ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Теория культуры >> Публичное пространство

Публичное пространство

Печать
Наши представления о том, что представляет собой публичное пространство, часто интуитивны. Для того, чтобы иметь ясную картину, как устроен механизм идеологии, надо разобраться в числе базовых понятий и с публичным пространством.  

           Публичное пространство можно определить  как сферу межличностных коммуникаций, в которой создаются и транслируются  общественно значимые высказывания.

            Публичное пространство неизбежно присуще любому обществу. Социальный организм не смог бы существовать, не будь у него такой системы, в которой бы озвучивались цели и ценности, в которой бы вырабатывалась мотивация человека  к социальному поведению. Потребность в публичном пространстве есть не только у общества, но и у человека. Будучи существом телесно-духовным, человек нуждается не только в духовном восприятии мира, но и в выверке этого восприятия путём сравнения с восприятием других людей.  Это происходит с помощью системы символов, которая воспроизводится и передаётся в публичном пространстве.

            Однако не каждая межличностная коммуникация создаёт публичное пространство. Частный разговор потому и называется частным, что остаётся вне сферы публичности. Даже если в беседе участвуют не два человека, а три или даже больше, это не придаёт ей публичной окраски. Дело не в числе участников.  Обычно в разговоре высказывание полностью принадлежит ситуации. Оно обусловлено самим характером беседы. Реплики следуют одна за другой, цепляясь друг за друга логически, ассоциативно или эмоционально. То, что говорит человек, окрашено текущими событиями, физическим и эмоциональным состоянием говорящего, его желаниями, впечатлениями и переживаниями в настоящий момент. Изменится ситуация, и что останется от высказывания? За пределами ситуации оно обычно теряет свой смысл. Но не всегда.

картина  художника Шматько Л.А. Выступление Ленина о плане ГОЭЛРО

Шматько Л.А., "Выступление В.И. Ленина о плане ГОЭЛРО", 1957

           Некоторые высказывания продолжают быть осмысленными и за пределами ситуации.  Они могут быть повторяемы, при этом не обязательно, чтобы их повторял один и тот же человек. А некоторые из них генерируются специально таким образом, чтобы не зависеть и от ситуации и от говорящего. Транслирование таких высказываний и создаёт публичное пространство.

            При этом переход высказывания в публичное пространство не всегда зависит от желания высказавшего его человека. Существует распространённая иллюзия, что одного нашего желания достаточно, чтобы стать участником сферы публичного. Достаточно лишь сгенерировать соответствующее высказывание. Но это не так. Человек может оценить своё высказывание как общественно значимое,  но это не значит, что также его оценят другие. Иллюзия общего участия в публичности подпитывается идеальной теоретической моделью демократии.  Пропагандируется, что в условиях демократии каждый человек участвует в принятии социально значимых решений. Из этого следует, что голос каждого человека существенен и должен быть учтён. Из этого тезиса человек черпает уверенность, когда формулирует своё высказывание. И очень удивляется, когда оно оказывается незамеченным.

            Действительно, мы все участники публичного пространства. Но есть две позиции - активная и пассивная. Позиция говорящего и позиция слушающего. Именно в пассивной позиции слушающего всех нас накрывает сферой публичного. Мы воспринимаем транслируемые в публичном пространстве высказывания, как-то их усваиваем, реагируем на них, комментируем. Эти наши вторичные действия нам самим кажутся важными. Благодаря этому также формируется ощущение, что наше мнение учитывается в публичном пространстве. На самом деле, наша реакция на транслируемые высказывания практически не сказывается на их дальнейшей трансляции. Если, конечно, нам не удастся занять позицию говорящего.

            Публичное пространство следует отличать от общественного мнения. Общественное мнение - это результат, продукт, выработанный сферой публичного. Общественное мнение представляет собой комплекс подтверждённых (положительно закреплённых) интерпретаций. Это некоторая идеологическая сумма, осадок, выпавший в результате химических реакций, происшедших в сфере публичности. С общественным мнением в голове в виде внедрённых в сознание идеологических матриц люди переходят из публичного пространства в сферу приватного. Они остаются сами с собой, но в их мыслях работает контур такой же, как и у всех остальных, усвоивших эту идеологическую матрицу.  Эта общая доминанта заставляет различных людей приходить к одинаковым результатам в результате индивидуальных мыслительных процессов.

            Публичное же пространство есть среда для выработки общественного мнения. Происходящий при этом процесс можно описать следующим образом.

            Формулируются темы. В качестве тем принимаются некоторые высказывания. Темы можно рассматривать как своего рода описания фактов. Существенный момент: неописанные факты не имеют значения.  Что бы из себя ни представляли такие факты, и какими бы последствиями они ни грозили, если их описание не стало темой публичного  дискурса, знание этих фактов отдельными членами общества ничего не даёт, пусть даже они кричат на  всех перекрёстках. Общество пройдёт мимо.

            Темы являются стимулами для генерации новых высказываний. Обычно принято говорить, что высказывания делаются в рамках той или иной темы. В результате тема получает определённую интерпретацию. Различные участники публичного пространства могут по-разному интерпретировать одну и ту же тему. Интерпретации конкурируют между собой за внимание и приверженность участников обсуждения. Некоторые интерпретации получают больше положительных импульсов-подтверждений от участников обсуждения и закрепляются в общественном сознании.

            При этом наблюдается кумулятивный эффект: чем больше получено положительных откликов на интерпретацию, тем быстрее она продолжает «набирать вес». Также имеет место эффект резонанса: интерпретации, закрепившиеся в общественном мнении, способствуют появлению в публичном пространстве близких по духу тем и отбору таких интерпретаций, которые бы интонационно соответствовали бы базовой интерпретации. Таким образом возникает определённый контекст, являющийся фильтром при отборе значимых фактов, высказываний, тем и интерпретаций. В одно и то же время у разных групп,  представленных в публичном пространстве, может быть несколько таких контекстов. Может случиться и так, что один контекст начинает доминировать в публичном пространстве, и в этом случае мы имеем дело с идеологической парадигмой.

            Наличие идеологической парадигмы само по себе не означает, что данную идеологию исповедуют все или даже большинство членов общества. Общественное мнение не является суммой индивидуальных мнений членов общества. В зачёт идут только мнения тех, кто  представлен в публичном пространстве в активной позиции, то есть в качестве говорящей стороны. Их можно определить в качестве субъектов публичности.

            Субъекты публичности образуют  одно или несколько сообществ, которые не будучи формальными организациями, между тем достаточно плотно пропитаны корпоративным духом, чтобы отсеивать тех, кто проявляет инициативу войти в публичное пространство, не получив на это санкцию того или иного сообщества.

            Публичное пространство освоено и организационно. В первую очередь здесь следует выделить средства массовой информации. Как экономические предприятия СМИ конкурируют между собой за аудиторию, а, в конечном счёте, за кошельки потребителей. Но это - не содержательная конкуренция. Экономически конкурирующие СМИ могут принадлежать к одному идеологическому контексту,  и в этом плане работать сообща и достигать синергетического эффекта. Именно поэтому СМИ так часто цитируют друг друга, заимствуют новости и обсуждаемые темы. С точки зрения содержания неважно, на чьих страницах началось обсуждение.

            Журналистская братия также представляет собой единый корпус, легко меняющий место работы в пределах своего сообщества.

            Ещё одним типом организаций в сфере публичности являются так называемые общественные институты. Если СМИ специализируются на трансляции высказываний, то общественные институты занимаются их генерацией. Термина для профессионального сообщества, наполняющего стены общественных институтов, пока не сложилось.

            Отдельно стоит сказать о публичных фигурах. Это - люди за пределами организаций публичного пространства, и в то же время признанные сообществом субъектов публичности.  Поскольку их высказывания не регулируются институционнно, они должны быть достаточно прогнозируемы, чтобы укладываться в нужный контекст. Поэтому публичные фигуры должны быть хорошо изучены. Их не может быть много. Перечень таких фигур обычно стабилен, так вводить в него новые персоналии опасно - а вдруг скажут что-то не то. Поэтому понятно, почему СМИ, как правило, адресуются к одним и тем же людям, а те лишь меняют аудитории, в которых произносят примерно одни и те же слова.

            Интернет несколько расширил публичное пространство. Иллюзия говорения стала более устойчивой. Теперь каждый в блоге или на личном сайте  может сделать своё высказывание публичным. Однако по сути мало что изменилось. Чтобы войти в число обсуждаемых тем и интерпретаций, высказывание должно быть замеченным. В какой-то момент возникло ещё одно сообщество - популярных блоггеров, которое теперь производит первичный отбор высказываний для нового сектора публичного пространства, а все механизмы остались прежними.


15.07.2010 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение