ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Знаки времени >> Усилители и тишина

Усилители и тишина

Печать
05.06.2016 г.

Не пора ли начать бороться за право на тишину?

 

Есть две книги, говорящие нам о Боге. Первая – это Писание. Вторая – мироздание. 

Что касается первой, то мы отнесли её к разряду текстов, превратив Книгу в одну из множества книг, в результате чего она потеряла свою экстраординарность. Теперь ее можно поставить на полку, туда, где пылятся другие тома, чтобы открывать под настроение или не открывать никогда.

Силуэт Георгий Матевосян

Георгий Матевосян "Силуэт", 2011 

Что же до мироздания, то эту книгу мы уже давно разучились читать. Мы не только не знаем, что перед нами книга, которая нам адресована, мы вообще  ухитряемся не замечать мироздания, хотя находимся в самом центре него.  Чтобы увидеть окружающий нас мир как храм сущего, прославляющий Творца через его создания, надо суметь предстать мирозданию. А это возможно только в тишине, - прежде всего, тишине духовной, но и внешняя физическая тишина также имеет значение.  У нас же в машине играет радио, в общественном транспорте уши затыкают наушники, дома фонит телевизор. Мы ценим тишину, только когда ложимся спать. Тишина же во время бодрствования  нам чужда. Она нас немного страшит. В тишине начинают звучать вечные вопросы, за которыми постепенно проступает тень Бога. Попав в слепое пятно тишины, мы вдруг понимаем, что Бог взыскует нас, и что мы Ему ответим?

Поэтому мы бежим от тишины. Спешим развлечься, избавиться от внутренней сосредоточенности. Включаем различные усилители, которые разносят звук, превращая то, что могло быть обращенным к тебе словом или искусством, в привычный шум.

Шум – это явление социальное.  Шуметь только для самого себя нельзя. В шум поневоле погружаются и другие. Одни теряют свою тишину, даже не замечая этого. Другие рады зачерпнуть шума извне, потому что тяготятся своей тишиной. А третьи скорбят об утрате.  Но сохранить тишину с каждым годом становится всё трудней. Идёт экспансия шума. Усилители становятся мощней, точек производства шума – всё больше. Происходит настоящая экспансия: шум наступает на тишину. И кажется, что за этим стоит что-то значительное: цивилизация вытравляет условия, в которых люди могут обнаружить себя внутри мироздания и вспомнить о Боге.  Добротно сложенные стены храмов не спасают: шум вторгается под своды, и при неудачном соседстве вечерня или литургия протекают под какофонию, изрыгаемую усилителями.

Не пора ли позаботиться о том, чтобы вернуть утраченное и расширить пространство тишины? Отрадно, что есть герои, которые на это решаются. 4 июня православными священниками и их паствой из монастыря святой великомученицы Царицы Кетеван был остановлен рок-фестиваль  Tbilisi JAM! Fest, проходивший на окраине Тбилиси. Генераторы шума просто обесточили. Площадка находилась всего в километре от монастыря и кладбища, можно представить, что там оставалось от монастырской тишины и кладбищенского покоя.

А кроме фестивалей есть и постоянные болевые точки – ночные клубы.  В Москве такой точкой является комплекс зданий, в котором некогда размещалась кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Он расположен на стрелке Болотного острова прямо напротив Храма Христа Спасителя. Сегодня здания фабрики представляют собой так называемый лофт – пространство, сохраняющее промышленный дизайн, но оборудованное под проведение мероприятий и бизнес-центры. В «Красном Октябре» нашел себе приют целый выводок клубов, в выходные и праздничные дни задорно перекрикивающих друг друга, особенно в вечернее и ночное время. Скорее всего, их слышно даже в Кремле. А пространство перед Храмом Христа Спасителя они покрывают толстым шумовым слоем.  Пока именно ночные клубы осуществляют звуковое господство над Москвой,  не приходится думать, что духовное возрождение России развивается с какой-либо надеждой на успех.  Надо устроить,  чтобы и в городах и даже в столице, человек мог встретиться с мирозданием, и тогда Бог вернётся в сердца людей. 


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение