ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Николай Ге - к 180-летию со дня рождения

Николай Ге - к 180-летию со дня рождения

Печать
17.10.2011 г.
С 19 октября 2011 по 5 февраля 2012 г. в  здании Третьяковской галереи на Крымском валу (Москва, Крымский вал, 10, залы 60-61) будет проходить выставка "Что есть истина? Николай Ге. К 180-летию со дня рождения".

Крупнейший выставочный проект года представляет творчество одного из наиболее значимых, своеобразных и эмоциональных художников второй половины XIX века – Николая Николаевича Ге (1831–1894). Экспозиция, в которую вошло более 200 произведений, открывает новый взгляд на творчество живописца, который искал в своем искусстве ответы на "вечные вопросы". Н.Ге предстает как автор не только хрестоматийно известных исторических полотен и портретов, но и создатель новаторских по своей трактовке и пластическому языку картин евангельского цикла, пейзажист, выдающийся рисовальщик.

 

Петр I допрашивает царевича
Алексея Петровича в Петергофе.
1871

Cовременникам живопись художника казалась слишком небрежной, тревожно-эмоциональной, а неожиданность и смелость композиционных решений принималась за ошибку. Н.Ге приближался к границе эстетических норм ХIХ века и разрушал их. Выставка предоставляет возможность увидеть творчество Н.Ге как уникальное целостное явление, где содержание и способы выражения органично взаимосвязаны и отвечают напряженным духовным, нравственным и идейным поискам второй половины XIX века.

Другая грань восприятия произведений Н.Ге современными ему критиками – объявить многие его работы незаконченными, хотя сам художник считал их завершенными. Задача выставки – снять этот негативный оттенок, осознав новаторство его художественного языка, опередившего свое время. Н.Ге, продолжатель романтической традиции, одновременно стоит у истоков экспрессионизма в русском искусстве. В экспозиции живопись будет объединена с корреспондирующей графикой, что позволяет  понять логику развития идей художника, путь его эволюции. Именно в эскизах и этюдах впервые совершается прорыв в новую эстетику – эстетику протоэкспрессионизма.

Выставке предшествовала большая исследовательская работа, были сделаны серьезные научные открытия. Так, под живописным слоем картины ""Что есть истина?" Христос и Пилат" (1890, ГТГ) была обнаружена другая композиция – "Милосердие" (1879), известная по фотографиям и воспоминаниям. Для крупноформатных произведений "Вестники воскресения" (1867, ГТГ) и "Суд синедриона. "Повинен смерти!"" (1892, ГТГ), долго находившихся в фондах, реставраторами Третьяковской галереи была разработана уникальная методика, по которой картины были восстановлены. Подлинной сенсацией выставки станет демонстрация полной коллекции рисунков Н.Ге – 55 листов (из них 17 – двухсторонние), приобретенной для Третьяковской галереи в частном собрании в Женеве при финансовой поддержке ОАО Банк ВТБ. Художественная ценность этих графических произведений, демонстрирующих уровень мастерства Ге-рисовальщика, огромна. Полнота и целостность коллекции уникальны: ее объем превышает весь известный на сегодня корпус графических произведений художника, а ее состав отражает наиболее сущностные стороны творчества мастера, принципиальные для его понимания.

Суд синедриона. "Повинен
смерти!". 1892

Н.Ге несколько раз круто менял свою жизнь. Его биография могла бы лечь в основу увлекательного фильма-эпопеи с постоянной сменой декораций, настроений, кумиров: французские корни (его дед приехал в Россию в конце XVIII века), рождение в Воронеже, учеба в гимназии и на физико-математическом отделении Университета в Киеве; затем Петербург, Академия Художеств; Италия; вновь Петербург, участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок, увлечение русской историей, успех картины "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871, ГТГ); разочарование в собственном творчестве и окружении, отъезд в Черниговскую губернию на хутор Ивановский, занятия сельским хозяйством, забвение художественной общественностью; увлечение личностью Л.Толстого и его учением, "Страстной цикл" картин и новый подъем творчества, возвращение на арену художественной жизни, превращение в кумира художественной молодежи, создание своей "школы" учеников и последователей.

Структура выставки подчинена драматургии биографии Н.Ге и состоит из шести разделов. "Академия художеств. Начало" (1850–1857), "Италия" (1857–1870), "Петербург. Среди передвижников" (1870–1875), "Хутор. Украина" (1876–1894), "Ге и Толстой" (1882–1894), "Страстной цикл" (1884–1894).
На протяжении своей творческой жизни Н.Ге дважды переживал периоды увлечения пейзажным жанром – в Италии и на Украине, хотя этот жанр, как правило, оставался за пределами внимания зрителей. Н.Ге, художник романтического склада, разделял пристрастие романтиков к мотивам закатного и ночного освещения. В экспозиции (разделы "Италия" и "Хутор. Украина") будут включены помимо пейзажей Н.Ге слайдпрограммы на мониторах с современными фотографиями реальных мест, где некогда работал художник.

Итальянский период Н.Ге, который длился 13 лет (1857–1870), был временем напряженных поисков своей темы и авторского "я": он написал "Тайную вечерю" (1863, ГРМ), встретился с А.А.Ивановым, А.И.Герценом, М.А.Бакуниным. Этот период творчества художника будет наиболее полно представлен на выставке.

Портрет Л.Н.Толстого. 1884

Н.Ге был одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок. 1870-е годы, когда искусство демократического реализма было на подъеме, не стали для Н.Ге особенно продуктивными, в отличие от 1880–1890-х, когда художник достиг пика творческой и человеческой зрелости. Тем не менее, Н.Ге оказывался в эпицентре общественных интересов: его картина "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" (1871, ГТГ) возбудила волну заинтересованных откликов и жарких споров. Времени общения с кругом передвижников, 1870–1875-м годам, посвящен раздел "Петербург. Среди передвижников", представляющий историческую живопись Н.Ге и портреты.

В начале 1880-х годов Н.Ге познакомился с Л.Н.Толстым. Эта встреча перевернула его жизнь, оказала глубокое влияние на его творчество. В разделе "Ге и Толстой" (1882–1894) будут представлены портреты Л.Н.Толстого и его семьи, зарисовки Л.Н.Толстого работы Н.Н.Ге-младшего (сына Н.Ге, секретаря писателя), редкие фотографии. Н.Ге стал близким другом Л.Толстого, последователем его религиозно-философского учения. Нравственный максимализм художника привел его к решению жить "отшельнической" жизнью. Этому периоду посвящен раздел "Хутор. На Украине" (1876–1894). В 1890-е годы скромный хутор Н.Ге в Черниговской губернии стал местом паломничества людей, ищущих ответы на главные вопросы жизни, вокруг художника сложилась своего рода "толстовская община" единомышленников.

К евангельской теме Н.Ге обращался в разные периоды творчества. Так называемый "Страстной цикл" (произведения 1884–1894 годов) стал вершиной творчества художника и поныне производит ошеломляющее впечатление, захватывая раскованностью и разнообразием выразительных средств. Соединение в экспозиции живописных и графических работ "Страстного цикла" позволит показать путь десятилетних поисков Н.Ге. "Распятие" ("Голгофа") (1892) из Музея Орсе (Париж) является кульминацией евангельской темы в творчестве художника.

Спустя почти сорок лет после большой монографической выставки Н.Ге (1970–1971, ГТГ) представляется важным и интересным по-новому посмотреть на творчество Н.Ге с нашей временной дистанции, свободно от идеологических и эстетических ограничений прошлого.

Ядро настоящей выставки составляют произведения из коллекции Третьяковской галереи (около 90), Русского музея (около 40). В экспозицию также вошли работы из 10 российских музеев, Государственного художественного музея республики Беларусь и Киевского музея русского искусства, который обладает третьим по количеству собранием произведений Н.Ге после Третьяковской галереи и Русского музея.

Альбом-каталог выставки, по своему охвату приближающийся к каталогу-резоне, должен стать самым полным и богато иллюстрированным изданием, посвященным творчеству Н.Ге. Книга включает в себя статьи ведущих отечественных специалистов по русскому искусству XIX столетия, хронограф (жизнь и творчество Н.Ге в контексте событий его эпохи), родословие Ге (в котором встречаются и общественные деятели, и ученые, и голливудские актеры), новые архивные публикации. Также в каталог войдет около 350 произведений, в том числе не публиковавшихся ранее, из частных собраний.

Проектная концепция выставки поддерживается широким мультимедийным сопровождением. К выставке подготовлен диск, содержащий изобразительные материалы, архивные фотографии и документы, портреты Н.Ге, статью о творческих, дружеских отношениях Л.Н.Толстого и Н.Ге, книгу Льва Толстого "Чем люди живы" с иллюстрациями Н.Ге. В пространстве выставки демонстрируются рентгенограммы живописных полотен – результат многолетней исследовательской работы научного коллектива Галереи, а также видеоматериалы о процессе реставрации, о поступлении собрания графики в коллекцию Галереи ("История возвращения женевской коллекции") и, сделанный на основе прижизненной видеохроники писателя, фильм "Живой Толстой".

К выставке подготовлена образовательная программа.

На время работы выставки Третьяковская галерея возобновляет "Четверги допоздна" – по четвергам выставка открыта до 22.00, кассы – до 21.00.
 

Материал с сайта Третьяковской гелереи .

Картина русского художника Николая Ге  Что есть истина? Христос и Пилат


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение