ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Как защитить детей от вредного влияния интернета?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии

НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии

Печать
24.03.2014 г.

С 4 апреля по 12 мая 2014 г. в Галерее на Солянке (Москва) под девизом "Просто о сложном" пройдет выставка "НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии". Выставка проводится по инициативе Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы и при поддержке Политехнического музея.

 

Французский театр теней, 1936. Частная коллекция
Кинопроекционный аппарат COQ (''КОК'') Франция, г. Париж. 1912 г. Из коллекции Политехнического музея
Максим Ксута ''День за днем. Архаика'' (эскиз). 2010. Компиляция фотографий. 60*60 см  (c) Maxim Ksuta 2010. Предоставлено Галереей ''Триумф''
Труба зрительная мастера Доллонда. Англия, г. Лондон конец 18 в. Из коллекции Политехнического музея
Праксиноскоп-театр. Англия, 1880-е годы. Частная коллекция

"НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии" - выставка-диалог, выполненная в формате экспериментальной лаборатории, - объединит оптические приборы конца XIX - первой половины XX веков из фондов Политехнического музея, докинематографические оптические игрушки и аттракционы из коллекции медиаархеолога Федора Михайлова и современное искусство, созданное на основе точных знаний, - работы художников, вдохновленных законами оптики и психологии зрительного восприятия.

Фотография, анимация, кинематограф, стерео-варио и 3D-эффекты, микроскопическое и телескопическое видение, бесконечное умножение реальности - многообразие бытовых и профессиональных процессов, природных явлений и технических инструментов, созданных человеком для решения задач разной степени сложности, функционируют по законам оптики и зрительного восприятия. С середины прошлого века выразительные возможности оптических иллюзий активно эксплуатируются художниками в рамках отдельного направления: оп-арт быстро приобрел интернациональный характер, нашел широкое применение в дизайне интерьеров и рекламной графике, соединился с кинетизмом и другими художественными практиками, просто и доступно рассказывающими о достижениях науки на языке современного искусства. Выставка в галерее на Солянке объяснит посетителям всех возрастов, профессий, характеров и состояний механизмы возникновения разнообразных оптических иллюзий, предложит прикоснуться к тайнам оптики и биофизики, сделать оптические игрушки своими руками и испытать в действии реконструкции старинных аттракционов.

В числе экспонатов выставки будут представлены французский проекционный аппарат "Волшебный фонарь" 1900-1910 годов, "немой" кинопроектор "КОК" фирмы Path? Fr?res, датированный серединой 1920-х, стереоскоп Gaumont 1900-1914 годов, солнечный микроскоп, выполненный в мастерской знаменитого французского механика Жюля Саллерона в 1850-х, стереоскопический фотоаппарат Glyphoscope фирмы Jules Richard 1905-1910 годов, подзорная труба английского оптика и изобретателя Джона Доллонда, первые механические телевизоры и другие оптические приборы, стоявшие у истоков фотографии, анимации, кинематографа и других сфер науки и искусства, связанных с фиксацией, хранением и воспроизводством визуальных образов.

Процессы зарождения и развития кино и анимации на выставке проиллюстрируют оптические игрушки и "карманные" аттракционы XIX-ХХ веков из коллекции Федора Михайлова. Театры теней, коробки с телескопическими видами, синематографы, анимационные волчки, первые стерео-варио фотографии и сюжетные открытки на просвет, домашний кинотеатр братьев Люмьер, калейдоскопы, флипбуки, праксиноскопы, зоетропы и тауматропы позволят детям повторить первые опыты по оживлению рисунков и фотографий, приданию объема двухмерным изображениям.

Диалог профессиональных оптических приборов и анимационных артефактов из сферы ярмарочных развлечений в едином экспозиционном пространстве позволит представить прогресс современной науки как результат свободного взаимопроникновения идей и открытий внутри различных областей - артистических практик иллюзионистов, деятельности коммерсантов и исследований лабораторных ученых. Архитектурное решение выставки, разработанное коллективом бюро "Новое", объединит экспонаты различных сфер и эпох и творческие задания для детей мотивом световых лучей - общих рабочих поверхностей для изучения исторических экспонатов, экспериментов с их современными репликами и создания собственных оптических игрушек.

Выставка "НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии" наглядно продемонстрирует, как простейшие устройства и технологии, порожденные воображением ярмарочных иллюзионистов, стали импульсом для развития анимации и кинематографа. В свою очередь, серьезные научные исследования составили базу для визуальных экспериментов известных художников - под влиянием работ немецкого физика и химика Иоганна Риттера, открывшего ультрафиолетовое излучение, авангардист Михаил Ларионов основал одно из первых в России абстрактных течений - лучизм; голландский художник и геометр Мауриц Эшер работал с декоративной графикой на основе математических принципов асимметрии; изучение законов зрительного восприятия привело француза Робера Делоне к новому стилю абстрактной живописи - орфизму, позволяющему воссоздать на холсте иллюзию движения и выразить музыкальность ритмов, используя закономерности взаимопроникновения основных цветов спектра. Выставка в галерее на Солянке предлагает исследовать практику использования точных научных знаний из области оптики, биофизики и информатики в современном искусстве на примере работ Вячеслава Колейчука, Андрея Топунова, Владислава Ефимова, Ростана Тавасиева, Федора Павлова-Андреевича, Максима Ксуты и Ильи Федотова-Федорова.

В подвалах галереи можно будет взглянуть на небо: медитативная инсталляция "Высокое" Владислава Ефимова призывает забыть о времени, наблюдая движение облаков с помощью стереоскопов. Видео Ростана Тавасиева "На дне 3D" - результат эксперимента с анаглифическим стереоэффектом. Художник совместил два разных фильма - постановку пьесы Максима Горького "На дне" в синем канале и подводные съемки Лени Рифеншталь в красном. Через красный светофильтр можно увидеть только синий фильм, сквозь синий -наоборот. Одно дно накладывается на другое дно, провоцируя скорее не визуальный, а смысловой стереоэффект: один фильм начинает дополнять, комментировать и украшать другой. Для создания серии работ "Вмешательство" Илья Федотов-Федоров, с детства увлеченный микробиологией, использовал возможности микроскопа, делая фотоснимки земли в различных вариациях. Интерактивная графика Андрея Топунова продемонстрирует метаморфозы базовых геометрических фигур - круга, квадрата и треугольника. А его диптих - портреты Юрия Григоряна и Константина Худякова, полученные из фотографий низкого разрешения, - представят эффект превращения грубого растра в полутоновое изображение за счет наложения матового стекла. Объект Федора Павлова-Андреевича "Снопанема" создан с использованием оптического эффекта стерео-варио, а "Башня Татлина" Вячеслава Колейчука объясняет эффект 3D. Его же "Невозможный объект" под определенным углом зрения опровергает законы геометрии, создавая иллюзию треугольника Роджера Пенроуза - равносторонней фигуры с тремя прямыми углами. Работа "Четыре куба", выполненная Колейчуком в технике штриховой стереографии - нанесения множества насечек на стальную поверхность, - создает красивую иллюзию объемного объекта при попадании направленного света на гравированную поверхность. Коллажи, созданные Максимом Ксутой из открыточных изображений различных произведений искусства, при рассмотрении с достаточной дистанции складываются в старинные портреты.

Что общего между художниками и учеными? Почему живое воображение - важный инструмент научного прогресса? Чтобы увидеть одну вещь в истинном свете, нужно максимально дистанцироваться от нее, а к другой максимально приблизиться? Почему наше восприятие субъективно? Почему расширять кругозор - это важно? Что такое междисциплинарность и почему работа ученого может быть не менее увлекательной, чем занятия современным искусством?

На эти и многие другие вопросы ответит выставка "НИИ ОП! Наука. Искусство. Иллюзии" - проект о творческой энергии ученых и математической точности художников. 

Источник


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение