ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сравниваем нынешнее российское образование с советским

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Общество >> Как не проснуться в стране дураков

Как не проснуться в стране дураков

Печать
Автор И.П. Корзун   

"Это не кончится, пока ты не станешь мудрее./ Это не кончится, пока ты не станешь мудрее", – поют герои одного из фильмов Т.П. Андерсона. И  с ними трудно не согласиться, ибо мудрее – значит сильнее. 

Иероним Босх Корабль дураков

Иероним Босх
"Корабль дураков", 1495-1500

"Это циничное презрение к мысли... поистине приводит в отчаяние" (из письма Пушкина Чаадаеву). Почему-то, что ни скажи, что ни напиши наш любимый поэт – всё, как бы, про сегодняшний день. И, наверное, не случайно, ибо это всё про нас.

Впрочем, разве менее актуально звучат слова В. Вернадского: "Спасение России заключается в поднятии и расширении образования и знания ? " Или Н. Вавилова: "Единственно, в чем мы не можем уступить нашим соседям – это в вооружении нашего интеллекта"?.. Из подобных цитат, наверно, можно составить тома. Но, увы, они мало что меняют  в нелепости нашей жизни. Следовательно, говорить придется не только о знании, но и о глупости.

Вообще, "знание" обращает нас к фундаментальным основаниям человеческой жизни. Понятие это стало "альфой" и "омегой" мировой философии. Споры между теми, кто возводил знание в культ и теми, кто называл его безумием, равно как и теми, кто призывал примирить знание и веру, ведутся с античных времен. И уходят корнями в библейскую эпоху, к отречению первого человека от веры ради знания. Плоды древа познания добра и зла и есть, по Гегелю, разум. Притязанию человеческого разума на истину посвятил свою последнюю работу ("Афины и Иерусалим") Л. Шестов. Знание не принимается им, как последняя цель человека, оно оправдывает бытие, если получает от него оправдание.

"Все люди по природе стремятся к знанию" (Аристотель). "Сохранение знания и обеспечение нового знания есть основа жизни, поскольку именно этим живая природа отличается от мертвой, – пишет профессор Л. Мулдашев - его (человека) мыслительный аппарат призван совершенствовать дух и, тем самым,  совершенствовать форму жизни в тонком мире... Для этого он и был создан".

Когда человек много знает, когда мысль его неподражательна, ему легче избежать иллюзий и  самообмана, легче объективно воспринять действительность, уйти от праздности, страхов и соблазнов, легче сохранить чувство ответственности, собственного достоинства, легче преодолеть одиночество. Сократ, как известно, был убежден, что знание – добродетель и связано с нравственно-волевым желанием творить добро и избегать зла.

Есть, однако, и обратная сторона знания. Не случайно Лев Толстой и боготворил знание и сторонился его одновременно. "Не разум ли это развращает человека, – вопрошал Лев Карсавин, - в разуме своем человек истинный дъявол". Как распорядиться способностью мыслить, если мысль нетерпелива и цинична, способна искушать и разрушать? Наш интеллект – "адвокат" самых пагубных инстинктов, быстро "покупается" и неудержим в попытках переделать мир, природу. "Это подвижный, опасный и своенравный инструмент" (Монтень). Так не с джином, неосмотрительно выпущенным из бутылки, имеем тут дело? Или мороком, вынуждающим мудреца впадать в ересь?..  Знание противоречиво, как противоречив человек: оно и спасение, и наказание. Вероятно, лишь с опорой на веру, которая во спасение, оно может сделать нас однозначно сильными в любой жизненной ситуации. (Из одного хорошего романа запомнился хороший совет: "Надо мысли каждое утро и каждый вечер молитвой чистить, как зубным порошком").

И еще. Часто, слишком часто, знание приходит к нам в обличии "образованщины", "чужеумия". "Бич человека, – напоминал всё тот же Монтень, – воображаемое знание". Наше знание, как правило, репродуктивно, т.е. построено на перенесении его из одной головы в другую. Ну, а подлинное знание связано с суждением, ведет к пониманию и возникает внутри – как итог усилий, переживаний, пройденного пути. "Спасение людей, – согласно Эмерсону, – лишь в том, чтобы научиться мыслить самостоятельно".

Показательна судьба науки в современном мире (науки, как системы знаний о закономерностях и развитии природы, общества и мышления). Увы, ей не суждено было стать путеводной нитью жизни, ее воспитательная сущность близка к нулю. Научные достижения, которые вскружили нам гоaлову и которыми не перестаем восторгаться, сделали человека еще более беззащитным. 95% всех изобретений, по данным ЮНЕСКО, вредят окружающей среде. Научно-технический прогресс подвел человека к бездне. В нём – "главная опасность, угрожающая жизни на земле" (А. Сахаров).

Знания, вероятно, стоят чего-то лишь тогда, когда подпитаны любовью, человеческой болью. Без совместного труда ума и сердца могут легко обернуться не меньшим злом, чем незнание. Интуиция, метафизика не были чужды крупнейшим представителям научной философии – от Платона до Бергсона и Гюссерля. По мнению Вернадского, в основе любых естественно-научных понятий, как и в основе любых инноваций, лежит принципиально ненаучное представление.

"Всё, что называется роком, судьбой, – писал Горький, – есть не что иное, как результат нашего недомыслия". "Не всё додумали", – находим привычное объяснение своим просчетам и ошибкам. Именно в отсутствии мыслительной традиции видел причины наших бед Мамардашвили. Надо ли напоминать, что советские времена не способствовали, мягко говоря, воскрешению этих традиций. Сажали, как известно, не только за поступки, сажали за собственное мнение, за мысль. Исчезновение критической потребности в интеллектуальной сфере, слепая вера в лозунг, слово, в их мистическую силу, привели к дискредитации "службы мышления", дегуманизации знания... Были, разумеется, в СССР  замечательные ученые, писатели и поэты, деятели искусств. Было грамотное население.  Но так и не появилось образованного поколения. (Наша умственная культура, говорил Юрий Олеша, не идет дальше "викторины"). А время... время лишь усугубило ситуацию. Согласно опросам, треть респондентов уверены, что солнце вращается вокруг Земли, треть же не может назвать ни одного русского ученого. (Проваливаемся в Средневековье?). И причина недоразвитости, обделённости знанием, мыслью, думается, и в интернете, и в ЕГЭ,  и коммерциализации обучения, а главное – в самой системе образования, когда не востребованы мылящие, широко образованные люди.

Трагическое противоречие между Разумом и Природой, как и вопросы смерти и бессмертия, свободы и счастья, технизации, справедливой организации социальной жизни, деградации личности, вакуума ценностей... похоже, не волнуют нас. Утрачивается стремление к сознательной жизни, само удовольствие познания, способность спрашивать... И нет уже на вершинах власти серьезно мыслящих людей, более того, "во главе случайные люди, чуть ли не отбросы общества" (Дм. Галковский).

А корни подобного положения уходят в состояние просвещения, образования, которые своими, так сказать,  руками (соглашательством, бездействием) "задушили в подворотне"... "У нас 2-3 ученика работают в классе, остальные отбывают время," – говорит учитель столичной школы. – Но, если ставить оценки, исходя из знаний, школы опустеют". (Как утверждают специалисты, коэффициент усвоения знаний в школе составляет сегодня 3-7%). "Если соотнести усвоенные знания с нормативным объемом, то 90% нынешних студентов надо выгнать". К такому выводу приходит автор книги "Интеллектуальный слой в советском обществе" С. Волков. Наши интеллектуалы, как отмечают авторы другой книги ("Мыслящая Россия") – "творцы информационного мусора"... Так не пришло ли время "России снова сесть за гимназическую парту и учиться?"

Сравним, кстати, сказанное с положением дел в классических гимназиях вековой давности. Об одной из них, в Новочеркасске, ее воспитанник Алексей Лосев, вспоминал "с любовью и трепетом (!) до последних своих дней". А как иначе, если в ней процветали литература (от Данте до Чехова и Метерлинка), философия, древние и современные языки, математика, астрономия, музыка. Знания, по словам ученого, преподносились на высочайшем уровне, складывались с годами в строгую систему, позволившую ему  четко осознать, в конечном счете, свою научную будущность... На этом фоне логично было появление в начале 20 века богатейшего "урожая" людей мощного и утонченного ума, высочайшей, универсальной культуры. Как и разнообразие духовных, интеллектуальных течений, систем спасения мира и человека, сумасшедший интерес к лекциям, дискуссиям, беседам на мировоззренченские, религиозно-нравственные темы. А массовое движение народных правдоискателей, поражающих природных умом, интуицией!.. Прошло более ста лет, и какой культурный, духовный, интеллектуальный застой, какое отсутствие морального беспокойства, исканий! (Мамардашвили говорил о первобытном состоянии нашей общественной жизни).

"Крестьянские дети зимой по вечерам, когда скучно и спать не хочется, ловят тараканов и отрывают им ножки, одну за другой... Милая забава..." Эта "милая забава" ассоциировалась для М. Горького, автора цитаты,  с сильнейшим, по его словам, врагом – тяжелой русской глупостью... Сегодня, как было уже замечено, у нас другая "забава" – игра на понижение. И, действительно, это похоже на эпидемию: никто не хочет уступать, показаться умнее. Особенно, в среде бюрократии, власть придержащих. Естественно, врагом номер один оказывается знание. Его первым бросают под каток. Оглупление становится, едва ли, не госзадачей... А ведь глупость, невежество – преступление против жизни. Как соотносятся они с утверждением, что мы, люди, причастны к Разуму, понятию космическому, инструменту познания        Вселенной и самих себя? Как уживаются с требованием времени – интеллектуализацией жизни?

У Гоголя глупость есть условие пришествия в мир темных сил, ухода из него Бога и прихода дъявола. Ну, а Л. Толстой был убежден, что 90% всех преступлений осуществляется людьми исключительно по глупости. "Человечество погибнет от глупости" – не без основания пророчествовал А. Зиновьев. (Стыдно, что приходится касаться этой темы в стране, отнюдь не обделенной людьми, мыслящими смело, глубоко, разносторонне и оригинально, людьми,  "возбуждающими к правде". Вспомним Пушкина, Толстого и Достоевского, Гоголя и Чехова, Герцена, В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, В. Вернадского, А. Платонова. А. Солженицына и А. Зиновьева, М. Мамардашвили и И. Бродского... Продолжать можно долго. Кстати говоря, русская христианская философия могла бы оказать решающее влияние на судьбы цивилизации и не ее вина, что оказалась невостребованной, по большому счету, ни дома, ни в мире.

По словам Достоевского, лучше быть несчастным, но знать, чем счастливым и жить в дураках. Мы, похоже, предпочитаем второе. В результате, рискуем проснуться однажды  в стране дураков... Замечено было, что мы "ленивы и нелюбопытны", следовательно, чтобы поумнеть, нам необходимо некое сверхусилие (скажем, подобно известному персонажу, вытащить себя за волосы из болота). Оно того стоит –  что может быть ужасней дураков, погубивших Россию?!. Разум, знание спасут нас, если мы спасем их работой, силой воли и сердца. Осознанием, наконец,  что мы – русские!

Огюст Роден Мыслитель

Огюст Роден "Мыслитель", 1880-1882

P.S. "Зачем дарован разум, зачем душа дана?/ Нам кажется – мы знаем, но ... всё слова, слова..."

"Надо, надо думать..." – шептал Л. Толстой на смертном одре. И это было его завещание нам.

 

  Игорь Петрович Корзун

Теги:   Россия


05.01.2017 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение