ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> А.П. Боголюбов и его время

А.П. Боголюбов и его время

Печать
29.03.2011 г.

29 марта 2011 года в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева начинает работать выставка "А.П. Боголюбов и его время".

Выставка из цикла "Графический альбом Радищевского музея" представляет один из лучших и редко экспонируемых разделов музейного собрания – акварели и рисунки русских художников второй половины XIX века.

Бронников Ф.А. Портрет А.П.БоголюбоваЗаданный ракурс – "А.П. Боголюбов и его время" - подразумевает не только исключительное место основателя Радищевского музея в его истории и в формировании его богатейших коллекций, но и весьма заметную роль Боголюбова-художника, общественного деятеля, наставника молодых мастеров в культурной жизни России второй половины XIX столетия.

Несколько работ самого Боголюбова ("Постройка у подножия гор", "Баку", "Речка в парке", "Мельница в Вёле. Нормандия", "Вечер у К.А. Савицкого в Париже") дают представление о его творчестве как рисовальщика, свободном владении им различными техниками рисунка, эволюции почерка к раскрепощённости и экспрессии, о тонком колористическом вкусе, присущем не только его живописи, но и миниатюрной графике. В состав экспозиции включён настоящий шедевр - "Мельница в Вёле. Нормандия", в котором лёгкие касания пером создают ощущение глубины пространства, прозрачности воздуха, романтической атмосферы сельского уголка природы.

Боголюбову-собирателю уже была посвящена одна из сменных экспозиций графического цикла. На этот раз его обширная графическая коллекция представлен избранными листами: "Крым. Чатырдаг" Ф.А. Васильева, акварель и рисунок "Печёрская слобода. Нижний Новгород", "Схевенинген" К.Ф. Гуна, "Тяга судов к берегу в Голландии" Н.Е. Сверчкова, "Богомольцы в Киеве" В.П. Верещагина, "Портрет артиста В.В. Самойлова" М.И. Железнова. Основной же материал экспозиции составляют акварели и рисунки его современников, поступившие на протяжении всей 125-летней истории музея из разных источников.

Благородное начинание Боголюбова по созданию в Саратове очага культуры получило самый широкий отклик при его жизни и у его потомков. Коллекция русской оригинальной графики второй половины XIX века, отличавшаяся в боголюбовском собрании достаточной цельностью и полнотой, в последующие годы была дополнена многими достойными образцами.

В год открытия музея (1885) от Товарищества передвижников поступил альбом рисунков к иллюстрированному каталогу XII передвижной выставки, состоявшейся на год раньше. Из них в экспозиции находятся пейзаж В.Д. Поленова "Античные руины", единственный в собрании музея рисунок знаменитого мастера, сохранивший свежесть пленэрного впечатления, «Портрет отца» И.Е. Репина, а также работы Н.В. Неврева "Невеста царя Михаила Фёдоровича Мария Ивановна Хлопова" и Г.Г. Мясоедова "Скалы Георгиевского монастыря". Выполненные в технике рисунка пером листы демонстрируют богатейшую палитру выразительных возможностей этого востребованного инструмента – от экспрессивного наброска до скрупулёзной штудии.

К числу интереснейших поступлений следует отнести дар саратовского губернатора М.Н. Галкина-Врасского (1916), включающий графические работы придворного живописца императоров Алексаедра II и Алексаедра III М.А. Зичи ("Итальянское семейство"), Н.Н. Каразина ("Окрестности Петербурга") и Д.Н. Россова ("Вид Камышина").

Важнейшим источником поступлений русских рисунков, как и в большинстве музеев, стал Государственный музейный фонд. Оттуда в 1920-е годы в Саратов были переданы работы А.К. Саврасова ("Ели у воды") и И.И. Шишкина ("Лес"). В середине ХХ века в собрание русского рисунка поступили листы боголюбовского ученика Н.Н. Гриценко (в экспозиции – "Волга вечером"), жанровая композиция К.А. Трутовского ("Рождественские колядки на Украине"). И уже после 100-летнего юбилея фонд пополнился прекрасной акварелью художника-педагога П.П. Чистякова ("Вид Тиволи").

Акварель - самая изысканная рисовальная техника, сочетающая в себе графическое и живописное начала, занимает в экспозиции большое место. Спустя десятилетие после образования эпохального Товарищества передвижников возникло Общество русских акварелистов, призванное популяризировать эту технику. В деятельности объединения принимало участие около ста мастеров, в том числе и А.П. Боголюбов. Его красочная акварель "Речка в парке" как будто иллюстрирует размышления автора о красоте русского пейзажа, не уступающей прославленным видам хорошо знакомых ему европейских мест. Разнообразие творческих поисков в сфере национального пейзажа раскрывается в работах выдающихся живописцев-пейзажистов И.И. Шишкина ("Лес", "Дубы") и А.К. Саврасова ("Ели у воды"), чьим рисункам присуща неповторимая индивидуальность и самостоятельная художественная ценность. Центральное место композиции Шишкина "Лес" – виртуозной "графической картины" - обусловлено не только его выделяющимся размером, но и участием этого листа в первой выставке Товарищества передвижников, проходившей в 1871 году. А.К. Саврасов, часто использовал загрунтованную и тонированную бумагу, позволявшую рисовать различными инструментами, а также процарапывать её иглой. Такой приём в рисунке "Ели у воды" оттеняет серебристый блеск карандаша, придавая работе особый артистизм.

Графическое наследие ещё одного знакового художника этой эпохи В.И. Сурикова представлено камерным наброском "Фигура девушки". Тем не менее, он запоминается исключительной точностью позы и жеста, переданными буквально несколькими линиями, в целом выразительностью облика модели.

К характерным приметам изобразительного, в том числе, графического искусства второй половины XIX века, следует отнести параллельное существование реалистической линии, связанной с деятельностью художников-шестидесятников и Товарищества передвижных художественных выставок, и академической традиции.

К ярким представителям последней из них принадлежал Ф.А. Бронников (1827-1902) - исторический живописец, однокурсник по Академии художеств и многолетний друг Боголюбова. Проживший большую часть лет в Риме Бронников подарил саратовскому музею вскоре после его открытия значительную часть своего живописного и графического наследия. Более 120 работ маслом и около 270 его акварелей и рисунков стали одним из самых крупных поступлений за всю историю музея. Представленные в экспозиции листы ("Вход Господень в Иерусалим", "Убийство князя Михаила Черниговского в Орде", "Рогнеда, покушающаяся на жизнь Владимира", "Любовная сцена", "Итальянка на скамейке. Капри", "Кавалер", "Кардинал", "Итальянец с киркой", "Олевано", "Мозаичисты перед “Судом трёх” в Венеции во второй половине XVI века") раскрывают жанровую широту и многообразие технических приёмов талантливого художника, пройденную им серьёзнейшую школу академического рисунка.

В экспозицию включён круг мастеров, стоявших у начала художественных традиций и профессионального образования в Саратове. Это М.И. Доливо-Добровольский ("Тройка. Саратов"), Д.Н. Россов ("Вид на берегу Каспийского моря", "Вид Дербента", "Ханский Лудан в Баку", подаренные автором в год открытия музея) и Г.П. Баракки-Сальвини ("Портрет старика"). И Доливо-Добровольский, пользовавшийся советами А.П. Боголюбова, и Россов были выпускниками Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Россов поселился в Саратове в 1863, давал частные уроки. Баракки, получивший образование в Италии художник-декоратор, также практиковал частные уроки, а в 1890-е преподавал в саратовской Рисовальной школе Общества любителей изящных искусств, став одним из первых учителей В.Э. Борисова-Мусатова.

Все эти разновременные поступления заполнили неизбежные в любой коллекции лакуны. Сегодня можно говорить о цельном и по-настоящему интересном собрании русской оригинальной графики второй половины века, включающем широкий диапазон имен, жанров, техник и направлений.

Выставка продолжит работу по 10 июня 2011 года.

Марина Игоревна Боровская, заведующий сектором графики Радищевского музея


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение