ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Знаки времени >> Шарлит российского общественного сознания

Шарлит российского общественного сознания

Печать
10.03.2015 г.

Диагноз на основании судебного решания по делу "Тангейзера".

 

Мировой суд Центрального района Новосибирска прекратил административные дела в отношении директора Новосибирского оперного театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина за отсутствием состава преступления. Суд  не нашел, что кулябинская постановка оперы Р.Вагнера «Тангейзер» нарушает права верующих.

Данные дела были возбуждены прокуратурой по заявлению митрополита Новосибирского и Бердского Тихона.

Действие оперы перенесено в наше время, а Тангейзер представлен режиссером эротического фильма «Грот Венеры», действующим лицом которого является Христос.  Христос, таким образом, вводится в обитель блуда, но это подается как текст внутри текста. На этом основании эксперты вывели своё заключение , что никакого оскорбления чувств верующих в постановке нет. Речь идет о вымышленном образе Христа, - про реального Христа режиссер ничего не говорит, поэтому изображение Христа среди блудниц не может, по их мнению, оскорбить чьи-то чувства. Ложные представления о Христе – это проблема главного героя оперы, а не зрителей…

Оправдал авторов постановки и опальный дьякон Андрей Кураев. Он привел такую аналогию : если на сцене висит флаг со свастикой, означает ли это пропаганду фашизма? Надо ли запрещать, скажем, фильм «17 мгновений весны» за то, что там сплошь и рядом показывается фашистская атрибутика.

Аргументация Кураева и эксперта (Бориса Фаликова, доцента кафедры религиоведения РГГУ) совпадает… Даже возникает ощущение, что это своего рода домашняя заготовка: уж не консультировался ли режиссер с подобными экспертами, как не попасть под статью?..

Но аргументация эта – слабая… Представим себе , что герой постановки зачитывает со сцены «Mein Kampf». Пусть даже постановка – антифашистская. Допустимо ли это, в виду того, что «Mein Kampf» в России запрещена? Или еще аналогия: на сцене нам устраивают демонстрацию фильма по производству наркотиков в домашних условиях. По сюжету это можно вписать в сцену профессиональной подготовки сотрудников наркоконтроля… Будет ли соображение, что это текст внутри текста, достаточным для оправдания авторов постановки? Не будет.

Герой не существует без своего автора. И ответственность за то, что творит герой, лежит на авторе. Таким образом, именно Тимофей Кулябин отвечает за то, что составляет содержание фильма, снятого его героем.  И за то, как об этом содержании рассказывается зрителю. Высказывание второго порядка – это всё равно его высказывание.

И закрытые дела – следствие не отсутствия кощунства, кощунство-то налицо: достаточно показать то, что шокировало митрополита, фокус-группе из православных христиан, не знающих в чем суть дела (например, из другой православной Церкви). Они сразу же заявят о кощунстве. Закрытие дел означает, что наше общественное сознание снисходительно к такого рода кощунству… Достаточно прикрыться фиговым листком «вымысла внутри вымысла», чтобы от тебя отстали. Достаточно выдвинуть оправдательную модель, подходящую по формальным признакам, и она будет востребована, никто не станет вдаваться в существо дело: чувствуют ли православные себя реально оскорбленными, или нет…

Это говорит о серьёзной болезни, поразившей наше общественное сознание. Господа, решившие так интеллигентно (на уровне текста в тексте) поглумиться над Христом, не считают, что они совершают то, что вычеркивает их из интеллигенции. Они продолжают себя считать творческой интеллигенцией, то есть, по их мнению, лучшей частью российского общества. Они не теряют самоуважения. Не чувствуют внутри себя, что переступили нравственную границу. Их нравственность в результате устроенного ими кощунства не пострадала. Они могут продолжать нести людям свет, правду, обличать пороки и проч. Для этих людей кощунство – этически допустимо.

А мы терпим этих людей.  Мы с ними здороваемся. Ходим на их постановки. Читаем их высказывания в прессе… Мы прощаем кощунство… Для нас – это что-то менее страшное, чем , скажем, коррупция… Против коррупции не выступает только ленивый, а против показа Христа у блудниц… Ну, это, как говорится, свобода взглядов. Он так видит… Даже не Кулябин, а Тангейзер… Свобода творчества – основа свобод…

На бытовом уровне мы еще не Шарли . Мы понимаем, что говорить гадости о святом для человека прямо ему в лицо – это оскорбление.  Святое не должно попираться. Если ты допускаешь подобное, то ты уже не вправе требовать уважения к себе. Мы это понимаем. А самые чуткие понимают, что если в быту допустят подобное, то уже не вправе и сами себя уважать. И не допускают.

А вот в приватизированном творческой и прочей креативной интеллигенцией (и не очень интеллигенцией) публичном пространстве российское общество уже – почти Шарли. То, что мы еще не попускаем себе, мы позволяем делать со сцены.

Если болезнь («шарлит» - «ит» в медицине говорит о воспалительном характере процесса) будет прогрессировать, мы все превратимся в «Шарли». Нам будет плевать, есть ли у другого человека что-либо святое… Мы будем  при каждом шаге попирать чьи-то святыни. А значит, не иметь ничего святого в своей душе…

Таким образом, постановка «Тангейзера» и наша реакция на нее весьма симптоматична. Мы должны осознать, где мы находимся (чуть выше бездны), и сделать выводы. Что-то надо делать со всем этим театром. И не только театром. Всё то, что пытается нас развлекать, заслуживает нашей финальной оценки. Да и всё общественное мнение требует перезагрузки. Сделаем это – духовно выживем. Не сделаем – превратимся в кулябиных и кураевых в миниатюре.

__________________________________________

Как прореагировали на инцидент власти:

Министерство культуры провело публичное слушание, посвященное скандалу вокруг оперного спектакля, по итогам которого было выпущено заявление. Резолюция гласила, что «Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное проявление неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М. Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением».

Кроме того, ведомство напомнило о «праве и обязанности в рамках реализации «Основ государственной культурной политики» принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки».

Борис Мездрич, в свою очередь, заявлял «Известиям», что не собирается снимать спектакль с репертуара, следующие представления которого состоятся в октябре. Однако постер с распятием в лоне Венеры, более всего возмутивший митрополита Новосибирского и Бердского Тихона, был изъят из спектакля и заменен на белый лист.

30 марта начнется финансовая проверка театра чиновниками Министерства культуры: учредитель намерен узнать, каким образом расходовались госсредства, направленные на постановку «Тангейзера».

29 марта стало известно, что Министерство культуры уволило директора театра Бориса Мездрича спо причине "невыполнения указаний учредителя". (Источник )

Таким образом, на данном этапе здоровые силы в обществе победили. Может быть, случай Бориса Мездрича побудит деятелей искусства не считать кощунство допустимым сценическим приемом. 


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение