ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Допустима ли модель дистанционного образования в средней школе?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
 

Образование Великого княжества литовского. Национальный аспект.

Печать
Автор Олег Рудаков   

Современный литовец и исторический литвин – есть ли разница?

Лина Калинаускайте Король Миндовг, 2014

В письменных источниках “литва впервые упоминается в 1009 году в документах немецкого городка Кведлинбург в записях о миссионере Бруноне, убитого на границе Литвы и Руси. В восточнославянских летописях упоминания о Литве стали появляется лишь с 1040 года.

Причём, и в первом, и в последующих случаях, речь идёт не о государстве, а о племенном союзе восточных балтов.

Итак, общеизвестно, что до расселения восточных славян: крывичей, дреговичей и радимичей на территории современной Беларуси в 6-8 веках, здесь встречались балтские племена. Но ореол их расселения был рассеянным и уровень социально-экономического развития был ниже, чем у восточных славян. Поэтому, некоторые балтские племена практически сразу растворились среди славян: дайнова, ятьвяги и пр.; а некоторые продолжали какой-то период компактно проживать на своей территории, по соседству со славянами, попав, при этом, в вассальную зависимость от Полоцкого княжества. Это латгалы, земгалы, ливы, литва. Но некоторые сохраняли относительную независимость. Например, жмудь.

Вернёмся к Литве. Что это за племя? Где проживало? И соответствуют ли современные литовцы исторической литве и историческим литвинам. Между прочим, все эти названия (я имею в виду: литва, литвин, литовец) имеют разное значение.

Итак. Литва. Это племя исторически проживало на территории современной Беларуси между городами Новогрудок и Минск. В 11 веке литва платила дань Полоцкому княжеству – так называлась первая белорусская держава, образованная кривичами ещё в 862 году, согласно летописям. Причём, союз литвы и полочан носил скорее дружественный характер, нежели порабощенческий. Литве необходим был союзник, особенно когда на горизонте появились два ордена крестоносцев. На территории Пруссии – Тевтонский, а на территории современной Латвии – Ливонский (орден меченосцев). Крестоносцы ставили перед собой задачу привести к «правильной» вере Католической церкви языческие балтские племена. Что, конечно же, не могло понравится литве. В то же время, полочане никогда не вмешивались в традиции своих вассалов – балтов. Поэтому, им и было более комфортно находить понимание между собой, нежели с воинствующими католиками.

Из летописей известно, о совместных военных походах полочан и литвы против крестоносцев. Так, например, князь города Герцике Всеволод (вассал Полоцка) в начале 13 века осуществил успешный поход против ливонских рыцерей. В этом походе принимало участие и племя литва. А в 1206 году полоцкий князь Володша «собрал войско со всех концов своего королевства, а также от своих друзей, и с великой храбростью спустился вниз по Двине». Разгром тевтонов у озера Дурбе осуществили воины литвы совместно с полочанами. Есть примеры совместной борьбы и против монголов. Так, в легендарной битве под Крутогорьем против азиатских завоевателей плечом к плечу с Русью («новгорожаны, слонимчаны, пинщаны») стояли войска со «жмондами и литвою».

Можно привести ещё множество примеров совместных походов литвы и полочан. Ясно одно: для белорусов и исторической литвы враги с запада – крестоносцы, и враги с востока – монголы – были общими.

Однако, с середины 13 века Полоцкое княжество приходит в упадок. Сказалась феодальная раздробленность. Полоцкая земля рассыпалась на 20 удельных княжеств. Не последней причиной были и постоянные битвы полочан с внешними врагами.

И вот, здесь начинается возвышение другого белорусского города – Новогрудка (ныне это Гродненская область).  Этот, ранее неприметный, практически отрезанный от торговых артерий город, становится всё более влиятельным, в политическом раскладе, на балто-восточнославянских территориях. Тому как раз способствовала его уединённость – расположение на возвышенности вдалеке от водных путей и, что главное, одинаковая отдалённость от кровавых границ противостояния с крестоносцами и монголами. И потянулись в этот безопасный, на то время, центр богатства, что было подтверждено археологами.

Деньги и богатства давали силу и власть. И если в 30-х годах 13 века небольшой город Новогрудок, после ослабления Полоцка,  попал в зависимость от  Галицко-Волынской Руси, то уже во второй половине 40-х гг. новогрудцы проводят самостоятельную линию в сложных межгосударственных отношениях.

Однако новогрудскому вече нужен был сильный лидер. И вот здесь появляется Миндоуг. Этот литовский князь был изгнан старейшинами литвы за стремление к единовластию. Новогрудцы дали убежище опальному князю, а через некоторое время предложили ему стать их князем. Миндоуг дал клятву новогрудским боярам, тем более, что стремление этого города и его личные интересы возвышения совпадали. Вскоре, Миндоуг с новогрудской дружиной завоёвывает племя литву и объединяет его с Новогрудком. В Ипатьевской летописи говорится, что Миндоуг «литву заня, поимана вся земля литовская».

С этого момента возникает новое государство «Княжество Литовское и Новогрудское». Пока ещё, приставка «Великое» отсутствует.

Начинается длительный и сложный процесс становления нового государства. Миндоуг в 1253 году коронуется и принимает католичество. Он надеялся, что этим шагом обеспечит себе надёжный союз с крестоносцами. Однако вышло наоборот. Крестоносцы на долгие 157 лет остались главными противниками нового государства.  

Тем не менее, процесс укрупнения княжества пошёл своим чередом. Причём, все земли Белой Руси вошли в состав княжества добровольно, либо через брачные союзы, либо через договоры (ряды).

Причём, договорные обязательства, которые брали на себя правители этого княжества и боярство присоединенных земель, давали возможность сохранения автономного статуса территорий. Молодое государство строилось на федеративной основе.

В связи с укрупнением княжества меняется и его название. Теперь, оно называется: «Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское». Географически – это название расшифровывается так:

«Литовское» - это северо-западная Беларусь, включая Гродненскую область и Виленский край (где также, в то время, проживали, в основном, крывичи). Кстати, первое название города Вильня – Крывич-город.

«Русское» - восточная часть белорусских земель (Полоцкое княжество) и, после битвы 1363 года, все украинские земли.

«Жамойтское» - западная часть современной Литвы.

С этого момента историческое племя литва полностью растворяется среди славянского этноса. Но само слово «Литва» закрепляется, как сокращённое название государства «Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского».  Такие примеры в мировой истории случаются нередко. Самый простой – государство «Пруссия». Все прекрасно знают, что балтское племя прусов подчинили, а затем полностью ассимилировали германцы ещё в 13 веке. Но государство «Пруссия» продолжало существовать ещё 600 лет.

Другой пример – «Болгария». Основатели этого государства – волжские булгары, пришедшие на Дунай. Но они постепенно растворились среди славянского народа. Теперь Болгария – это славянское государство.

Так произошло и с литвой. Само племя исчезло, уже к концу 13 века, при этом, дав название новому государству со столицей белорусским городом Новогрудок. А с 1323 года столица этого государства была перенесена в также белорусский город – Вильню.

Кстати, государственным языком в новой державе был старобелорусский, основанный на кривичском диалекте с примесью церковнославянских слов. На нём пишутся все официальные документы и литературные произведения. Правда, в то время, этот язык называется «русинский». А всех жителей княжества, независимо от национальной принадлежности, называют – «литвинами».

Так, уже в 14 веке, в Московии полоцких и минских купцов называли «литвинами». Себя «литвинами» называли и Франциск Скорина – известный белорусский первопечатник и доктор медицинских наук, Адам Мицкевич – классик польской литературы, Ян Черский – знаменитый исследователь Байкала и многие другие.

Итак «литвин» - это принадлежность по государственному признаку. Так, например, различаем и мы два названия: «русский» - национальность и «россиянин» - гражданин России. При этом мы понимаем, что не всякий «россиянин» - «русский». Ведь есть у нас и чуваши, и татары, и буряты… и все они «россияне»!

Но вот, что интересно! Даже после присоединения к Российской империи в 1795 году всей Беларуси, наши предки, в основном, продолжали называть себя «литвинами». Объясняется это просто. Они понимали, что исторически и в культурном плане, и в менталитете, они отличаются от жителей России. Поэтому, до середины 19 века, белорусы продолжали называть себя «литвинами». Более того, практически вся белорусская интеллигенция того времени мечтала о возрождении «Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского». Но, уже после восстания 1863 года, эта идея постепенно уступила другому пониманию. Национальные писатели и революционеры, начиная с Кастуся Калиновского и Франтишка Богушевича, обращаясь к своему народу, уже говорили «Браты-Беларусы».

Кстати, в 16 – 17 веках между Московским государством и «Великим Княжеством Литовским» велись постоянные  войны. Особенно кровавым был Полоцкий поход 1563 года, в результате которого, Иван Грозный, лично возглавлявший московское войско, сжёг древний город Полоцак и почти полностью уничтожил его жителей.

С 17 века пленных белорусов московское правительство отправляло в Сибирь, но не в качестве ссыльных каторжников, а в качестве первопроходцев и воинов. Причём, в Сибири их  называли либо «литвинами», либо «литовскими людьми», либо «служилой литвой».

Многие белорусы-литвины достигали больших успехов на царской службе и получали вознаграждения и повышения. Так, например, Ян Куча возглавил посольство к ойратам в 1620-1621 гг.; ротмистр Станислав Бартош руководил поисками соли в Иртышских краях, где открыл солёное Ямышевское озеро в 1610-х годах; Богдан Аршинский ездил в 1625 году в «Колмаки к Ишимовым детям царевича Сибирского» и т. п.

Вскоре в Сибири появляются целые деревни белорусов из «Великого княжества Литовского».

По документам 1680г. известно селение Литвинцево вблизи Илимского острога Восточной Сибири, которое просуществовало до сороковых годов ХХ века.


Таким образом, мы можем сделать вывод, что первые белорусы появились в Сибири, в том числе и в Восточной её части, в XVII веке. И эти белорусы были в основном первопроходцы и воины.

Итак, мы разобрались, что «историческая литва» - это название балтского племени, которое было ассимилировано в 13 веке крывичами. Но это племя дало название новому государству «Литва» (или более полное название «Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское»), которое просуществовало с середины 13 до середины 16 вв. как самостоятельная держава, а с середины 16 по конец 18 вв. как составная часть конфедеративного государства «Речь Посполитая» в союзе с Польшей.

Мы также разобрались, что «литвин» - это гражданин государства «Литва», ядром которого были белорусские земли, столицей которого был белорусский город Вильня, государственным языком которого был «старобелорусский».

Теперь давайте разберёмся, кто же такие современные литовцы?

Современные литовцы, или как они сами себя называют летувисы, это балтский народ, который, в определённой степени, сохранился с древних времён. Но, вплоть до начало 20 века, этот народ назывался “жмудь”. Да, это та самая жмудь (или жаймоть), которая исторически проживала на территории современной западной Литвы. Эта та самая жмудь, которая дала третью часть в названии “Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского”.

Но почему жмутдины начали называть себя литовцами. Всё просто. Они стали претендовать на историческое наследие средневековой “Литвы”. И все «не стыковочки» были ими как бы забыты, или интерпретированы по-другому.

Ну, вот например, князя Миндоуга они называют не иначе как Миндаускас (на современный литовский лад). Хотя, ни в одном историческом документе мы не найдём такого имени. Или они почему-то «забыли» о том, что историческое племя литва изгнало Миндоуга и тот получил «политическое убежище» в белорусском городе Новогрудке, а затем став князем этого города завоевал! литву. И уж конечно, ни в одной исторической справочке, написанной литовцами, Вы не найдёте факт полной ассимиляции «исторической литвы». И т.д., и т.п.

Между прочим, белорусский город Вильня и Виленский район был передан Литовской республике по договору лишь с 10 ноября 1939 года. Это сделал Сталин в обмен на согласие разместить советские военные базы на территории Литовского государства. Несколько позднее, 3 июля 1940 года, согласно принятым Верховным Советом СССР законам о включении Литовской ССР в состав СССР, ей был передан Свентянский район, а также часть территории Видзовского, Гадутишковского, Островецкого, Вороновского и Радунского районов.

На всех этих землях жили и живут до сих пор белорусы. Кстати, в деревнях этой части современной Литвы до сих пор разговаривают с прекрасным белорусским акцентом, за что «истинные» литовцы называют местных жителей «гуды», за их характерное глухое «г».

Подведём итог.

Литва – историческое балтское племя, ассимилированное к концу 13 века!

Литвин – не национальность, а гражданство, принадлежность к государству «Великое княжество Литовское, Русское и Жамойтское», основу которого составляли белорусские земли, и все белорусы с конца 13 века по конец 19 века называли себя литвинами!

Литовец – современное русское название исторических жмутдинов. Современное самоназвание жмутдинов – летувисы. При этом летувисы претендуют на историческое прошлое средневековой «Литвы».

Вот такие вот исторические ребусы…

Теги:   История


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение