ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Почему музеи и галереи больше ориентированы на contemporary art, а не на традиционную эстетику?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Илья Репин – учитель

Илья Репин – учитель

Печать
05.10.2020 г.

С 6 октября по 4 декабря 2020 г. в галерее «Веллум» (Москва) пройдёт выставка «Илья Репин – учитель», приуроченная к 90-летию со дня смерти великого русского художника Ильи Ефимовича Репина. 

Илья Репин - Садко. Отплытие. Между 1896 и 1904 гг

Около сорока графических работ, представленных на выставке, – рисунков Ильи Репина и его учеников Филиппа Малявина, Николая Шестопалова, Ефима Честнякова, Ивана Куликова, дают возможность исследовать связи «учитель-ученик», соединяющие целые эпохи в русском искусстве. Выставка – рассказ о связях не только творческих, но и человеческих: Репин был наставником, помогавшим открыться новым талантам и, одновременно, как никто другой, понимая сложность жизни художников, он поддерживал своих учеников, искал им заказы и приглашал к сотрудничеству в совместные проекты. Даже масштаб таланта и личности самого Ильи Ефимовича Репина – без преувеличения одной из ключевых, системообразующих фигур русского искусства – открываются по-новому при изучении его педагогической работы.

Илья Репин стал профессором Высшего художественного училища, возникшего в результате реформирования в 1893—1894 годах Императорской академии художеств, получив персональную мастерскую (перестроенную специально для него из других помещений Императорской академии художеств на Университетской набережной в Санкт-Петербурге). Среди мэтров русской живописи, также приглашенных руководить персональными мастерскими в одно время с Репным, были Владимир Маковский, Иван Шишкин, Архип Куинджи. В отдельные годы в мастерской Репина училось до девяноста учеников, в том числе Борис Кустодиев, Николай Фешин, Иван Билибин, Осип Браз и многие другие.

Филипп Андреевич Малявин (1969-1940), художник, которому предстояло открыть в своих работах стихийную и даже пугающую сущность русской деревни, начал заниматься в мастерской Ильи Репина в 1894 году. Там в 1895-1896 гг. будущий создатель легендарного «Вихря» пишет портреты своих однокашников, среди которых Илья Грабарь, Константин Сомов, Анна Остроумова. Именно во время учебы в мастерской Репина Малявин начал работу над некоторыми своими ранними известными произведениями; а в картине ««Крестьянка, вяжущая чулок» (1895), впервые «прозвучал» тот самый, сегодня уже классический «малявинский» красный цвет.

Иван Семенович Куликов (1875 – 1941), художник, портретист и мастер бытовых сцен, стал вольнослушателем Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в 1896 году. Сначала он посещал мастерскую Владимира Маковского, но менее чем через месяц перешёл в мастерскую Ильи Репина. Весной 1898 года по ходатайству своего учителя Куликов был зачислен в студенты Высшего художественного училища.

В 1900-1901 гг. Иван Куликов иллюстрировал произведения Максима Горького «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна». B 1901-1902 гг. вместе с Борисом Кустодиевым Куликов помогал Репину в его работе над картиной «Заседание Государственного совета»; непосредственно Иваном Куликовым было сделано 17 натурных портретных зарисовок для этого масштабного полотна.

В послереволюционные годы Куликов работал в Муромском музее. Благодаря его усилиям из погибающих дворянских усадеб были спасены остатки коллекций – картины, рисунки, скульптуры, предметы прикладного искусства, архивные документы, книги, исторические реликвии; им были спасены уникальные коллекции графов Уваровых из их муромского имения Карачарово. Среди поздних работ Ивана Куликова наиболее известны портреты Максима Горького (1939) и Валерия Чкалова (1940).

Николай Иванович Шестопалов (1875-1954), живописец, график, мастер акварели и офорта, книжный иллюстратор, учился в школе Петербургского общества поощрения художников, затем в студии княгини М.К. Тенишевой, где преподавал Илья Репин, принимавший участие в творческой судьбе Шестопалова.

В 1905 году Шестопалов начинает работать в сатирическом журнале «Зритель», где знакомится с Евгением Лансере и Александром Бенуа. После событий 1905-го года живет в Париже и Мюнхене, отдав дань увлечению импрессионизмом. По возвращении в Россию активно участвует в выставках «Нового общества», «Треугольника», «Современных течений» и «Мира искусства». Приняв Октябрьскую революцию, Шестопалов, однако, остался аполитичным. Будучи членом АХРР с момента основания организации в 1922 году, он регулярно принимал участие в выставках, много писал, выезжая в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал и ДнепроГЭС.

Николай Шестопалов осознанно дистанцировался от активного участия в социальной и общественной жизни страны; уйдя в оформительскую работу, он предпочитал писать старые усадьбы, интерьеры и пейзажи, создавал циклы работ, посвященные М.Ю. Лермонтову и пушкинским местам.

Ефиму Васильевичу Честнякову (Евфимий Самойлов, 1874 — 1961), первому русскому художнику-примитивисту, уроженцу костромской глубинки удалось стать учеником Ильи Репина благодаря рекомендациям и финансовой поддержке друзей и земляков. «Мои рисунки, когда был учителем, нечаянно для меня пропутешествовали к Репину», – вспоминал позже сам художник. Отзыв Репина пришел осенью 1899 года:

«Несомненные способности! Хорошо, если бы нашлись люди, могущие оказать ему поддержку! Со своей стороны согласен принять его в свою студию на Галерной…».

Деревенский народный учитель стал художником, но работать вернулся в родную деревню, где и прожил до конца своих дней. Честняков рисовал портреты крестьян и устраивал для детей волшебный театр, сочинял собственные сказки, и роман в стихах. На его полотнах возникал удивительный сказочный мир, его увлекали фантастические сюжеты. 

Источник 

Ф.А. Малявин - Баба с лошадью, 1920-1930 ггФ.А. Малявин - Автопортрет, 1922Н.И. Шестопалов - ИнтерьерЕ.В, Честняков - Даша в бусах, 1910-е гг

 


Наверх
 


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение