ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сравниваем нынешнее российское образование с советским

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Исповедание (мир и вера) >> Библейское повествование о сотворении мира и данные современной науки

Библейское повествование о сотворении мира и данные современной науки

Печать
Автор Павел Герасимов   

Концепция мироздания, исповедуемая современной наукой, несовместима с 1-й главой Книги Бытия, как она трактуется в православной традиции.

I. ВВЕДЕНИЕ

 По учению Церкви, Божественное откровение дано было человекам в св.Предании и св.Писании. В св.Писании, данном для более точного сохранения откровения, слышим мы слова пророков, апостолов и Самого Бога так, как если бы они говорили с нами. Эти “словеса Божии” были вверены Церкви как истинной хранительнице Божественного откровения, столпу и утверждению истины [1]. Св.Писание есть истинное слово Божие, предмет веры и почитания Церкви, всегда используемый при богослужениях, и в этом смысле лежит вне всякой критики и всякого критического исследования. 

Однако благодатная жизнь Церкви не устраняет естественных человеческих способностей и стремлений. Христианин имеет потребность, а при известных обстоятельствах и прямой долг, согласовать христианское сознание со своим человеческим сознанием, уяснить отношение своего опыта ко всем прочим своим знаниям, дать отчет о своей вере. Только тогда вера возвышается на степень самосознания.

При современном развитии науки христианин должен чувствовать особенную потребность согласовать веру и научное знание. Один из наиболее острых вопросов, где вера, а точнее вероучение, и наука (а точнее данные современного естествознания) соприкасаются теснейшим образом - вопрос о происхождении мира. В этом вопросе научная картина возникновения мира как правило противопоставляется библейскому повествованию, которое в лучшем случае игнорируется как не стоящее внимания, а в худшем полностью отрицается, как обладающее какой-либо долей истины. В этом случае сторонник сотворения мира Богом (а если человек честно верит, то обязан верить, что мир сотворен в 6 дней так, как описано в Библии) выглядит как дремучий защитник религиозного невежества.

Разобраться в этом сложном вопросе необходимо (по выражению Н.Н.Глубоковского) нашему колеблющемуся уму, который - подобно апостолу Петру - нуждается в спасительной руке. Тогда вера наша наконец разрешится в уверенность.

Для более удобного освещения данной проблемы стоит последовательно обозначить основные моменты представлений о возникновении мира с позиции православного вероучения и с естественно-научной точки зрения.


II. ШЕСТОДНЕВ

 

Повествование о сотворении мира Богом содержится в первой главе книги Бытия, написанной пророком Моисеем.

·      В первый день были сотворены мир ангельский (небо), плотское естество (земля) и свет, который затем был отделен от тьмы.

·      Во второй день сотворена была твердь - небо,- которой отделена была вода над и под твердью.

·      В третий день вода под твердью собралась в собрание едино и явилась суша, и сотворена была зелень: травы и деревья.

·      В четвертый день созданы были светила: солнце для управления днем, луна для управления ночью и звезды.

·      В пятый день сотворены были пресмыкающиеся, рыбы и птицы.

·      В шестой день сотворены были животные земные и человек. (Быт., 1,1-31).

Так как никакого пророчества в Писании нельзя разрешать самому собою (2Пет., 1:20), то для православного осмысления рассказа о сотворении мира необходимо руководствоваться учением Церкви - хранительницы Божественного Откровения [1,c.7], т.е. святоотеческими толкованиями [4,c.3]. Наиболее известны Василий Великий, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин и блаженный Августин, которые позволяют христианину прояснить позицию Церкви относительно Бытия [5,c.9].

Во первых, применительно к рассказу о сотворении мира, святые отцы были в общем вполне “буквальны” в своих истолкованиях текста. Прп.Ефрем Сирин говорит: “Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание. [...] ...сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств” [4, стр.211].

Во вторых, святые отцы определенно говорят о мгновенности каждого акта сотворения: во мгновение ока земля наполнилась всевозможными растениями, во мгновение ока воды произвели своих обитателей, а земля - все разнообразие животного мира. “ “Да прорастит земля” (Быт., 1:11). Краткое сие повеление тотчас стало великою природою и художественным словом, быстрее нашей мысли производя бесчисленные свойства растений” [2,c.94]. Святитель Афанасий Великий пишет: “Каждая из звезд и каждое из великих светил явились не так, чтобы иное было первым, а иное вторым; но в один день и одним итем же повелением все призваны в бытие. Так положено начало бытию четвероногих, птиц, рыб, скотов и растений... из тварей ни одна другой не предшествовала, но все созданное произведено вдруг в совокупности одним и тем же повелением.” (На ариан слово второе, 48, 60, цит. по [5,c.29]).

В третьих, Бог творил «из ничего», а точнее из Своего могущества. В эти дни происходило сотворение самых основ Вселенной, из небытия приводимы были мир ангельский, светила, растения и животные, им указывалось Творцом их предназначение: тверди (небу) - отделять воду от воды, траве сеять семя по роду и по подобию ее, деревам приносить плод по роду их, светилам - управлять днем и ночью и отделять свет от тьмы, животным - плодиться и размножаться и наполнять землю, человеку же дано было благословение от Бога плодиться и размножаться и обладать землею и владычествовать над всеми тварями земными. Так возникали сами законы существования мира и жизни.

В четвертых, библейское повествование относится к миру не падшему, миру до грехопадения, когда все было добро весьма, когда не было ни смерти, ни тления.

Наконец, в пятых, шесть дней творения суть шесть громадных творческих актов Господа Бога [5,c.28], поэтому значение повествования о сотворении мира не в каких-либо сведениях о начале мира, а в том, что мир создан Богом, есть Его творение, вызванное из небытия Божественной Любовью для того, чтобы всякая тварь могла наслаждаться общением с Богом, что Бог - истинный Творец и Промыслитель мира.

   

III. НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

 

Говоря о современных научных данных обычно имеют в виду не собственно научные факты, а так называемую научную картину мира. “Научная картина мира есть целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, возникающая в результате обобщения и синтеза основных естественно-научных понятий и принципов. [...] Различают естественно-научную картину мира (картина природы)... Научная картина мира находится в постоянном развитии, в ней осуществляются в ходе научных революций качественные преобразования, смена старой картины мира новой.” [16, c.397]. Центром научной картины мира в настоящее время является учение об эволюции - процессах развития (преимущественно необратимого), протекающих в живой и неживой природе, а также в социальных системах [16,c.754].

Учение об эволюции Вселенной стало результатом физики XX века [12,c.18]. А.Эйнштейн, создавший в 1916г. общую теорию относительности, впервые представил Вселенную как физический объект, но все еще как объект стационарный. В 1923г. профессор Петербургского Университета А.Фридман показал, что Вселенная может расширяться. В 1930х годах американский астроном Хаббл получил экспериментальное подтверждение гипотезы расширения. Сейчас космологи-наблюдатели единодушно считают, что Вселенная расширяется[11,c.206]. Это расширение - следствие Большого взрыва, имевшего место около 10-20 млрд. лет назад (точность 30-40%, связанная с точностью измерения плотности вещества во Вселенной). В своем развитии Вселенная проходила несколько этапов.

Понятие эволюции включает теорию биохимической эволюции (как возникновение живого из неживого) и теории естественного отбора (дальнейшее развитие живого от клетки до организма). Применительно к живым организмам эволюцию определяют как “развитие сложных организмов из предсуществующих более простых организмов с течением времени” [18,т.III,c.259].

Еще Диоген высказывал мысль, что все вещи - результат дифференциации одной вещи и подобны ей. Аристотель, которого называют отцом биологии, сформулировал теорию непрерывного и постепенного развития живого из неживой материи. Бюффон (1707-1788) признавал влияние внешней среды и наследование приобретенных признаков. В 1778г. католический священник Томас Мальтус опубликовал свой труд “Трактат о народонаселении”, в котором ярко обрисовал, к чему мог бы привести рост населения, если бы он ничем не сдерживался. Ч.Дарвин перенес его рассуждения на другие организмы и в 1839г. сформулировал теорию эволюции путем естественного отбора. Поддержанный А.Уоллесом, который также читал Мальтуса, Дарвин в 1859г. выпустил книгу [18, т.III, c.259-262].

В 1923г. А.И.Опарин выдвинул мнение, что органические вещества могли возникнуть в океане ранней Земли из неорганических под действием радиации Солнца. В 1953г. Стэнли Миллер в ряде экспериментов, моделировавших условия первобытной Земли, получил аминокислоты, аденин и простые сахара. Однако в настоящее время не существует убедительных гипотез, объясняющих способность живых систем к самовоспроизведению [18, т.III, c.256-258].

Кратко этапы эволюции можно свести в одну таблицу [18], [11], [12]:

 

Рождение Вселенной

(результат столкновения двух частиц высокой энергии или флуктуации поля физического вакуума)

20 млрд. лет назад

Формирование протонов и нейтронов

0.001милисек. от начала возникновения Вселенной

Формирование атомов

1000 лет от начала возникновения Вселенной или 19,999999 млрд.лет назад

Формирование звезд и галактик

19 млрд. лет назад

Образование Земли

4,5-5млрд.лет назад

Первые клетки

3 млрд.лет назад

Позвоночные

300 млн. лет назад

Млекопитающие

150 млн. лет назад

Обезъяны

25 млн. лет назад

Неандерталец

200 тыс. лет назад

Современный человек

35 тыс. лет назад

Древнейшие цивилизации

10 тыс. лет назад

Техносфера

200 лет назад

Наше время

-

Начало сжатия и коллапса

всей Вселенной

через 80 млрд. лет

Распад всей материи

через 10 лет

 

Эта научная картина мира, безусловно опирающаяся на научные факты и явления, содержит в себе определенную “философию” [17,c.9], т.е. объяснение этих фактов, осмысление, теорию в узком смысле как высшую форму организации научных знаний [16,c.649]. “В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории: 1)исходную эмпирическую основу, которая включает множество зафиксированных в данной области фактов, достигнутых в ходе экспериментов и требующих теоретического объяснения; 2)исходную теоретическую основу - множество первичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов теории, в совокупности описывающих идеализированный объект теории; 3)логику теории...; 4)совокупность выведенных в теории утверждений... Построение идеализированного объекта теории - необходимый этап создания любой теории... Формирование идеализированного объекта теории связано с возникновением и развитием определенной научной картины мира.” [16,c.649-650].

На этот идеализированный объект теории, точнее на аксиомы, лежащие в его основе, необходимо обратить особое внимание.

1.      В современной научной картине мира нет места Богу, она полностью атеистична. Нет никакого духовного мира. Все многообразие мира и существующих явлений суть явления материальные.

2.      Материя есть субстанция всех существующих в мире свойств, связей и форм движения, конечной основой всех духовных явлений [16,c.349]. Мысль и сознание имеют своей основой химические реакции [18,т.I, c.11]. Иными словами, материя вечна.

3.      Все законы взаимодействия частиц есть свойства самой материи, принадлежат ей и всегда принадлежали.

4.      Говоря о начале мира имеется в виду, что строгий научный эксперимент провести нельзя, но можно экстраполировать открытые законы во времени. Т.е. законы, как свойства вечной материи, постоянны.

5.      Хотя явления материального и тем более живого мира чрезвычайно сложны, но законы его существования можно свести к весьма простым и совершенным [11], [12]. Они вполне могут быть познаваемы и вопрос познания - вопрос лишь времени. Не существует и не может существовать ни одного явления, которое непознаваемо если не в частностях, то по меньшей мере по сути. Человек - мера всех вещей, царь природы.

6.      В основе научных представлений лежит понятие об эволюции. Все существующее есть эволюция материи от простого к сложному и (или) наоборот: флуктуация физического вакуума (квантовое поле релятивистских струн [12,c.21]) - элементарные частицы - атомы - молекулы - небесные тела (звезды, планеты, кометы и т.п.) - клетки - микроорганизмы - животные - человек.

7.      В качестве причины начала мира постулируется случай: случайно произошел Большой взрыв, случайно возникли органические вещества, случайно (в настоящее время не объяснено как именно) в результате мутаций из одного вида получились другие. Всякое разумное сознательной действие вообще, тем более Божественное, отвергается.

8.      Такая картина мира имеет множество сложных и нерешенных вопросов и серьезных противоречий. Однако в существе ее не принято сомневаться [12,c.69], а известный ученый А.Б.Пиппард предлагает такую картину мира в университетском общеобразовательном курсе преподавать студентам “догматически”, она должна “приниматься на веру” [13,c.51].

Вкратце можно сказать, что в научная картина мира полностью атеистична и покоится на трех «китах»: 1)материи как мировой субстанция, 2)случае как первопричине всех явлений и 3)господстве человеческого (или - в будущем - сверхчеловеческого [12,c.23]) разума, возможности которого неограничены. Все эти постулаты принимаются на веру, так как ни доказать, ни опровергнуть их невозможно.

  

IV.НАУКА И ВЕРА.

 

При сравнении двух картин мира - религиозной и современной научной - нельзя не заметить серьезные разногласия между ними в существенных вопросах бытия. Одна картина исключает другую, поэтому перед человеком с необходимостью встает вопрос о взаимном отношении научного знания и богооткровенной истины.

Современная наука в лучшем случае говорит, что “...логически не может быть противоречия между научным и богословским объяснением сотворения мира, так как эти две сферы мышления взаимно исключают одна другую.” [18, т.3, c.254]. В 1981 году Американское Физическое общество приняло официальное решение относительно предложения ввести в школьную программу библейскую историю сотворения мира: “Совет АФО возражает против предложения требовать равное время для изучения библейской истории сотворения мира и научной теории эволюции в общеобразовательных школах. Следствия, вытекающие из научного подхода, основанного на теории эволюции, имеют важные приложения в различных областях научного знания, включая геологию, физику, астрономию. В противоположность библейской истории сотворения мира, систематическое использование научных принципов ведет к построению детальной картины жизни природы, планет, развития всей Вселенной. Эта картина еще не полная. Она постоянно подвергается дополнительной проверке путем наблюдений и анализов. Возможность постановки критических экспериментов, результаты которых могут привести к необходимости теоретического переосмысления явлений, составляет фундамент, основу научного метода...Научные знания и религиозная вера есть два разных элемента общечеловеческого опыта. Попытка представить их в одном и том же контексте может привести лишь к взаимным недопониманиям, недоразумениям.” (цит. по [12,c.68-69]).

Религиозный взгляд совсем иной. Апостол Павел пишет: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.» (Рим., 1:18-20). В этих немногих словах заключается основание всякой науки: рассматривая творения мира мы можем постигать силу Божию и приближаться к познанию Самого Творца. Действительно, история развития естествознания особенно ярко показывает, что собственно наука, как система логически связанных знаний, возникла именно в странах, просвещенных светом Евангелия [14]. Япония стояла много ближе к книгопечатанию, арабы много преуспели в химии и медицине, греки вплотную подошли к познанию строения вещества и происхождению мира... Но лишь в средневековой Европе возникло естествознание в современном смысле этого слова - отрасли наук, технологии[14]. Вера в истинного Бога не может противоречить науке, только она может уверить человека, что Вселенная не подвижится, так как Господь утвердил ее. Только из такого отношения к миру, как к неизменной объективной и разумно сотворенной реальности, которое дает христианство, и могла возникнуть наука о природе[14].

«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотех сердец их нечистоте, так что они осквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.» (Рим., 1:21-25). В нравственной нечистоте, гордости и нежелании примириться с Богом видит верующий человек причину противостояния современной науки и веры. Хотя многие гениальные ученые верили в Бога (Ломоносов, Попов, Вавиловы, Тимофеев-Ресовский, Максвелл, Милликен, Бор... [9]), а многие не отрицали разумной творческой силы, в целом научная общественность атеистична.

“Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой - Свою волю. Первая - видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на красоту, огромность и стройность его зданий, признал Божественное всемогущество по вере ему дарованного понятия. Вторая книга - Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению. В сих пророческих и апостольских богодухновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложения видимого мира сего физики, математики, астрономы и прочие изъяснители Божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители,” - писал М.В.Ломоносов (цит. по [9,c.44]). Как бы прекрасна была наша жизнь, если бы действительно физики, математики, астрономы и прочие изъяснители в натуру влиянных свойств познавая естество прославили совершенство и силу Божии.

Действительно, явления природы, изучаемые естествознанием, не могут противоречить своему Создателю, и таких фактов настоящая, не идеологизированная, наука знает довольно много:

·      возникновение Вселенной во времени, ее конечность [11],[12];

·      антропный принцип мира (все законы материи таковы, что позволяют возникнуть белковой жизни, если же изменить основные константы взаимодействия вещества хотя бы на 0.1%, то человеку негде было бы существовать) [12];

·      совершенство, разумность и простота законов материи;

·      чрезвычайное совершенство всех живых организмов, включая даже самые простейшие, их удивительный симбиоз;

·      множество фактов, говорящих, что если жизнь и развивалась, то по вполне определенному плану, который можно назвать разумным и сознательным;

·      существуют факты, позволяющие иначе датировать время существования жизни на Земле;

·      многочисленные археологические находки, подтверждающие реальность событий человеческой истории, описываемой в Библии [7], [8], [9], [10], [12], [14], [15], [17].

Эти факты известны, но замалчиваются, о них не принято говорить [14], [17]. “Можешь ли ты исследованием найти Бога?” - спрашивает Господь Иова (Иов,11:7). Бог есть любовь (1Иоан.,4:16), Он никого к Себе не привлекает насильно, поэтому и не может существовать никакого убедительного доказательства необходимого существования Творца. Исследуя творения, человек должен проявить свою собственную свободную волю, проявить любовь к Богу свободным признанием Его существования.

  

V. ВОЗМОЖНОСТИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.

 

Теперь остается ответить на самый главный вопрос: что может сказать верующий исследователь природы, творения о начальных мгновениях бытия, о событиях, описываемых в первой главе книги Бытия.

Святоотеческую позицию по этому вопросу очень точно объясняет иеромонах Серафим Роуз [5], [17]. Он пишет: “...ни одна научная теория не может сказать нам об этих шести днях. Наука пытается объяснить изменения этого мира, основываясь на проекциях естественных процессов, которые можно наблюдать сегодня. Но шесть дней творения - не естественный процесс; они суть то, что произошло прежде, чем начались все мировые естественные процессы. Они суть дело Божие; по самому своему определению они чудесны и не вписываются в естественные законы, управляющие тем миром, что мы видим сегодня. Если мы вообще можем что знать, то это - не посредством научных проекций и предположений, но только по Божьему Откровению. В этом отношении современные ученые ничуть не лучше древних создателей космических мифов и умозрений.” [5,c.25,26].

Иоанн Златоуст пишет: “Что значит, что сперва небо, а потом земля, сперва кровля, а потом основание? Да, Бог не подлежит естественной необходимости, не подчинен правилам искусства. Воля Божия есть создательница и художница и природы и искусства, и всего существующего.” (цит. по [5,c.26]). Свт.Василий Великий так же учит, что в третий день творения для вод не было естественной необходимости стекать вниз, это есть закон нашего мира, но пока не пришло повеление Божие, не было никакого закона: “Но, может быть, иный сверх сего спросит еще и о следующем. Почему, во-первых, принадлежащее воде по природе, то есть силу стремиться вниз по скату, Писание приписывает повелению Зиждителя? Ибо вода, доколе стоит на ровном месте, неподвижна, потому что некуда ей теч; а как скоровстретит какую-либо покатость, по немедленном устремлении передней части, на место ея вступает непосредственно с ней соединенная, а на место сей последней - за ней следующая... Если же таково свойство воды; напрасно дано ей повеление собраться в собрание едино. ... На (этот вопрос) ответствуем, что тебе особенно стали известны движения воды после повеления Владыки. Теперь она везде растекается, непостоянна, по природе стремится в покатыя и вогнутыя места; но какую силу имела она прежде, нежели, в следствие сего повеления, произошло в ней стремление к движению, сего сам ты не знаешь, и не мог слышать от какого либо очевидца. Разсуди же, что глагол Божий творит самое естество, и повеление, данное тогда твари, определило порядок сотореннаго и на последующее время.” [2,c.63,64].

Несомненно Слово Божие говорит о том, что в течение шести дней была создаваема сама природа. “Наше знание нынешних законов природы никак не может поведать нам о том, как были установлены сами эти законы. Сам вопрос последних причин, начал, бытия всяческих - вне сферы науки. Входя в эту область, ученый строит догадки и предположения подобно любому древнему космологу; а это не только отвлекает его от серьезной работы по изучению природных процессов нашего мира, - это еще и делает его соперником религиозного Откровения, которое есть единственный возможный для нас источник подлинного знания начала вещей, точно так же, как оно есть единственный источник знания последнего конца всего” [5,c.27].

Говоря о шести днях творения следует заметить, что первозданный мир еще не был испорчен грехопадением первых людей. Природа Вселенной была совершенно отлична от нынешней. Бог смерти не сотворил (Прем., 1:13), поэтому по сотворении сказал: “Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое древо, у которого плод древесный, сеющий семя, вам это будет в пищу; а всем зверям лесным, в которых душа живая, Я дал всю зелень травную в пищу. И стало так.” (Быт., 1:29-30). Только спустя долгое время после преступления Адама Бог сказал Ною: “Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все.” (Быт., 9:3). Святые отцы ясно учат, что до грехопадения человек имел полную власть над животными и как господин нарекал им имена (Быт., 2:19). Св.Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым говорил ему, что первый человек был не только господином животных, но и стихий: в огне не горел, в воде не тонул, земля не могла поглотить его. Иоанн Дамаскин говорит, что земля сама собою производила плоды, для того, чтобы ими пользовались подчиненные человеку живые существа; также не было на земле ни дождя, ни зимы. (Точно изложение..., кн.2, гл.10, цит. по [17,c.46]). Св.Григорий Синаит пишет: “Эдем - место, в коем Богом насаждены всякого рода благовонные растения. Он ни совершенно нетленен, ни совсем тленен. Поставленный посреди тления и нетления, он всегда и обилен плодами, и цветущими цветами, и зрелыми, и незрелыми. Падающие дерева и плоды зрелые превращаются в землю благовонную, не издающую запах тления, как дерева мира сего. Это от преизобилия благодати освящения, всегда там разливающейся” (Добротолюбие, главы о заповедях, цит. по [17,c.48]). Св.Симеон Новый Богослов говорит так: “Слова и определения Божии делаются законом естества, почему и определение Божие, изреченное Им вследствие преслушания первого Адама, т.е. определение ему смерти и тления, стало законом естества, вечным и неизменным.” (Слово 38, цит. по [17,c.49]).

Таки образом ясно, что современная наука, изучающая законы тленного мира, порабощенного греху и смерти, ничего не может сказать о начале мира нетленного. Этот вопрос лежит вне возможностей, отмеренных Богом для науки, способной все же видеть величие Божие через рассматривание творений. Решение этого вопроса святые отцы относят к области высочайшей духовной жизни. “Верою познаем, что веки устроены словом Божиим,” - пишет апостол Павел (Евр., 11:3). Прп.Исаак Сирин при описании восхищения души при мысли о будущем нетлении пишет: “И отсюда уже возносится умом своим к тому, что предшествовало сложению мира, когда не было никакой твари, ни неба, ни земли, ни ангелов, ничего из приведенного в бытие, и к тому, как Бог, по единому благоволению Своему, внезапно привел все из небытия в бытие, и всякая вещь предстала пред Ним в совершенстве.” (Слово 21, цит. по [17,c.50]). Св.Григорий Синаит относит составление видимых вещей к третьему из восьми главных предметов созерцания, которые познаваемы лишь теми, кто стяжал благодатью полную чистоту ума. Вот как описывает прп.Исаак Сирин различие между естественным знанием и верой, приводящей к созерцанию: “Ведение (натуральное знание) есть предел естества и охраняет его во всех стезях его. А вера совершает шествие свое выше естества. Ведение не отваживается допустить до себя что-либо разрушительное для естества, но удаляется от этого; а вера без труда дозволяет и говорит: “на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия” (Пс.90:13) ... многие по вере входили в пламень, обуздывали сожигающую силу огня, и невредимо проходили по среди его, и по хребту моря шествовали как по суше. А это все выше естества, противно способам ведения, и показало, что суетно оно во всех способах и законах своих. Видишь ли, как ведение сохраняет пределы естества? Видишь ли, как вера восходит выше естества, и там пролагает стези своему шествию? Сии способы ведения пять тысяч лет, или несколько меньше, или и свыше сего управляли миром, и человек нисколько не мог подъять главы своей от земли, и сознать силу Творца своего, пока не возсияла вера наша, и не освободила нас от тьмы земного делания и суетного подчинения после тщательного парения ума. Да и теперь, когда обрели мы невозмутимое море и неоскудеваемое сокровище, снова вожделеваем уклониться к малым источникам. Нет ведения, которое бы не было в скудости, как бы много ни обогатилось оно. А сокровищ веры не вмещают ни земля, ни небо.” (Слово25, цит. по [17,c.51-52]).

Последние слова святого подвижника выражают всю суть проблемы. Современное естествознание “...пытается понять тайны Божиего творения посредством натурального знания и мирской философии, не допуская даже, что в этих тайнах есть что-то, что ставит их вне возможностей этого знания; а книга Бытия - это повествование о Божием творении, увиденном в божественном созерцании боговидцем Моисеем, а увиденное им подтверждается опытом позже живших святых отцов. ... Таким образом, нет несогласия между знанием о творении, содержащимся в книге Бытия, как она толкуется нам святыми отцами, и правдивыми знаниями о твари, приобретаемыми современной наукой через наблюдения; но, конечно, существует неразрешимый конфликт между знанием, содержащимся в книге Бытия, и пустыми философскими спекуляциями ученых, не просвещенных верой, о состоянии мира в течении Шести Дней Творения.” [17,c.52-53].

   

VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При первом же взгляде на библейское повествование о сотворении мира и картину возникновения Вселенной, преподносимую современной научной общественностью, видны неизгладимые противоречия.

Существуют попытки соединить несоединимое. Наиболее известна концепция креационизма [15], [10]. Но сторонники ее принадлежат в основном к протестантской среде, к тому же она не очень основательна ни с научной точки зрения, ни с богословской. Например, попытки найти в Библии указания на первый и второй законы термодинамики [15,c.187,189] носят дух чистого рационализма; а рассуждения о том, что Большой взрыв должен был родить беспорядок, а не Вселенную [15,c.140], или трактовка закона возрастания энтропии как неизбежной тепловой смерти Вселенной (или Апокалипсиса) [15,c.204] ненаучны. “Опыт согласования научных данных с Библией” православного священника прот.Стефана Ляшевского также не выдерживает критики. Он пишет, что Моисей писал языком пастушеского народа своего времени, который был беден и ограничен [10,c.12]. Сотворение светил на четвертый день понимается не абсолютно, а относительно тогдашних представлений о светилах [10,c.15,39]. Хотя эволюция на словах и отрицается, но на деле признается, что виды животных и растений рождались постепенно по мере совершенствования [10,c.22,49].

К сожалению эти концепции не затрагивают существа вопроса и представляют простое смешение богословия и разрозненных научных сведений, так как их цель сгладить а не решить противоречия [10,c.11]. Они дают повод ученым обвинять верующих в том, что “теология ищет подтверждения своих утверждений и в научных достижениях” [12,c.70]. Эти концепции используют сиюминутные научные данные для подтверждения истины Откровения, как будто Церковь, столп и утверждение истины, нуждается в доказательствах лжеименного разума.

Не существует и не может существовать такая концепция возникновения мира, которая объединила бы две взаимоисключающие картины.

«Научная картина мира находится в постоянном развитии, в ней осуществляются в ходе научных революций качественные преобразования, смена старой картины мира новой» [16,c.397]. В отличие от этой постоянно и качественно изменяющейся картины Библия представляет верующим Откровение Создателя о Своем творении, истину непреложную и не подлежащую никаким сомнениям, так как она - истина. Но даже если принять, что принципиально все о мире открыто, ситуация не изменяется.

Невозможно соединить Творца и Промыслителя мира, Божественную и непостижимую Личность, Святую Троицу, сотворившую еще и мир ангельский, не только телесный, с разговорами о случайном самовозникновении Вселенной, ограниченной только материей. Ни один серьезный ученый не признает, что растения существовали до того, как возникли светила. Тем более невозможно для научного мышления мгновенное появление (сотворение) сразу всех растений, сразу всех птиц, сразу всех животных, сотворение Адама из персти, сотворение Евы из ребра Адамова. Невозможно для научного мышления, ограниченного законами естества, принятие той мысли, что весь мир сотворен из ничего, так как физический вакуум или квантовое поле релятивистских струн для физика не ничто, а материя, субстанция, способная сама из себя при случае родить все, что угодно.

Важен и нравственный аспект. Библия говорит о том, что человек - всего лишь творение Божие, хотя и созданное для великой славы стать подобным Богу, но все же не без Бога, а лишь Его милостью, к тому же творение падшее, нуждающееся в спасении. Человек с точки зрения науки есть почти бог. Он все может познать, вся природа должна быть подчинена его удобствам и удовольствиям, ему нет равных в мире. Если Христианство говорит о приближающемся Апокалипсисе, конце человеческой истории, о том, что вера и добродетели все более оскудевают, то научный взгляд противоположен. Человечество победит силами своего разума все проблемы, войдет в эпоху космического разума и наступит на Земле рай без Христа по выражению Достоевского.

Наконец, с православной позиции не может существовать никакой связи данных современной науки с библейским повествованием о сотворении мира. Естествознание изучает законы нашего мира, который уже сотворен и вся природа которого отмечена проклятием за грехопадение человека. Ученый неверующий в слепоте ложной веры в свой разум не в состоянии даже помыслить о Боге, зная сложность, совершенство и простоту законов бытия грешного мира. Но даже верующий ученый не сможет выйти за рамки естественного знания, проникнуть научными методами в те мгновения, когда творилось само естество мира, когда из небытия приводились в бытие сами законы Вселенной. События творения превыше естества и не могут быть познаны естественным образом.

“Не стыжусь бо благовествованием,” - восклицает апостол Павел (Рим,1:16). Также и мы, верующие, перед лицом вечно несовершенной и постоянно изменяющейся и дополняющейся согласно духу века сего “научной” картины мира не должны стыдится слов Божественного Откровения, которые являют нам, избранным чадам Божиим, богооткровенную Истину о происхождении нас самих, чтобы мы познали неизреченную любовь и милость своего Творца и сердцем веровали в правду, устами же исповедовали во спасение (Рим., 10:10).


VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Митр.Филарет, Пространный христианский катихизис, Варшава, 1930.

2.      Свт.Василий Великий. Творения, т.I, М., 1845.

3.      Свт.Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия, т.I, СПб, 1898.

4.      Прп.Ефрем Сирин, Творения, т.VI, СПб, 1908.

5.      Иером.Серафим Роуз, Православное святоотеческое понимание книги Бытия, М., 1998.

6.      Цветник духовный, М., 1903, репринт М., 1991.

7.      В.Тростников, Мысли перед рассветом, М., 1997.

8.      Прот.Стефан Ляшевский, Библия и наука, М., 1996.

9.      Прот.Стефан Ляшевский, Библия опережает науку на тысячу лет, М., 1996.

10.  Свящ.Тимофей, Наука о сотворении мира, М., 1996.

11.  Фундаментальная структура материи (под ред. Дж.Малви), М., 1984.

12.  Наука, философия, религия (VIII-я международная конференция), Дубна, 1997.

13.  Образованный ученый /пер. с англ. А.В.Митрофанова/, М., 1979.

14.  Стенли Л.Яки, Спаситель науки, М., 1992.

15.  Генри Моррис, Библейские основания современной науки, СПб, 1995.

16.  Философский энциклопедический словарь, М., 1989.

17.  Иером.Серафим Роуз, Православный взгляд на эволюцию, М., 1997.

18.  Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор, Биология, в 3х тт., М., 1993.

 

Теги:   Наука


18.03.2010 г.

Наверх
 

Комментарии  

 
#1 Высоцкий Александр Леонидович 06.02.2012 00:13
Последнее слово науки - это первое слово Библии---
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение