ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Искусство русского народа

Искусство русского народа

Печать
03.03.2014 г.

До 20 апреля 2014 г. в Национальной художественной галерее республики Татарстан  "Хазинэ" (г. Казань) будет проходить выставка "Искусство русского народа".

«Искусство русского народа» — пятая выставка проекта «Искусство народов Поволжья, реализацию которого Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан осуществляет с 2012 года.

Как и на предыдущие выставки проекта, экспозиция данной выставки составлена из коллекций нескольких музеев: Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан, Этнографического музея Казанского (Приволжского) федерального университета.

Художественное творчество русского народа представлено произведениями декоративно-прикладного и изобразительного искусства, созданными в ХIХ-ХХ веках Экспозиция не разграничена по видовым признакам, она основана на принципе комплексною показа. Произведения изобразительного искусства являются своеобразным аккомпанементом предметам труда и быта, органично соединяющих утилитарность с образностью, воплощающих мироощущение русского народа и понимание им законов мироустройства.

Русское декоративно-прикладное искусство к середине девятнадцатого столетия включало художественное творчество крестьянства, отражающее мифологическое восприятие мира, с почитанием природных явлений и животных-охранителей. Верили, что все предметы являются символами и обладают сверхъестественной силой. Так ковшам-скопкарям придавали сходство с плывущей птицей, означающей водную стихию. У ковша-скопкаря, представленного в экспозиции, — ладьевидное тулово, украшенное золотистыми цветами, сужается с двух сторон и завершается приподнятым клювом и хвостом. В прорезной технике дан контур растительного узора и выполнены все мелкие летали: глаза. бровки, зрачки и др., что является творческим приёмом ярославских скопкарей. Мастерами резчиками Архангельской губернии воспроизводились солярные знаки в трехгранно-выямчатой деревянной резьбе. Так украшен рубель, который использовали для разглаживания — „прокатывания“ после стирки сухой холщовой ткани.


В крестьянской среде XIX века ревностно соблюдались традиционные устои. После уборки урожая, с октября по апрель занимались изготовлением домашней утвари. Такие предметы крестьянского домашнего обихода как прялки занимали видное и почетное место в интерьере. Мастера украшали их резными орнаментальными мотивами и росписью масляными красками и темперой. По местам возникновения и распространения роспись получила названия: мезенская — появилась в селе Палощелье, которое расположено на берегу реки Мезень. По сведениям исследователей росписью там занималось все мужское население. Золотисто-коричневый фон заполнен фигурками красного цвета, обвезёнными по контуру чёрной линией. Рядами друг нал другом исполнены в движении кони, лоси, лебеди, чередуясь с геомстричсским орнаментом. Техника пермогорской росписи лопасток возможно связана с древнерусскими книжными миниатюрами, в пользу этой версии свидетельствуют и надписи, которые являются стилевым отличием этих прялок На лопастке пермогорской прялки изображены две пряхи за работой. В верхней части художник поместил цветы и птиц, а внизу символизирующую домашнее благополучие супружескую чету за самоваром. В Архангельской губернии существовал ещё один вид росписи — ракульский. Мастера живописцы составляли композицию из трёх частей: верхнюю и нижнюю занимают веточки с крупными листьями, окрашенными в два или три цвета, а среднюю — птица. В Нижегородской губернии в XVII веке появился центр изготовления своеобразной по стилю расписной деревянной посуды, известной как хохломская.

Повсеместно изготовлялись игрушки для детей, отражающие мировоззрение взрослых, сочетающие в себе элементы пластического и живописного искусств. В Вятской губернии глиняные фигурки получили название — дымковские. На данной выставке представлены изделия промысла, пополнившие коллекции ГМИИИ РТ во второй половине XX века.

 

Самовары, появившиеся в России в XVIII веке постепенно стали неотъемлемым элементом русской культуры. В XIX столетии самовары производились на тульских, московских и уральских фабриках. Особенно ценились тульские латунные самовары фабрик И.Ф Капырзина, А. В. Салишева, Н. А. Воронцова. Именно их образцы представлены в нашей экспозиции. В 1886году под покровительством губернатора Казанской губернии была организована „Казанская ремесленная сельскохозяйственная выставка для Поволжья и Прикамья“, где можно было увидеть, выбрать и приобрести самовары.

 

Вышивка

Вышивкой» по давней традиции» занимались женщину всех слови населения и в XVIII, и в XIX столетиях, Русские мастерицы украшали свою одежду и предметы домашнего интерьера разнообразной вышивкой, используя «типично народные приёмы шитья: строчевые вышивки по сплошной ткани и по перевети. Использовались шов набор — двусторонний, имитирующий тканый узор; шитьё счётными швами: росписью, косым стежком, гладью. Вышивка тамбурным швом получила распространение с середины XIX века. Большой популярностью среди горожанок пользовалась вышивка белым тамбуром и английской гладью по белому.

Золотное шитьё

До XI века в этом виде шитья употребляли золотые и серебряные нити, к XVI веку золотая нить почти полностью исчезла, её заменило золочёное серебро. Вышивка была распространена во всех зажиточных слоях населения. В течении XVIII столетия господствуют блестящие узоры золотого шитья. Узоры цветочного орнамента дополнялись фигурками птиц.

Бисерное шитьё

Расцвет бисерного искусства пришёлся на первую половину XIX века. Бисер имел множество оттенков. Мелкие бусинки позволяли создавать нюансы колористических сочетаний, воспроизводя оттенки всех цветов. К середине столетия бисерные произведения начинают терять привычные приёмы исполнения. Стали использовать более крупный бисер и уже не для вышивки, а в основном для отделки изделий. Почти до последней трети XIX века девичьими руками крепостных мастериц создавались великолепные кружевные шали, золотое шитьё отделки, выполнялась миниатюрная работа — кошельки, сумочки из бисера. Затем, после отмены крепостничества те же самые девушки входили в артели, возглавляемые теми же помещицами. События в России начала XX века прервали преемственность традиций искусства вышивальщиц.

Кружевоплетение

Кружевоплетение из золотых нитей возникшее ещё во времена царской допетровской Руси использовалось при создании богатых нарядов для дворян. Исследователи сделали вывод, что технология изготовления кружева (численный способ плетения) оставалась неизменной в течение столетий. В XVIII веке в России распространилось плетение на коклюшках. В XIX веке мода на русское кружево появилась за рубежом и в дворянском обществе России. Этот процесс был связан с общеевропейским стилем «модерн», послужившим импульсом к увлечению интерпретациями народных традиций в женском, городском костюме. Впервые за всю историю русское кружево использовалось в одежде представителей всех слоёв общества в своём отечестве. Кружевоплетение в России 1870–1880 годов приобрело промышленный характер. Была создана школа С.-Петербургских кружевниц, через Земства широко распространялись лучшие образцы (им подражала провинция). В губерниях открывались школы кружевниц для детей и взрослых, где сколки, по которым работали мастерицы, кроме традиционных мотивов, воссоздавали орнаментальную вязь старинных церковных книг и рукописей. В Казанской губернии пользовались спросом изделия рыбно-слободскихкружевниц.

Источник


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение