ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Как защитить детей от вредного влияния интернета?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Неизвестная Россия >> Монастыри, основанные Патриархом Никоном

Монастыри, основанные Патриархом Никоном

Печать
Автор Павел Герасимов   

Патриарх Никон (1605 – 1681) – один из выдающихся церковных деятелей России XVII века. Его церковные и государственные деяния представляют собою яркую страницу в истории России и Русской Православной Церкви.

Шесть лет патриаршества Никона (1652 – 1656) были насыщены событиями, существенно повлиявшими на церковную и государственную жизнь России, ни одно из которых не обходилось без личного участия Патриарха. Пользуясь поддержкой Государя Алексея Михайловича, патриарх Никон сосредоточил в своих руках огромную власть, которой он пользовался во славу Святой Церкви и на благо Российского государства. Как на одно из проявлений его энергичной и деятельной натуры следует указать на основание им нескольких монастырей, сыгравших важную роль в церковной жизни Росси в XVII веке и не потерявших свое значение и поныне.

Патриархом Никоном за время его пребывания на Московской кафедре были основаны три монастыря: Иверский Валдайский монастырь в 1653 году, Кийский Крестный Онежский монастырь в 1656 году и Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в 1657 году [1]. Среди многочисленной литературы, посвященной личности замечательного Патриарха, книг, непосредственно посвященных его деятельности по строительству монастырей нет. Из дореволюционных работ только три посвящены историческому описанию двух из трех основанных монастырей: о Воскресенском монастыре написал обстоятельный труд в 770 страниц архимандрит Леонид Кавелин в 1876 году; об Иверском монастыре имеются две работы – А.Ратшина "Описание первоклассного Иверского Богородичного монастыря", СПб., 1844., а также Корниловича "Историко-статистический очерк Иверского монастыря", опубликованный в журнале "Сын Отечества", 1839г., т.IX. [1]. К сожалению, эти работы так и не переизданы до сих пор. Небольшая часть труда архим.Леонида помещена в книге [2]. О Кийском Крестном монастыре отдельного исследования нет. Некоторые сведения содержатся в справочной литературе [8], [9], однако основная информация распределена по многочисленным работам, освещающим жизнь и труды патриарха Никона [1 – 7]. Поэтому, а также по той причине, что учреждение всех трех обителей сам патриарх Никон связывал с важными моментами своей жизни, следует кратко описать жизнь патриарха Никона, обратив особенное внимание на те случаи, которые впоследствии побудили Патриарха основать тот или иной монастырь.

Краткое жизнеописание патриарха Никона (1605 – 1681).


Картина В.Шварца "Патриарх Никон в Новом Иерусалиме"



Никон – шестой патриарх Московский и всея Руси. Он родился в 1605 году в семье крестьянина села Вельдеманова Нижегородской области. В миру носил имя Никита. Научившись грамоте, он тайно ушел в Макарьев-Желтоводский монастырь, где подвизался под руководством благочестивого старца священника Анании (в иночестве – Антония). Там местный гадальщик-мордвин предсказал юноше, что он будет патриархом. Вскоре отец хитростью выманил Никиту из монастыря. После смерти отца Никон женился, принял сан и получил приход в Москве. Однако трое его детей вскоре умерли от болезни. Последующие 10 лет супружества отец Никита принял безчадие свое за указание свыше: он убедил жену принять постриг, а сам ушел на Белое море в Соловецкий монастырь, где в 30 лет принял ангельский образ под именем Никона в Анзерском скиту, под руководством прп. Елеазара Соловецкого. Святой Елеазар однажды, когда Никон совершал литургию, увидел омофор на его плечах и тогда же предсказал ему назначение в святительский сан. Через несколько лет между Никоном и прп.Елеазаром возникли разногласия из-за способа хранения собранных от подаяния денег и в 1639г. он решил удалиться в другой монастырь. В то время монашествующие могли переходить из монастыря в монастырь по своей воле [7,c.12]. Никон договорился с одним из богомольцев, посещавших Анзерский скит. Переправляясь на материк, они попали в бурю, однако Господь сохранил будущего Патриарха: его выбросило на о.Кий. В память о своем чудесном избавлении Никон поставил здесь поклонный крест. Затем иеромонах Никон прибыл в Кожеезерский монастырь и поселился на уединенном острове. Вскоре он был избран игуменом монастыря в 1643г. В 1646 году Никон, согласно обычаю, отправился в Москву, чтобы предстать пред царем Алексеем Михайловичем. Царю понравился молодой игумен и вскоре он стал архимандритом Новоспасского монастыря. Через три года, в 1648 году митрополит Новгородский Аффоний по своей глубокой старости пожелал уйти на покой. Выбор нового митрополита был сделан единодушно. Прибыв в Новгород в сане митрополита, Никон прежде всего посетил прежнего. Аффоний, прося благословения у Никона, предрек ему будущее патриаршество. Путешествуя по делам митрополии из Новгорода в Москву, Никон в 1651 году увидел около Валдая величественное озеро, усеянное прекрасными островами. Воспоминания об Анзерском ските, никогда не оставлявшие митрополита, побудили его к мысли устроить на одном из островов монашескую обитель [7,c.112]. С этим желанием он прибыл в Москву. Царь одобрил его желание, однако исполнение его было отложено в связи с другими делами. В 1652 году, во время открытия мощей прп.Саввы Сторожевского, митрополит Никон открыл царю, что святитель Филипп являлся ему несколько раз в сне и говорил: "Я долго лежу вдали от гробниц собратий моих, митрополитов, пошли за мной и перенеси меня в их среду". Эта мысль совпала и с желанием самого царя. Будущий патриарх, на пути к Соловецкой обители, посетил о.Кий, где увидел поставленный собою в 1639 году крест. Тогда же Никон дал обет поставить, если будет на то воля царя, здесь монастырь. Во время этого путешествия скончался патриарх Иосиф. Когда митрополит Никон с торжеством вернулся и перенес мощи свт.Филиппа в Успенский собор, то по окончании торжеств был избран новым Патриархом Московским и всея Руси. Вступив на патриарший престол, Никон сразу же начал строительство новой Иверской обители. Когда в 1656 году обитель была почти выстроена, Никон испросил у Алексея Михайловича грамоту на строительство нового монастыря - на о.Кии, в заливе Белого моря. Строительство Иверского монастыря было закончено в 1657 году, а в 1661 году была построена каменная церковь Крестного Кийского монастыря. По пути в новую обитель, Патриарх любил останавливаться на красивом берегу реки Истры. Здесь он решил устроить третий монастырь. В 1658 году им был положен первый камень в основании монастыря. В этом же 1658 году в результате придворных интриг произошла роковая размолвка патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Патриарх Никон сам оставил Москву и на 8 лет удалился в свой Воскресенский монастырь. Там он пробыл до 1666 года, занимаясь строительством трех своих монастырей. В 1666 году на соборе Патриарх Никон был приговорен к лишению сана и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. В монастыре – по докладу монастырского начальства – Никон лечил больных, давал им лекарства и совершал исцеления. Вскоре он был без суда переведен в более тяжелое заключение в Кирилло-Белозерский монастырь. Царь Феодор Алексеевич, близко ознакомившись с делом ссыльного Патриарха, уступая просьбам своего наставника Симеона Полоцкого и своей тетки царевны Татьяны Михаловны, послал приказ о переводе Патриарха в Воскресенский монастырь. Никон провидел свое освобождение и за несколько дней до приезда гонца собирался в дорогу. Наконец, приказ об освобождении был получен, но на пути в Новый Иерусалим многострадальный патриарх скончался. Это произошло в 1681 году. Его тело было перевезено в Новый Иерусалим и положено в гробницу, заранее приготовленную самим патриархом Никоном [9, т.XXI, с.142].

Иверский Валдайский монастырь (основан в 1653)

Фото Александра Викторовича Примачука с www.cirota.ru

Фото с www.novgorod.ru

Фото с www.pda.rsnewes.org.ua



Это самый первый из трех монастырей, основанных патриархом Никоном. Желание основать обитель на Валдае возникло у Никона, когда он был ещё митрополитом, в 1651 году на пути из Новгорода в Москву. Находясь в Новгороде, он много слышал о чудесах, происходящих на святой горе Афон от иконы Божией Матери Иверская. Теперь Никон хотел соединить представления об Афоне и воспоминания об Анзерском ските. По преданию, место для монастыря было указано патриарху Никону в чудесном видении свя.Филиппом, при перенесении его мощей в Москву. [5,c.196], [7,c.113].

Монастырь был основан в 1653 году (или в 1652 году по данным [8,с.376]). Посланные Никоном на Афон иконописцы прислали точный план Иверского монастыря и написали копию с первоначальной иконы. Патриарх Никон захотел устроить обитель, подобную Афонской Иверской Лавре, в шесть церквей: Успения Богородицы, где находятся мощи св.Иоанна Боровицкого и в иконостасе помещена привезенная с Афона икона Иверской Богоматери; Богоявления Господня; сошествия Святого Духа; Иакова Боровицкого, больничная; Филиппа, митрополита Московского, надвратная; Архистратига Михаила, над другими вратами обители. В 1653 развернулось строительство. В 1656 году икона была перенесена в монастырь, и 28 августа состоялось освящение Успенского Собора. Предание гласит, что люди боялись ходить на службу в монастырь, так как видели, как на берег Валдайского озера выходит страшное чудовище. Тогда патриарх Никон выехал на середину озера и совершил чин освящение воды. С тех пор озеро стало именоваться Святым, а обитель – Свято-Озерской [5, с.195]. Патриарх Никон перевел сюда из Кутсенского Оршанского монастыря типографию, в которой была первая напечатанная книга – Часослов. В 1666 году типография была переведена в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь [8,с.376].

После падения Никона собор 1666 года признал монастырь построенным не по правилам святых Отцов, и потому братия была переведена в другие монастыри. Через два года монастырь возобновили. [9,т.XIIА, с.772].

В XVIII веке монастырь пришел в упадок, но сохранялся усилиями своих настоятелей. В конце XIX века ему был присвоен статус 1 класса. После 1917 года в монастыре размещалась сельхозкоммуна, которую сменила тюрьма, в годы войны – госпиталь, детский туберкулезный санаторий, и затем Дом отдыха. В 1991 году Валдайский Иверский Свято-Озерский Богородицкий монастырь был передан Русской Православной Церкви [5, с.196].

Крестный Онежский монастырь (основан в 1656).



Фото с www.sobory.ru

Фото с www.arkhangelsk.izbirkom.ru

Фото с www.arkhangelsk.izbirkom.ru



Это второй по времени основания монастырь. Крестный – Ставрос – Кий – Островский мужской 2 класса монастырь был основан патриархом Никоном в 1656 году. Впервые патриарх Никон оказался на острове Кий в 1639 году, когда уехал из Анзерского скита. В пути его застигла буря, и он чудом оказался на маленьком островке. В память о своем избавлении иеромонах Никон поставил деревянный крест и обещался, если восхощет Бог, устроить там и монастырь [4,c.240]. В 1652 году он вновь оказался здесь, когда приехал в Соловецкую обитель за мощами свт.Филиппа. Тогда же он решил основать здесь монастырь в честь Животворящего Креста Господня. Эту мысль одобрил сам свт.Филипп, явившись Никону в сонном видении. В 1656 году июня 13 дня [1,c.7], когда подходило к завершению строительство Иверской обители, Патриарх получил от царя грамоту на построение нового монастыря, а каргопольский воевода – прямое указание строить монастырь. В 1657 году на острове разворачивается каменное строительство. В 1658 году патриарх Никон покидает Москву и надолго поселяется в Новом Иерусалиме, не оставляя забот о строительстве Крестного монастыря. Он заказывает в Палестине два креста из кипариса – точные копии Голгофского Креста Господня. Один из крестов Никон помещает в Голгофском приделе Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря, а другой, богато украшенный бисером, золотом и серебром, с более чем 300 мощей и с частицами камней от Гроба Господня, Гефсимании, Вифлеема и др., отправил в Крестный монастырь. На всем пути следования Креста при остановках на ночлег изготавливались его копии и освящались "на благословение". Один такой Крест-копия находится в кладбищенской церкви Воскрешения Лазаря в г. Онеге [1,c.8]. В 1659 году, после приезда туда Никона, работы приобретают широкий размах: заканчивается строительство трехкупольного Воздвиженского собора. Так как на гранитном острове не было пресной воды, то патриарх Никон вырывает глубокий колодец и строит надкладезную часовню. В 1661 году совершается освящение монастыря, в котором живут 80 человек братии и около 200 трудников. После смерти Патриарха монастырь теряет прежнее значение, но каждую пятницу перед литургией монахи совершали панихиду по Патриархе Никоне как ктиторе сей обители. Каменное строительство на острове прекращается. В XVIII веке здесь была основана купеческая лесная биржа и таможня, приносившие монастырю небольшой доход [4,c.242]. Здесь жил в ссылке 12 лет епископ воронежский Лев (Юрлов) [9, т.XVIА, с.648]. В 1854 году Крест на некоторое время был вывезен из монастыря в связи с нашествием англичан. В 1908 году здесь было всего 8 монахов. С 1923 года монастырь закрыт, а в его строениях размещается дом отдыха. Лучше всего сохранились надкладезная церковь Происхождения Честных Древ и Кресто-Воздвиженский собор, построенные при участии самого Патриарха. В августе 1991 года Кийский Крест был передан из запасников Исторического музея Москвы в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, где находится и по сей день [1,c.14].

Воскресенский монастырь Новый Иерусалим (основан в 1657).





Главным детищем патриарха Никона стал Воскресенский монастырь, основанный на реке Истре в 45 верстах от Москвы. "Истринский, Новый Иерусалим, мужской 1 класса, Звенигородская обл., расположен на красивом гористом полуострове, образуемом течением Истры. Основан в 1657г. Главный монастырский храм представляет точное подобие Иерусалимского храма. В пределе Иоанна Предтечи главного храма под Голгофой, погребен патриарх Никон. Церковь во имя царицы Елены находится под землей, в нее ведут 33 ступени, в память числа лет жизни Иисуса Христа. В 200 метрах от монастыря находится Никонов скит, основанный Патриархом и представляющий каменный столп в 4 этажа с церквами" [9, т.13, с.242].

Место вместе с селом Воскресенским принадлежало боярину Боборыкину. Патриарх Никон, всегда останавливавшийся в этом селе по пути в Иверский монастырь, нашел место удобным для основания обители. В 1655 году он купил её у Боборыкина и построил небольшую теплую деревянную церковь во имя Воскресения Христова, при освящении которой присутствовал царь Алексей Михайлович. Государь, оглядев строящуюся обитель, назвал местность Новым Иерусалимом. Никон предписал келарю Троицкой Сергиевой Лавры Арсению Суханову, посланному ещё патриархом Иоасафом в 1649 году на Восток для сравнения нашего богослужения с греческим, снять точную копию Иерусалимского храма. Арсений Суханов, кроме огромного числа греческих рукописей (некоторые из которых датировались VI веком по Р.Х.), привез Патриарху требуемые размеры Иерусалимского храма в 1657 году. Находясь в самовольном заключении в этой обители в течение 9 лет, патриарх Никон довел храм почти до самых сводов. Он своими руками делал кирпичи и носил их на место, как простой каменщик. В ближней роще он построил скит, где и провел время строения собора, удаляясь на ночь в тесный затвор, где ложем ему служили каменная скамья и каменное изголовье… Это здание высотой в 4 этажа с узкими решетчатыми окнами имеет 10 келий, с каменными узкими лестницами, две трапезы и две церкви: Богоявления Господня и апостолов Петра и Павла, в которых патриарх Никон совершал богослужение по священническому чину в совершенном уединении. Патриарх дал окрестностям монастыря палестинские названия: река Истра стала Иорданом, вырытый около скита ручей – Кедроном, соседние холмы – Фавором и Ермоном, селения – Назаретом, скудельничим селом и др. На холме возле монастыря, где царь Алексей Михайлович назвал местность новым Иерусалимом, патриарх Никон устроил Елеонскую часовню. Большое значение патриарх Никон придавал развитию колокольного дела: для монастыря были отлиты Большой Воскресенский колокол в 500 пудов (1658г.), Всесвятский колокол в 200 пудов (1664г.), Трехсвятский колокол в 100 пудов (1666г.), два средних и 12 малых колоколов [4,c.244]. Кроме того, на колокольне были устроены железные часы с перечасьем и боем.

В 1666 году, когда он, по суду восточных патриархов, был лишен сана и сослан на Белое озеро, остановилась и работа по постройке обители. Царь Феодор Алексеевич, любивший Никона, велел продолжать строительство в 1679 году. Царевна Татьяна Михайловна много жертвовала средств и утвари для завершения Воскресенского храма. Строительство было завершено при царях Иоанне и Петре, в 1685 году, а престол главного храма был освящен патриархом Иоакимом. В 1690 году монастырь был огражден каменными стенами. Теплая деревянная церковь, построенная Никоном, была разобрана и на её месте в 1698 году построили каменную в честь Трех святителей. В 1723 году каменные своды, возведенные после смерти Никона, обвалились, а затем пожар довершил разрушение церкви. Целых 26 лет обитель стояла в развалинах, лишь усердием императрицы Елизаветы Петровны, посетившей в 1749 году обитель, работы были возобновлены под руководством известного архитектора Растрелли. В монастыре хранилась десная рука мученицы Татианы; в ризнице – подлинная модель Иерусалимского храма и подобие сребренников, за которые продали Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа [8, с.215].

В 1919 году монастырь был закрыт, а в 1920 на его развалинах создали Художественно-исторический музей. В 1941 году отступавшие немецко-фашистские войска взорвали Воскресенский Собор, колокольню, Дамасскую и Елисаветинскую башни, Святые врата обители. В послевоенные году трудами ученых-реставраторов и усилиями государства здания монастыря были восстановлены в прежнем виде. В 1991 году монастырь был вновь возобновлен указом Патриарха Алексия I, а в 1997 и 1999 годах были освящены соборных храм Рождества Христова и придел Успения Богородицы соответственно. Руководство музея возвратило монастырю древнюю святыню – десную руку мученицы Татианы [5, с.138].

Заключение



Многое в деятельности знаменитого патриарха вызывает споры и законные возражения. Его государственные и церковно-канонические идеи до сих пор служат предметом многочисленных исследований и монографий. Однако образ его личности будет неполной, если не учитывать роль основанных им монастырей. Идея патриарха Никона воссоздать на Русской земле копии святых мест Афона и Палестины лежала в русле благочестивой средневековой традиции не только России, но и Западной Европы и была продолжена святителем Филаретом Московским, основавшим недалеко от Свято Троицкой Сергиевой Лавры Черниговско-Гефсиманский скит.

Трудно переоценить значение патриарха Никона для Российского государства и для Русской Православной Церкви. "Благодаря патриарху Никону" совершилось в Чигирине торжество соединения Малороссии с государством Московским в 1654 году [7,c.131]. Именно усилиям патриарха Никона мы обязаны перенесением в Москву мощей святителя Филиппа, митрополита Московского. Основанные им монастыри, а в особенности Новый Иерусалим, до сих пор поражают своей красотой и привлекают большое количество благочестивых паломников. Эти монастыри являются бесспорной заслугой патриарха Никона перед Русской Православной Церковью.

Список литературы

1.     Кийский Крест. М., 2004.

2.     Крестный путь Патриарха Никона. М., 2000.

3.     Леонид Кавелин, архим. Историческое описание ставропигиального воскресенского Новый Иерусалим именуемого монастыря. М., 1876. 4.     Лобачев С.В. Патриарх Никон. СПб, 2003. 5.     Монастыри Русской Православной Церкви. Справочник – путеводитель. М., 2001. 6.     Повесть о Патриархе Никоне. М., 1997. 7.     Правда о Патриархе. М., 2002. 8.     Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастрыях и примечательных церквах в России. М., 1852.

9.     Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб, 1892-1895


18.03.2010 г.

Наверх
 

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение