно быть богом».  Роман, ничего прямо  не навязывая и не слишком напрягая, даст ему возможность ощутить ответственность, которую несёт каждый человек в своей собственной жизни, а может быть и разобраться с тем, что значит быть человеком  для него самого.

Однако,  хотя готовых ответов в романе нет, там есть подсказки – так проявляется авторская позиция, которую и осознанно,  и невольно авторы передают читателю. И, стоит отметить, что позиция эта – нехристианская. При этом Евангелие Стругацкие, несомненно, читали, - порою они даже полемизируют с ним. Надо ли стремиться возлюбить ближнего, если этот ближний –закоренелый обыватель, лишенный какого-либо духовного измерения? Стоит ли прощать людям на том основании, что они не ведают что творят, когда ты знаешь, что они творят несомненное зло?

Стругацкие исповедуют веру не во Христа, а в способность человека самому стать лучше, - то, что называется гуманизмом.  А гуманизм, лишенный  христианской опоры, способен принимать довольно пугающие черты. Например, он позволяет выделять лучших людей, так сказать «людей в полной мере» и пренебрегать прочими. В «Трудно быть богом» это легко заметить: человечество далёкой   планеты – ещё не полноценные люди, а «человеческие заготовки». Значение имеют лишь те, кто стремится к новому (ученые, книгочеи, люди искусства). Те, кто довольствуется тем, что имеет, авторов не интересует или даже вызывает презрение.

Особенно враждебно авторы настроены по отношению к религии и церкви. Народу в романе приписано множество абсурдных верований, а церковь выставлена самой реакционной  и откровенно опасной силой. Конечно,  в какой-то степени это объясняется временем написания произведения, однако в данном случае политические установки явно совпали с авторским взглядом. В «Трудно быть богом» Стругацкие рисуют яркую и злую пародию на Средневековье, и читатель, подпавший под очарование романа, поневоле начинает воспринимать этот отрезок истории соответствующим образом.  То, что действие перемещено  в вымышленный мир, не мешает нам применять авторские оценки  к тому, что происходило в действительности.  Поэтому очень сложно прочитать роман, и не получить в результате  искаженного отношения к христианскому учению, истории и Церкви. Впрочем, кто предупреждён – тот вооружён.

Совет рецензента: человеку, желающему сформировать круг чтения, отвечающий православному мировоззрению, не стоит читать данный роман. Разве что в познавательных целях: «Трудно быть богом» был одним из любимых романов советской интеллигенции. Читая его, можно увидеть насколько восприятие человека с атеистическим сознанием, верящего исключительно в человека (как «творца своей жизни») и в социальный прогресс, отличается от восприятия христианина.

Теги:   Книги   Литература


22.07.2013 г.

Наверх
 

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение