ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сравниваем нынешнее российское образование с советским

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Петербургский художник Василий Садовников

Петербургский художник Василий Садовников

Печать
05.12.2017 г.
В выставочных залах «Мезонин» Государственног музея А.С. Пушкина (Москва) с 12 декабря 2017 г. по 11 марта 2018 г. пройдет выставка «Петербургский художник Василий Садовников» (1800-1879).
 
Монографическая выставка В.С. Садовникова

 

Государственный музей истории Санкт-Петербурга впервые представляет около ста графических работ известного петербургского художника Василия Семеновича Садовникова (1800-1879). Это рисунки самого художника и литографии, исполненные по его рисункам, – в основном виды Петербурга и его ближайших окрестностей, а также Москвы, Новгорода, Вильны (Вильнюса), Ковно (Каунаса), Гельсингфорса (Хельсинки), Свеаборга (Суоменлинна).

О жизни художника известно немного. До 1838 года, будучи уже известным в столице художником, он оставался крепостным крестьянином княгини Н. П. Голицыной. Освободил семью Садовниковых после смерти княгини ее сын, князь Д. В. Голицын. В том же году В. С. Садовников подал прошение в Совет Академии художеств о присвоении ему звания свободного художника. Он нигде систематически не обучался и в своем прошении написал, что занимался перспективной живописью «сам собою». За работу «Интерьер парадной лестницы Академии художеств» Садовников получил звание свободного неклассного художника.

 

Принцип работы Садовникова не менялся на протяжении десятилетий. Он делал подготовительные рисунки с натуры, иногда подписывая над изображением необходимые для дальнейшей работы сведения: цвет костюма или неба, количество рядов в военном строю, и уже в мастерской, раскрашивал их акварелью. Рисовал Садовников графитным карандашом, иногда тушью, почерк его рисунков, исполненных линией без штриховки, хорошо узнаваем. В 1830-1840-е годы он рисовал тщательно, а позже, в 1850-1860-х годах, – более обобщенно. Его работам присущи точно построенная перспектива и достоверное изображение архитектуры.

Одно из самых значительных произведений художника – рисунки к литографированной «Панораме Невского проспекта», на которой изображен каждый дом на Невском проспекте, от начала до Аничкова моста. Удивительное по тщательности исполнения и достоверности художественное произведение, над которым художник работал пять лет, было завершено в 1835 году. Панорама стала «зеркалом» главного проспекта российской столицы. Благодаря этой работе Садовников получил известность. Литографированные изображения Невского проспекта распространялись не только в Петербурге, но и отправлялись в другие города.

На выставке представлены две стороны «Панорамы Невского проспекта» из собрания Государственного музея А.С. Пушкина, склеенных в ленты: правая  более 7 метров в длину  состоит из 14 листов; левая, солнечная, сторона  более 8 метров  состоит из 16 листов. На «Панораме» Садовникова запечатлены многие известные петербургские жители. Так, на фоне дома Голландской церкви можно увидеть А. С. Пушкина, жившего неподалеку, на Мойке, 12. Быть может, он только что вышел из этого дома, где размещалась тогда первая постоянная публичная выставка русских художников, и где Андрей Прево показывал и продавал изданную им же «Панораму Невского проспекта».

В это же время, в 1830-е годы, Садовников исполняет рисунки к литографированным сериям, изданным А. М. Прево: «Костюмы и виды С. Петербурга и окрестностей», «Крики Петербурга», а в 1858 году он принял участие в литографированном издании «Царские палаты в императорском Зимнем дворце», также изданном А. М. Прево. 

На акварелях и рисунках художника пейзажи Петербурга: набережные Невы, перспективы центральных улиц, исторические события. Художник изображал летние резиденции императорской семьи и великих князей: Гатчинский дворец и парк, Собственную дачу близ Петергофа, усадьбу Сергиевка. Заказчиками акварелей художника были императорская фамилия, петербургская знать: Строгановы, Голицыны, Юсуповы.

В творчестве художника немаловажное место занимала жанровая тематика. Уличные сцены присутствуют в его пейзажах, выдвигаются на первый план, когда изображаются городские события. Садовников часто использовал обороты листа, зарисовывая типажи, встречающиеся на улицах. Его интересовали не только костюмы, но и характерные позы, движения. Внимание художника привлекали наездник, стекольщик, шарманщик, строители, играющие дети и крестьяне, торгующие в городе. Эти зарисовки – ценный материал для изучения петербургского быта 1830-1860-х годов.

Расширят представление о творчестве Садовникова графические листы с изображением разных городов России и исторических событий, таких как торжественное открытие памятника императору Николаю I в Петербурге и подготовка к открытию памятника «Тысячелетие России» в Новгороде в 1862 году. Один из самых ярких и выразительных листов – «Красная площадь в Москве 17 августа 1856 года, во время коронации императора Александра II».

Садовников оставил после себя большое художественное наследие. Его творчество не только не утратило своей художественной ценности, но и приобрело историко-культурное значение. 

Источник

Источник изображений  

Москва. Въезд коронационной процессии в Спасские ворота Кремля 17 августа 1856 года во время коронации императора Александра II. 1856. Бумага, карандаш, акварель. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.Петербург. Торжественное открытие памятника императору Николаю I на Мариинской площади 25 июля 1859 года. 1859. Бумага, карандаш, акварель, белила. Государственный музей истории Санкт-Петербурга.


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение