ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Искусство навевать прохладу

Искусство навевать прохладу

Печать
19.12.2013 г.

До 7 апреля  2014 г. в Государственном музее А.С. Пушкина (Москва, Пречистенка, 12/2) будет проходить выставка "Искусство навевать прохладу", на которой представлено 100 вееров из собственной коллекции музея.

 


Впервые музей А.С. Пушкина представляет публике свою собственную коллекцию вееров.
Коллекция сравнительно молодая – хотя начало ей было положено в 1960-х годах, основной массив был собран именно в последние годы. И даже во время подготовки выставки коллекция пополнилась несколькими весьма любопытными экспонатами. По своему составу, разнообразию и ценности ее можно назвать даже уникальной.
Жертвоприношение Юпитеру. Около 1800. Франция.Веер pliant. 1890-е. Западная Европа.
Выставка дает яркое представление о бытовании вееров в России с середины XVIII века до первых десятилетий  XX.
В хронологически выстроенной экспозиции – более 100 вееров. Среди них есть выдающиеся, эталонные памятники веерного искусства разных периодов и направлений, в создании которых участвовали талантливые художники, виртуозные резчики, лучшие декораторы своего времени.

Важным контекстом для веерного великолепия служат на выставке дамские наряды,  модные картинки и журналы прошедших эпох, портреты, хроника петербургской и московской жизни в графике и фотографии из собрания Государственного музея А.С. Пушкина. Некоторые фрагменты выставки представляют целостные жанровые зарисовки и исторические сюжеты. Экспозиция последовательно развивается  от одного экспоната к другому, представляя типы вееров, их стилевое развитие и национальные особенности исполнения на фоне различных эпизодов из жизни общества.

Фрески Геркуланума и Помпей. Веер из семьи Нащокиных. 1790-е. Италия.Самые ранние предметы в экспозиции относятся к середине XVIII века.
Выставка демонстрирует произведения французской, голландской, итальянского немецкой и английской школ веерного искусства во всем многообразии их художественного исполнения. К раритетам этой эпохи относится и гравированное приложение к Энциклопедии наук, искусств и ремесел Дени Дидро и Жан-Лерон Д’Аламбера 1773 года, где на четырех листах подробно, с комментариями, проиллюстрирован весь процесс производства складных вееров с бумажным, пергаментным или шелковым экраном.

Веер 1840-50-х гг.Вторая половина XVIII – начало XX века стала эпохой расцвета вееров как в Европе, так и в России. В это время складной веер является не просто обязательной принадлежностью дамского туалета – несколько утратив свое прямое назначение навевать прохладу, он становится орудием кокетства, средством невербального общения.  Изобретенный в ту пору так называемый «язык веера» хорошо знали и женщины, и мужчины.

 
Особое внимание уделено на выставке веерам пушкинского времени.
Веер из семьи Пушкиных. 1870-е. Китай. Дар Клотильды фон Ринтелен.
Несколько экспонатов выставки имеют весьма богатую родословную. Принадлежащие некогда современникам и даже близким поэта, они переходили от поколения к поколению уже в качестве семейных реликвий. Эти памятники, сохранившие имена владелиц, обладают исключительной исторической ценностью.
 
Среди них: - веер, с большой долей вероятности принадлежавший дочери поэта Наталье Александровне Меренберг (подарен музею Клотильдой фон Ринтелен, праправнучкой А.С. Пушкина);
- веер внучки поэта Марии Александровны Пушкиной (единственный не «музейный» экспонат – он  специально представлен на выставку из семьи наследников рода);
Веер brise с изображением цветушего барвинка. 1815-1825. Франция.- веер Натальи Николаевны Павлищевой, родственницы по мужу Ольги, родной сестры А.С. Пушкина;
- веера из семей Орловых, Кривцовых, Нащокиных…

Фамильные веера помещены на выставке в историко-художественный контекст пушкинской эпохи.

Бурная жизнь веера продолжалась и далее, до двадцатых годов XX века.
Веер кокарда. 1890-е. Западная Европа.Если на пике своей популярности вееры заказывались у известных фирм и мастеров, которые изготовляли их из дорогих материалов – перламутра, черепахи, слоновой кости, страусиных перьев, шелка, расписывали вручную, то со временем веер перестал быть предметом роскоши. Из дворянского быта он распространился в среду других сословий – мещанства, купечества, духовенства и даже богатого крестьянства. В массовом производстве вееров дорогие материалы заменялись на более дешевые, имитирующие натуральные. Часть веерной экспозиции в музее А.С. Пушкина рассказывают и об этом периоде истории.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение