ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Как защитить детей от вредного влияния интернета?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Искусство >> "Красный квадрат" К.Малевича

"Красный квадрат" К.Малевича

Печать
Автор Константин Белов   
Самая абстрактная картина всё равно является частью единого культурного пространтсва, и потому может быть расшифрована как конкретный культурный символ.  И на творчество Казимира Малевича, вероятно, это правило распространяется в первую очередь...

“Красный квадрат” – это символическое изображение особенностей жизни человека в условиях технологической цивилизации, то есть  века машины: черный цвет (обрамление квадрата) – цвет небытия; красный – цвет жизни. Но та форма жизни, которая сложилась в век машины, лишена красоты, красок жизни  органической. А именно: сложность природная упрощена: хрупкое естественное гармоническое заменено относительно мощным упрощенно-гармоничным. То есть все по законам диалектики: сколько выиграешь, столько и потеряешь!

Да, жизнь  физически вроде бы упрочилась. Но все ее разнообразие сменилось  единообразием – да, живым, но все-таки  унылым однообразием.

Сбылась мечта древних стоиков – чтоб человек, наконец, понял, что жить по чувству – это глупость. Организовать же жизнь по соображению – это высшая мудрость.

Сказать окончательно, где же истина о человеке – едва ли это возможно. Едва ли – потому что, как говорили уже древние китайцы, – “добро есть зло; зло же – есть добро”.      

Картина Казимира Малевича Красный квадрат 
К.Малевич, "Красный квадрат"

Эрих Фромм назвал человека существом  становящимся. В этом его, наверное, счастье. И в этом, наверное, его трагедия: в этом его смерть, и в этом его бессмертие.

И единственную неоспоримую истину, которую мы можем о себе уразуметь/сказать – это то, что мы всегда должны быть в поиске самих себя, не должны смиряться с тем, какие мы есть на сегодня и какая есть на сегодня окружающая нас жизнь.

Но много есть таких, которые – смиряются.

Смиряются – заблаговременно!

Смиряются – предусмотрительно!

Да, они достаточно разумны, достаточно осторожны – достаточно неинфантильны они, да! – чтоб сознавать, что стремиться к чему-то там другому (это когда живешь ты на свой собственный лад) – это будет не по их силенкам, и потому уже в отрочестве начинают они стараться, чтобы подогнать себя к тому, что на сегодняшний день является среднестатистической нормой.

В Америке этих умненьких – ответственных, да! – членов общества некоторые – эти вечно всем недовольные! – интеллектуалы называют “скуэрами” (square – квадрат).

Абстрактное искусство Виктор Вазарелли Композиция 
В.Вазарелли "Композиция"

Рембрандт групповой портрет членов ткацкого цеха Амстердама 
Рембрандт, "Синдики цеха ткачей", 1662

Помните картиночку Виктора Вазарелли “Композиция”? Это, художественно так подработанная, перфокарта, – это, наверное, коллективный портрет современных “синдиков” (см. “Синдиков” Рембрандта).

“Скуэр” – это современный обыватель. Это то есть тот, кто сложившиеся на сегодня нормы жизни принимает безоговорочно, безропотно. (Некоторые “скуэры” для оправдания своей трусости и бездарности выдумывают особые антиидеальной направленности, идеологии, – пишут в журналах статейки в роде такой вот: “Не соблазняйте нас идеалом!”)

Естественно, что такие органически законопослушные, не очень притязательные, неамбициозные граждане всегда бывают  востребованы, им всегда удается занять свое определенное место в жизни:

1) у них всегда есть работа (= профессионально-грамотное исполнение той или другой функции);

2) они всегда состоят в браке (надежно покоящемся на отношениях  делового партнерства);

3) они неизменно – за  здоровый досуг: занятия спортом (круглогодично); смотрение телепрограмм (ежевечерне); путешествия (во время летнего отпуска).

Ну, чем не жизнь?!

Да перестаньте вы! Не делайте из нас совсем уж идиотов! Мы и сами все понимаем!

Понимаете? Точно ли?! А коли понимаете, так напрягайтесь, напрягайтесь же! И первое, что сделайте, – это скажите свое “перестаньте!” тем, кто вас действительно превращает в кретинов.

Что? виноват тут не злоумышленник какой-то, а что-то? То есть обстоятельства? Опять, опять вас надувают! Вам не дают пробиться к правде! Вы если что и сообразите там про что-нибудь – ну, что, например, вами манипулируют, что вас так или иначе используют, – вам тут же “растолкуют”, что это все, в чем вы усмотрели надувательство, – делается это все такое прежде всего в ваших – да, да, в ваших же, дорогой/дорогая, интересах!

Я знал одного слесаря. У него на руке была наколка: “Свобода – это труд!” Ему после Отечественной войны за кражу чего-то там с завода дали семь лет. Но отсидел он только пять.

Ну, гад! Его – досрочно, а он, сука, такие ехидства колет на себе! Ведь это над начальством смех – нет, что ли?! Эту издевочку – он же наколол ее в ответ на нашу агитацию плакатом – “Что ты сделал для скорейшего возвращения домой?” Да еще, падло, хочет нас выразительности мысли поучить! Наколка-то его – ну, прямо задушевный первомайский такой лозунг!

Да, застращать и задурить, – это поголовно, чтоб всех – такое прежнему начальству не очень-то уж удавалось.

Зато вот нынешние начальнички… – о, эти куда как больше преуспели в своих “управленческих” стараниях!

Эти хитроумники сообразили, что лучше – эффективней! – не подавлять, а – подкупать! И не наставлять, а – потакать!

И вот они – результаты-то такого управления: народ – безмолвствует он, а!

Стыдно, противно и ужасно – видеть то, что происходит сегодня с человеком!

Но есть, есть надежда!

Это все – что сейчас – оно временное!

Это все – после скудости, после каторги прежних долгих-долгих лет.

И потом… – и это главное – народилась же совершенно новая жизнь!

Незнаемые прежде виды труда.

И – привлечение к ним огромных масс людей.

И новая – невероятнейшая! – среда обитания.

“Дура, ты что?! Там и дыхнуть будет негде!”

И новые – механические? чисто деловые? рассудочные? – формы связи между людьми.

Да, все это еще только предстоит освоить.

Предстоит то есть осмыслить, очувствовать.

Предстоит – очеловечить.

Трудно… – нет, просто невозможно! – расстаться со всем прежним.

Это прежнее – оно и привычно тебе (то есть ты сколько-то знаешь уже, как тебе быть с ним).

И потом… – о, сколько несчетно много прекрасного было создано из этого несовершенного привычного!

“Знаю, мой язык должен умереть. Но пусть сначала умру я”.

Как страшно, как тревожно, как тоскливо – перед Новым!

Но деваться-то – некуда, некуда!

Древние, очень древние это истины:

“Потеряв все – обретешь”.

“Дойдет тот, кто не знает пути”.

Но путь-то этот – он один!

Он – к счастью!

Оно же – это свобода!

Свобода же – это когда имеешь ты возможность – когда  обретешь, когда  завоюешь ты возможность – к ничем не стесненному развитию своих природных дарований.

Обрести же свободу – это единственно можно через культуру.

Культура же – это средство обуздания животных инстинктов в человеке и средство развития в нем собственно человеческого начала – его  духовности – его устремленности к организации жизни на началах Истины, Добра, Красоты.

Да, положение человека сегодня – как всегда, как всегда! – совершенно не удовлетворительно.

Но будем верить – мы не можем не верить! – оно не безнадежно.

Эту надежду на лучший удел человеческий питал и Казимир Малевич – человек начисто отвергнувший все прошлое и весь обращенный единственно к Новому.

Смотрите: ведь его ужасный “Красный квадрат” – это все-таки, все-таки, все-таки – не совершенно мертвый четырехугольник с равными сторонами!

 


02.10.2011 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение