ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Общество >> Молодежный патриотизм в современной России

Молодежный патриотизм в современной России

Печать
Автор М.В. Гуреев, к. филос. н., доцент   
Авторское название: Актуальные проблемы молодежного патриотизма в Росиии

      Как неоднократно отмечалось многими исследователями советских и постсоветских лет, «содержание патриотизма зависит от кон­кретно-исторических условий жиз­ни общества, его классов, полити­ки господствующих групп, целей и задач, стоящих перед ними» [1]. Не стала исключением и та эпоха, в которую живём и мы с вами. Вдвойне актуальная тема для рассмотрения – молодёжный патриотизм, ибо ему, в силу неестественного «омоложения» населения в нашей стране, суждено сыграть ключевую роль в будущем России.

          Патриотизм – это, по определению, Любовь к Родине, а Любви нельзя научить. Можно лишь помочь людям раскрыть в себе этот безграничный и искренний потенциал Любви. Только на примитивно-бытовом, житейском уровне могут утверждать, что «можно и мартышку научить курить». Можно-то можно (в физическом, но не в моральном смысле!), только какой в этом будет прок и для кого? Этот навык для обозначенного животного будет совершенно противоестественным и излишним, и, кроме того, разрушительно-вредным. О пользе же от такого новшества для общества и говорить не приходится.

Картина современной российской художницы Татьяны Чувашевой Вот смерклось 
Татьяна Чувашева, "Вот смерклось... (М.Ю. Лермонтов "Бородино")", 2004-2005

      «Патриотические» действия многие годы и многими людьми выполнялись на чисто автоматическом, механическом уровне – в силу слепого копирования, подражания той моральной среде, в которой они жили, либо из страха быть не таким, как все, и попасть в опалу со стороны государства. Это – не патриотизм, а его жалкое и лицемерное подобие. Прошли те времена, когда был актуален «Моральный кодекс строителя коммунизма» (официально закрепленный на XXI съезде КПСС в 1961 году), теперь мы имеем дело с культурно-идеологическим плюрализмом в стране. Это и хорошо, и плохо. С одной стороны, у общества нет единого консолидирующего стержня на уровне моральной идеологии, что негативно отображается на развитии социально значимой культуры, с другой, – налицо, кто – патриот, а кто – продажный предательский подонок. Как правило, нет родительского давления над личностью, нет страха перед правящей партией, нет гнёта религии, и т.д. Более или менее многие социальные акторы выражают себя искренно. Единственная, продолжающая оставаться актуальной мотивация для вранья и лицемерия, – желание обогатиться. Ради этого – материального или символического – обогащения люди (или уместнее именовать их иначе?) изворачиваются, как только могут.

          Чем опасен механицизм в патриотических действиях? Добро является добром лишь в силу своей ОСОЗНАННОСТИ, ВЧУВСТВОВАННОСТИ. Добро не творится на «автопилоте» и не совершается из-под палки. Там, где есть страх и принуждение, там нет Любви к Родине. Нельзя заставить любить – можно лишь способствовать уважению, но далеко не под угрозами насилия. Любовь к Родине люди впитывают с молоком Матери, или даже раньше. Эта Любовь не берется откуда-то извне, не привносится в жизнь индивида никем и ничем, кроме него самого. Подобное порождает подобное, яблоко от яблоньки недалеко катится – КАК ПРАВИЛО, а исключения только подтверждают правила. Не может у свиньи родиться лис, а у попугая – Жар-Птица, – также и люди. У предателей не рождаются благородные дети; у хороших родителей так или иначе появится ребенок, заимствующий часть их позитивных навыков и их богатого жизненного опыта на генетическом уровне.

          В данном контексте интересен вопрос о специализации людей. «Все профессии важны, все профессии нужны», а является ли профессией – В ИСТИННОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА – к примеру, коммерция? О каком патриотизме может идти речь, если создаётся ощущение, что треть страны стала, грубо говоря, торгашами? Торговцы... род деятельности, который во все эпохи и во всех культурах без исключения ПРЕЗИРАЛСЯ. Коммерция, по определению, – это извлечение выгоды, прибыли в финансовом смысле, и не более того. Это – не профессия, не специальность и, уж тем более, не повод для гордыни. Это – банальное желание обогатиться в материальном плане за чужой счёт, узко понимаемый эгоизм. Торгаши порождают торгашей, а не патриотов. Это – аксиома, с которой будут спорить только сами торгаши (а таковые выявляют себя, свою мелочную натуру и в сфере образования, и в политике, и на лесозаготовках, и в медицине, и на стройках, и т.д.).

          С другой стороны, огромное значение имеет индивидуальное воспитание каждого индивида. Расхлябанные, разнузданные субъекты, воспитанные на таких фильмах и сериалах, как «Американский пирог» (США) или «Бригада» (Россия), пропитавшиеся насквозь их антиморальными идеями, НИКОГДА не будут патриотами.

          «Отказ от коммунистической парадигмы воспитания, где на первое место выдвигалось идейно-политическое направление, повлёк за собой игнорирование такой его составляющей, как патриотическое и гражданское воспитание. Замена в начале девяностых годов категории “воспитание” на “образование” привело к стыдливому замалчиванию почти на десятилетие таких общечеловеческих ценностей, как “Родина”, “Отечество” и др., как в практике, так и в теории педагогики» [2].

          Демократия может раскрывать не только положительный потенциал народа в лице его лучших представителей, но и скрытые ранее разрушительные тенденции представителей низовой культуры или даже антикультуры. Единственный справедливый режим правления – меритократия, то есть такое социально-политическое устройство, при котором власть концентрируется в руках наиболее достойных, заслуженных представителей общества, а не узурпируется тиранами, торгашами или лицемерными «коллективистами».

          Торгаш просто продаёт, а патриот – ПРОИЗВОДИТ. Пекарь дарит людям вкусный хлеб, поэт посвящает их в эстетику восприятия, философ знакомит с новыми концептуальными идеями, способствующими точности мышления… А что дает людям торгаш? НИ-ЧЕ-ГО. Только забирает: занимается жидовствующим ростовщичеством, спекуляциями или продажей контрафактной продукции. Патриот ЛЮБИТ Родину, а торгаш использует ее богатые ресурсы (не только природные, но и человеческие!) так же, как сутенер – «грязную девку», для удовлетворения своих примитивных потребностей. Необходимо дать изворотливым торгашам и их псевдомещанской идеологии достойный отпор!

          В последнее время становятся всё более модными адаптированные идеи древних восточных мудрецов о необходимости быть гибким, неломким, мудрым. Торгаши трактуют эти идеи, как умение прогибаться под ситуацию и начальство, под «сильных мира сего», хотя русский человек всегда был прямолинеен и честен перед собой и другими. Речь у мудрецов прошлого шла о мудрости, а не об узколобой хитрости.

          Наша задача – отделить зёрна от плевел. Зёрна взрастить, шелуху – выкинуть. Те, кто постоянно ноет о том, что «за бугром»-де лучше и сытнее, пусть, не раздумывая, катится туда! Самый опасный враг – враг внутренний. Ждать от таких персонажей «исправления», того, что они возлюбят эту страну, – то же самое, что ждать от персикового дерева огурцов. Человеческая природа, или сущность, – это определенная совокупность динамичных и константных характеристик. Есть такие принципиальные константы, которые не изменятся за всю жизнь. Талантливые педагоги могут помочь раскрыться, но переделать кого-то – это не в их компетенции, и даже не в компетенции Бога.

          Что тому причина? СВОБОДНАЯ ВОЛЯ каждого человека. Есть такие вещи, которые эмпирически недоказуемы. Например, то, что «дети сами выбирают себе родителей», учение о реинкарнациях, и т.д. Мы видим или чувствуем в каких-то отдельных проявлениях своего бытия отголоски этих прошлых жизней, но измерить и обосновать их, к примеру, математически невозможно. Легендарный Павлик Морозов, действительно, САМ выбрал себе отца, потому что именно с помощью последнего он смог реализовать свою негативную волю. Патриотизм – это не только Любовь к Матери, к Отчизне, но и к Патеру, то есть к Отцу. Семья – ячейка, первокирпичик общества. Без этих первокирпичиков, без крепкого фундамента всё остальное автоматически теряет свои значение и смысл. Может ли быть патриотом, то есть человеком, любящим свою страну, тот, кто не любит своего отца? Патриотизм НИКОГДА не бывает слепым, о чем была речь выше. Адольф Гитлер поднял и вооружил нацистской идеологией сотни и тысячи жителей Германии (и не только), но кто назовет их истинными патриотами? Правомернее говорить именно о скопище оболваненных, ослепленных глупцов, овец, признавших в садисте с психическими отклонениями «пастыря», а также о людях, запуганных созданным первыми режимом.

          Разбирая проблему современных молодёжных национализма и нацизма в России, которые хитро переплетены в своем развитии и с темой патриотизма, следует отметить следующие факты. Действительно, тесные межкультурные контакты могут способствовать не только лучшему взаимопониманию различных народов, этносов и наций, идейному обогащению взаимодействующих сторон, но и размыванию национального колорита, архетипического ядра той или иной культуры.

          Многообразие мировых культур начинает вытесняться культурой общемировой, интернациональной, представляющей собой своеобразный винегрет, части которого далеко не всегда успешно сообразуются друг с другом в содержательно-смысловом плане. Кому-то такое «блюдо», несомненно, может показаться по вкусу, но пригодно ли оно для каждодневного употребления целой страной? Вполне естественно, что такая тенденция влечет за собой и социальные движения за «очищение» какой-либо национальной культуры от «примесей», на почве чего и вырастают современные националистические и псевдонационалистические партии. Однако, они, в свою очередь, зачастую сами представляют собой уродливые напластования одних символических структур на другие, причем нередко их среднестатистические представители сами не осознают предыстории формирования своих импульсов.

          Например, что такое нацизм в не так давно минувшем ХХ веке? Это – извращенная смесь свастики (переработанной буддийской символики, имеющей аналоги и в славянской мифологии, – символ «солнцеворота»), неадекватных интерпретаций идей Ф. Ницше о «сверхчеловеке», «сверхлюдях», а также лженаучного учения Жозефа Артюра де Гобино об «изначальном» превосходстве одних рас над другими. В современном же национализме, если брать, например, российские реалии, ко всему вышеуказанному добавились еще и такие элементы, как затирание важной исторической памяти о кровопролитной войне с приверженцами А. Гитлера в середине ХХ века, игнорирование явно враждебной и агрессивной, имеющей целью уничтожение всех славянских народов, политики, использование таких иноязычных слов и словосочетаний, явно не имеющих ничего общего с нашими исконными славянскими корнями, как «skinhead», включение элементов ЛЮБОЙ агрессии (спортивной – футбольные и другие фанаты; социально ориентированной – ненависть к более богатым слоям населения; культурной – непонимание и нежелание понять тех, кто более культурно развит и усовершенствован), не имеющей других направлений своей реализации [3].

          Весьма интересно в этой связи посмотреть в прошлое нашей многонациональной страны. Вот как, например, описывает национальную ситуацию в Великой Руси (и ее окрестностях) второй половины XI века историк Валентин Дмитриевич Иванов в своем романе-хронике:

          «Русский корень не боялся прививок, русский не чуждался иноплеменных. Стоял крепко на двух опорах, будто бы чуждых: на силе и на вольности. Никому не завидовал, ибо не сознавал себя обиженным, принужденным, несчастным – и не был таким. В Тмуторокани отличали своих от чужих не по говору, не по облику, не по вере, но тем, что ты для Тмуторокани? Друг или недруг? И русский обычай распространялся легко: добровольно, как образец» [4].

          Получается, что сильный народ от инонациональных «прививок» становится только сильнее, слабый – слабее или даже гибнет. Главное – не то, кто вливается на славянскую территорию, а то – с какими чувствами и мыслями. Православный лучше поймет православного, бандит – бандита. Сейчас же мы видим ситуацию, сходную по некоторым параметрам с США: мигранты приезжают группами (или даже кланами) и – не стоит этого отрицать – могут весьма неуважительно относиться к национальным святыням России. Разумные люди могут сходиться с себе подобными и далеко за пределами своей национальной общины, родниться, брататься, способствовать процветанию страны. Неразумные – занимаются деструктивной деятельностью и на национальной, и на коммерческой почве.

          Трудно не согласиться с тем, что «деидеологизация страны поставила перед образованием новые проблемы: отсутствие патриотических чувств (особенно у подрастающих поколений), незнание своих корней, своей культуры, неспособность понять и принять своеобразие иных культур. Маргинал – человек, находящийся вне всякой культуры, – становится типологическим представителем нашего общества. Поэтому сегодня всё более актуальным становится тезис о возрождении духовности, воспитании гражданственности и патриотизма, который тесно связывается с формированием национальных (патриотических) и интернациональных (общечеловеческих) чувств, необходимых для возвышения к ценностям человеческой Культуры» [5].

          Однако, всё вышеперечисленное – проект, благородная задумка, но не конкретный план реализации выхода из отечественного культурно-идеологического кризиса. До такого патриотизма большинству наших людей нужно ещё расти и расти, и данный процесс может затянуться на неопределённо долгое время. Уместен ли русский космополитизм в условиях нынешнего пограничного состояния, нахождения на грани жизни и смерти отечественных культуры и цивилизации? Имеет ли моральное право российский политик, осуществляющий постоянные огромные финансовые вливания (десятки миллиардов рублей) на поддержку сопредельных государств и игнорирующий в то же самое время бедность и нищету большинства российских граждан, рассчитывать на авторитет в глазах своего народа? Невозможно полноценно любить дальних, не научившись любить ближних. Это – аксиома.

          К тому же, если уж говорить об уважении к ценностям и смыслам иных культур, то почему бы не затронуть одновременно и вопрос об уважительном отношении со стороны представителей других культур к нашим исконным ценностям и смыслам? Сейчас модно во всём находить «козлов отпущения», таковых нашли и во внутренней политике, ругая – на чём свет стоит – молодых российских националистов. Однако, бывает ли дым без огня и насколько меньше национализма (или даже НАЦИЗМА) в других странах и в действиях тех, кто приезжает сюда на ПМЖ из других стран?! Сила действия равна силе противодействия – это бесспорный факт и для физической, и для социальной реальности. Разумеется, что данные рассуждения нисколько не оправдывают тех, кто, прикрываясь национал-патриотической идеологией, становится злостными уголовниками-рецидивистами и аморальными субъектами. Хочется сделать акцент на ядре проблемы, а не на её неверных формальных интерпретациях, которые были и будут, по всей видимости, всегда.

          С другой стороны, весьма настораживала все последние годы ситуация с оттоком наших граждан в другие страны. Россия сейчас переживает далеко не лучшие времена, но это    не повод отказываться от Своей страны и «сваливать за кордон». Трудности были всегда, есть и будут. Иначе и быть не может: всё познаётся в сравнении, в том числе и Счастье. Например, мужчина, которому долгое время «не везло» в  личной  жизни, всё-таки находит Свою Вторую Половинку, если не отступается от своей сокровенной цели. То же самое и со всей страной. Не отчаивайтесь, славяне, мои братья и сёстры! За плечами наших предков многие трудные кровопролитные войны – негоже и нам ударить в грязь лицом перед ними! Сейчас, в XXI веке, когда территориально поделён уже весь мир, когда оружие массового поражения способно уничтожить всю планету, идёт, главным образом, духовно-идеологическая война. Теперь воюют не только автоматами и гранатами. В данный момент происходит война за сознание человечества. У наших врагов теперь принято брать славян изнутри, отравляя их душу: так для них безопасней. Отток интеллигенции за границу из-за нищенской зарплаты здесь, «липовые» прозападные и американские интеллектуально-общественные фонды, ворующие наши идеи под ширмой благотворительности, многочисленные бесчеловечные зомбирующие секты, – это далеко не полный перечень того, с чем приходится бороться современному российскому патриоту нынче.

          Создание полноценного менталитета во всех высокоразвитых культурах подразумевало использование моральных или нравственных кодексов. Моральный кодекс гражданина России, который необходимо чётко обозначить и обнародовать, – это моральный кодекс патриота. Я решил сформулировать моральные заповеди, которые приведут нас к победе. Их, как и основных заповедей Христа, тоже десять. Смысл их не нов, возможна лишь несколько иная их формулировка по сравнению с классической. Самое же главное в том, что их надо не только постоянно произносить, но и обязательно практиковать. Вот как они звучат:

1)      На что себя настроишь, то и получишь. (Если постоянно ныть: Россия в кризисе, она никогда не поднимется; то так и произойдёт. Если же поднимать дух патриотизма в стране, то поднимется и сама страна).

2)     Одно маленькое дело лучше тысячи пустых слов. (Потому народ и перестал верить современным политикам, что они ограничиваются лишь красивыми лозунгами).

3)      Ничто не даётся сразу. Короткий путь – далеко не всегда самый верный. (Может быть, некоторые бандиты и начинают свой путь самоутверждения богато и красочно, но большинство их заканчивает его либо с пулей в виске, либо на нарах. Нет ума – учись,  нет денег – работай, и никуда от этого не денешься, если хочешь жить долго и плодотворно).

4)      Не только молись, но и трудись. Не надейся, а бейся! (Как говорится, «на Бога надейся, а сам не плошай». Что толку надеяться на перемены к лучшему, если ты ради них палец о палец не ударил?!?).

5)      Даже самая длинная дорога начинается с первого шага. (Что бы ты ни задумал, всегда надо делать решительный первый шаг. Второй шаг и последующие будут уже легче).

6)      Никогда не забывай о своём достоинстве. (Россияне ничем не хуже остальных граждан мира, а по многим показателям даже намного лучше. Мы – самые красивые и самые умные на свете, мы – самые мужественные и великодушные. Мы богаче других по своим природным ресурсам. Нам лишь надо с уважением относиться к себе, не транжирить своё богатство зря. Это у нас должны просить милостыню, а не наоборот. Не бери в долг – будь полноценным хозяином своей судьбы).

7)      Делай всё по справедливости: добро за добро и зло за зло. Если враг говорит: «На войне все средства хороши», если он без стыда попирает ногами наши святыни, то и мы должны отвечать ему тем же. Сострадай лишь тем, кто сострадает тебе.

8)      В Дружбе и Любви иди до конца. (Как бы ни было тяжело, никогда не предавай друзей, никогда не оставляй любимых.

                   Если любить, так до смерти;

                   Если драться, то в кровь –

                   Вы уж мне в этом поверьте:

                   Бью я в глаз, а не в бровь!).

9)      Широка Россия, а отступать некуда. (Уступишь сегодня метр – завтра у тебя «оттяпают» километр. Поражение лепится к поражению, победа – к победе. Живи так, как будто сегодня последний твой бой. Не надейся на реванш, выкладывайся полностью, не жалея сил: второй жизни не будет).

10)  Мы непобедимы, пока мы едины! Вместе мы – сила, порознь – слабость [6].

         Да, и не забывайте, что героями-патриотами не рождаются, а становятся. Герои – это те, кто не закрывает глаза на облёванную действительность, не удаляется от мира, а пытается решать проблемы общества, в котором живёт. «Шаг за шагом, босиком по воде…» (К.Кинчев).             

          Я неоднократно поднимал тему патриотизма в своих публикациях («10 заповедей патриота», «Как сформировать новый молодежный стиль жизни, выражающий ценности свободы, справедливости и патриотизма?», «Основные угрозы и опасности для культуры в XXI веке» и т.д.). Один из выводов, которые можно сформулировать по итогам моих аналитических письменных работ, заключается в том, что проблема патриотизма в России целиком и полностью заключается в ментальных особенностях людей. Одна из проблем заключается в том, русские люди не привыкли себя любить и часто расплёскивают себя, свою энергию по всему остальному миру, что представители других наций далеко не всегда ценят. Космополитизм, о котором писали еще поэт-классик А.С. Пушкин и многие русские философы XIX – начала ХХ вв., не всегда приемлем в контексте международных отношений нашей страны.

          Как заметил один глубокомыслящий человек, «русский человек никогда не боялся умирать, теперь надо научиться не бояться ЖИТЬ». Это, действительно, так. Нельзя однозначно определить, кто бóльший герой: тот, кто сгорел в геройском подвиге в одночасье, или тот, кто продолжает кропотливо трудиться на благо Родины каждый день. Очевидно, стране нужны люди и с тем, и с другим типом решительности и самоотверженности.

          Другой, не менее важной проблемой является то, что в последние десятилетия были настолько расшатаны фундаментализм и консерватизм отечественного мышления, что привели не только к положительным результатам, отображающим отказ от грубой необработанной «топорности» и излишней закостенелости менталитета, но и к формированию тотального отказа от нацеленности на долгосрочные стратегии развития страны. Когда большинство людей под гнётом псевдозападной и псевдоамериканской идеологии, заполонившей кино- и телеэкраны, перестаёт быть настроенным на Жизнь (именно с большой буквы!) в России, а, вместо этого, намерено просто «нахапать денег», «урвать кусок» и «свалить за кордон», то это на корню понижает шансы на выход нашей страны из кризиса. Для того, чтобы воплотить благородную идею в жизнь, в нее надо ВЕРИТЬ, а эта вера очень часто отсутствует в контексте деятельности различных молодежных организаций, финансируемых Кремлём (или объединениями, пытающимися выступать от его имени), и, вполне возможно, просто «отмывающих деньги» на ажиотаже вокруг патриотической идеологии (или вернее – болтологии).

          Как отмечает в своём аналитическом исследовании российских молодёжных организаций Т. Становая, «2005 год стал рекордным по появлению в России молодежных организаций. Молодёжь привлекают и правые, и левые, и Кремль, и “Единая Россия”. Конкуренция на рынке молодежных организаций резко ужесточилась. Всё это является следствием “цветных революций” в Грузии и Украине, где именно молодёжь стала “ударной силой” улиц. В то же время молодёжь продолжает оставаться по большей степени аполитичной, что влечёт за собой проблемы её мобилизации. В целом для анализа существующих сегодня в России молодёжных организаций можно использовать специальную систему координат, где учитываются два фактора: отношение к власти и политическая “окраска”. Всего получается четыре вида молодёжных организаций: работающие в интересах власти, среди которых, условно говоря, консервативные движения – “Молодая гвардия”, “Наши”, “Россия молодая”; работающие в интересах власти “патриоты”, чья идеология национал-патриотическая или левая. Вторая категория – оппозиционные молодежные организации – левые (СКМ, АКМ) и правые “Оборона”, “Да!” и множество других. Особняком здесь стоят организации, которые создаются как бизнес-проекты (“Пора”, московское отделение “Идущих без Путина”, “Мы”)» [7].

          Как видно, молодёжных организаций «патриотического» толка в современной России, по сравнению с формировавшим единообразность мышления и поведения Советским Союзом, достаточно много. Молодым людям не обязательно, как раньше, придерживаться только социалистических-коммунистических взглядов – кажется, есть из чего выбрать в идеологическом плане и в чём себя реализовать, но так ли это? Если ни одна из «патриотических» политических или околополитических организаций не подтвердила даже с течением 5 лет – а это достаточно большой срок для утверждения своего авторитета! – свою порядочность и эффективность, то выбор неофита так или иначе скатывается к индивидуализму и защите интересов ограниченной группы по-настоящему близких людей.

          Плакатными лозунгами уже никого не удивишь, но часть людей всё же идёт в упомянутые организации, прельщаясь «халявной» футболочкой, бесплатным проездом в Москву на очередную околополитическую тусовку и т.д. Спонсоры таковых мероприятий, обильно отмывающие на этом своевременно выкраденные бюджетные средства, проституируют своей властью, постоянно меняющиеся неофиты – своей свободой политического самовыражения. Все, казалось бы, довольны, но… если применить довольно старое сравнение развития страны с движущимся локомотивом, то выясняется, что состав давно стоит на месте без топлива и рельсы заржавели. Меняются только нарисованные на картоне декорации за окнами – как в старых фильмах, когда ещё не было компьютерной графики. Я видел всё это в качестве независимого приглашённого эксперта изнутри и могу с полной на то уверенностью говорить, что намного больше настоящих патриотов участвует в секциях постижения боевых искусств (самые характерные примеры – русский рукопашный бой и японское полноконтактное каратэ), скромно совершенствуется, делая тем самым мир лучше хотя бы на одного человека в своём лице, а не размахивает попсовыми плакатами на площадях (причём не по делу, ибо ни разу не видел, чтобы поднимались, например, серьёзные вопросы финансирования бюджетных работников или пенсионеров).

          При этом следует подчеркнуть, что нами были перечислены лишь наиболее легитимные из существующих (или уже отмерших на момент написания этой работы) молодёжных организаций, верхушка айсберга, под которой скрывается огромный маргинальный резерв, время от времени заявляющий о себе на улицах и в СМИ хамством и хулиганскими выходками представителей НБП или других «структур». Слово «структура» не случайно взято в кавычки, ибо в голове почти у каждого из этих людей царит хаос.

          Томас Гоббс писал о том, что «человек человеку волк» – то же самое можно сказать о соотношении различных молодёжных организаций. Что характерно, заявленные названия зачастую дополняются на практике полнейшей антитезой: антифашизм, к примеру, способен перевоплощаться в самый настоящий фашизм, в антигуманность и псевдоэлитизм. Молодым людям часто невдомёк, что партийная принадлежность или полная аполитичность не столь важны, сколь важны целостность и эффективность развития страны. Межкультурные контакты, например, с людьми из Германии показывают, что там люди давно уже не заботятся о том, какая партия, что называется, «у руля». Все партии обязаны заботиться об интересах всех порядочных граждан без исключения. Здоровый гражданский патриотизм не зацикливается на узких рамках партийности, национальности или конфессиональной принадлежности.

          При этом вполне логично, что «гражданская позиция не противоречит гуманистическим устремлениям личности, а непосредственно с ними связана, так как основана на общечеловеческих ценностях: нельзя уважать и чтить только свою страну и свой народ, “уничтожая” другой. Поэтому формирование гражданской позиции – это, прежде всего, формирование гуманистической позиции, основанной на самоценности человека. Трудно любить и уважать просто “страну”, можно любить и уважать конкретных людей, а через них – свой народ и страну» [8]. Без позитивного личного примера старшего поколения младшие поколения вряд ли будут достойными преемниками в поднимании могущества и авторитета страны.

          Что интересно, представители студенческой среды тоже весьма активно могут обсуждать анализируемые нами проблемы патриотизма. Далеко не все безучастны и аморфны, о чём свидетельствуют некоторые курсовые и выпускные квалификационные работы (хотя, к сожалению, часть из них по сути своей является всего лишь плагиатом). Как пишет один из таких неравнодушных молодых людей, «патриотизм у современной молодёжи переживает не самые лёгкие времена. Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации, что закреплено государственной программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”. Перечисленные проблемы могут и должны решаться не завтра и не в следующем году, а прямо сейчас. Россия должна либо духовно возродиться, либо исчезнуть. Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении» [9].

          Как справедливо отмечает С.Ю. Иванова, «в переломные эпохи, когда идет смена ценностных ориентиров, меняются социальное положение и интересы всех слоёв и групп, патриотизм становится тем стержнем, вокруг которого группируются здоровые силы общества. Именно он придаёт смысл жизни и деятельности людей, помогает им объединяться» [10]. Вполне естественно функцию развития патриотизма в стране реализуют ВУЗы – храмы науки, без существования и развития которых утверждение Истины и Справедливости в этом мире невозможно. Получается, что, несмотря на весь лишний пафос и большое количество проблем, социальный кризис в России – это всего лишь очередная проверка на прочность, шанс в очередной раз отделить зёрна от плевел.

          Эта «проверка» весьма сурова, и только настоящие патриоты, стремящиеся к истине и справедливости, закончив аспирантуру, посвящают себя научно-педагогической работе [11]. Действия же много обещающих, но мало делающих для развития науки и образования представителей правительства апатриотичны. Субъекту, который год подряд занимающему должность министра образования в нашей стране, давно пора в отставку, и среди десятков и сотен людей, с которыми я общаюсь, нет НИ ОДНОГО, кто бы встал на его сторону. Сейчас непросто выжить, даже работая в своём родном университете на 1,5 ставки и параллельно подрабатывая в других учебных заведениях. Цивилизация, в процессе развития которой перестаёт цениться интеллектуальный труд и грузчик начинает получать финансовых средств за свою работу больше, чем учёный, сама себя обрекает и на дальнейшую дегенерацию. Современный педагог, живущий ЧЕСТНЫМ трудом, всё время находится в состоянии, близком к пограничному. Если проводить исторические аналогии, то мы живём и развиваемся подобно средневековым японским самураям, перешагнувшим мост жизни и смерти.

          «XXI век – век информации», – с этим уже никак не поспоришь, а посему основной упор на развитие патриотически-ориентированного российского молодёжного менталитета следует делать через средства массовой  информации. Что нам и нашим собратьям должны вещать с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов, из радиоэфира и других источников СМИ? Не только то, что мы живём в трудное, кризисное время. Главное – не просто раскрыть сущность проблемы (что, вообще, редко делается для рядовых граждан, которым, наоборот, пытаются ещё больше «запудрить мозги»), но и показать возможные пути решения этой проблемы, учитывающие реальные пространственные, временные и человеческие ограничения. Каждый молодой россиянин должен поверить в то, что он – реальный субъект действия, в некотором роде даже Творец Истории, от которого напрямую зависит будущее его и его страны, а не марионетка в руках государственного или нелегального бандитского аппарата. Таким образом, пропаганда, агитация – это раз.

          Безусловно, свою лепту в формирование нового патриотически-ориентированного молодёжного стиля жизни в России должны внести педагоги, учителя, тренеры спортивных секций, руководители кружков по интересам. Никогда не снималась и не снимается ответственность за решение этой задачи с родителей – непосредственных инициаторов появления этой самой российской молодёжи на белый свет. Личный пример наставников, в том числе родителей, – это два.

          Третий аспект – необходимо организовывать политические заседания, дебаты, обсуждения законопроектов среди молодёжи. И не надо улыбаться: наша молодёжь (в лице её наиболее неравнодушных представителей), в силу того, что власть предержащие субъекты в постсоветские годы её просто «кинули», политизирована  до  предела, как  ни  в  одной  другой  развитой  стране, где порядок и соблюдение закона всеми давно уже стали нормой. Потребность в подобных мероприятиях уже давно актуализирована и частично реализуется. Если мы сами не сделаем свою страну лучше, за нас этого никто не сделает. В Советском Союзе Человека как такового учили думать весьма специфическими способами: власти нужен был послушный «винтик». Сейчас же нужно не просто думать, а соображать, и притом довольно быстро, чтобы тебя не «кинули» те, не обманули эти… Возможно, следует возродить некоторое подобие древнего новгородского веча – это будет только на пользу: когда точно знаешь, кто, о чём и как думает – с людьми намного легче работать (как в педагогическом, так и в любом другом организаторском плане), чем с абстрактной безликой  массой. Таким образом, с молодёжью нужно заниматься постоянно, организованно и целенаправленно.

          В-четвёртых, необходимо всерьёз взяться за «нашу» рекламу. Что касается Великого Новгорода, в котором я живу 27 лет с самого своего рождения, то могу с полным на то правом сказать: реклама общественно полезных мероприятий у нас поставлена отвратительно. Всё диктует шоу-бизнес: о том, что приезжает «глюкоза», «мимоза» и тому подобные персонажи узнаёшь за битый месяц; а о реальных мероприятиях, сплачивающих дух нации, как то спортивных состязаниях, выступлениях культурной элиты и т.п. узнаёшь (если вообще узнаёшь) буквально в последний день. Кто-то скажет: да молодёжи это не нужно, ей более интересно смотреть, как нечто размалёванное кривляется на сцене, чем развиваться самим. Правильно, потому и неинтересно, что поколение наших отцов, в своё время, не привило нашей молодёжи достойный вкус и радость работы над собой. Ценность труда ещё более-менее актуальна для моих ровесников, но далеко не для всех, а что касается лиц, едва достигших 17-18 лет, то об элементарном трудолюбии и говорить не приходится.

          Пора научить нашу молодёжь гордиться за свою страну, ценить себя и свой труд, не отдавать его за копейки отожравшимся «левым» (в смысле – чужим) дядям. Гордиться – не в смысле бахвалиться, а в смысле – уважать свои достижения и заставить их уважать других. Россияне никогда не были слабаками – они просто не всегда умели ценить себя по достоинству. Мы постоянно самих себя унижаем, скорее всего, в силу христианской привычки самоистязания, чем и пользуются иностранные проходимцы. Мы – не бедные и не несчастные, мы – свободный народ свободной страны. Всё, что нам нужно сейчас, – это научиться работать не только своими трудолюбивыми руками, но и своим мозгом. Именно человеческим мозгом, а не куриными мозгами! Надо научиться ставить себя на порядок выше всех, кто покушается на нашу независимость. Необходимо быть умнее, следует сформировать у молодёжи культуру мышления, культуру общения, культуру достойно побеждать, невзирая ни на какие трудности.

          Хорошим примером патриотизма могут послужить японские самураи, воспитывавшие своих детей с младых ногтей как настоящих мужчин, не боящихся никого и ничего (ни жары, ни холода, ни морального давления и т.д.), готовых в любую минуту отдать свою жизнь за Свою Родину. Да и мало ли примеров истинного, а не рекламного патриотизма в нашей отечественной истории; главное – воскресить их из незаслуженного забвения. В СМИ постоянно должны присутствовать ссылки на реальные исторические примеры – чтобы молодёжь знала, что эти данные берутся из реальной практики, а не с потолка, что они являются объективной данностью, а не данью субъективному идеализму. Такие специалисты в области гуманитарных знаний, как историки, должны не просто излагать молодёжи факты прошлого, но и проецировать их значение на настоящее и будущее. Каждый авторитет должен быть подтверждён на деле, а не только на словах. Молодёжь должна ориентироваться на следующую формулу: доверяй только тем, кто подтверждает свои слова своими же делами, – причём не только по праздникам ради парадного антуража, но и в серые тягостные будни.

          «Быть россиянином – престижно», – а кто с этим спорит? Те, кто – предатели, трусы и слабаки. Как можно верить горстке продажных эгоистов, когда у нашей страны такой огромный культурный и материальный потенциал? Для того, чтобы бороться с сознательно формируемыми предательскими стереотипами, нужно сознательно, целенаправленно формировать и поддерживать у российской молодёжи идеалы патриотизма, российской гражданственности и ответственности перед своим обществом. Решение любой подобной задачи в современном мире подразумевает наличие соответствующих технологий, которые необходимо задействовать.

          По существу, ценности свободы, справедливости и патриотизма далеко не новы и, как известно всем образованным людям, прошли достойную проверку временем. Вопрос в другом: как эти ценности донести и не расплескать попусту до нашей молодёжи? Само собой, каждая эпоха диктует свои условия игры. Что мы видим сейчас? Множество соблазнов, среди которых очень мало действительно чего-то позитивного, окружает подрастающее поколение, зовёт с недобросовестных ярких рекламных вывесок и устами таких же недобросовестных сверстников, погрязших в гуще полуподпольной ночной «жизни».

          Что такое «свобода» для современного подростка? Это – табак, алкоголь, наркотики, выражающие мнимую независимость от своих родителей и от общества в целом. Это – неформальные «тусовки», опрокидывающие классические идеалы гуманизма и ответственности за свои поступки. Это – групповые разбой и разврат на тёмных улицах, которые могут привести подростка (но, к счастью, не всегда приводит) к «быстрым деньгам». Все эти лживые установки впоследствии оборачиваются не свободой, а, наоборот, глубочайшим рабством – как физическим, так и психическим. Наевшись досыта этими издержками современной цивилизации, далеко не каждый без посторонней помощи сможет выбраться из этой выгребной ямы.

          Как сформировать новый патриотически-ориентированный молодёжный стиль жизни? Безусловно, без опоры на уже устоявшиеся и оправдавшие себя ценности это невозможно. Нужны не новые ценности – нужна их новая, адекватная настоящему времени, интерпретация. Да, молодёжи нужно отдыхать, развлекаться. Однако, досуг должен быть построен таким образом, чтобы наутро не трещала голова от перепития и не приходилось судорожно вспоминать, чьи телефоны появились в записной книжке. Личностные взаимоотношения между молодыми людьми зачастую зарождаются на идиотских дискотеках в силу того, что городская администрация коммерчески не заинтересована в создании нормальных молодёжных клубов для знакомств.

          Немаловажен и такой элемент в отношениях молодёжи и людей более старшего поколения, как язык, на котором общаются те и другие. Многим преподавателям стоило бы основательно изучить молодёжный сленг, чтобы не возникало недопонимания (которое в ряде случаев может быть ещё хуже, чем непонимание вообще). Задача не в том, чтобы приспособиться к прихотям современных подростков, а в том, чтобы реально состыковать строгий академический язык, перегруженный научными терминами и оборотами, и жизненный разговорный стиль, требующий более адекватного выражения.

          У каждой уважающей себя страны есть герб, флаг и гимн. Так почему же мы так редко видим эти атрибуты нашей государственности? Почему бы ни начинать рабочее утро, как в добрые (в этом плане) советские времена, с гордо звучащего по телевизору и по радио гимна? Почему бы ни развесить бело-сине-красные флаги в каждом учебном кабинете и на каждом учебном заведении? Если, в первую очередь, мы сами себя не будем уважать – нас никто не будет уважать!

          Кто разрешил показ (причём неоднократный) по центральному телевидению сериала «Бригада», открыто пропагандирующего паразитарный бандитский образ жизни? Кто выпустил на киноэкраны страны «Бумера», содержащего аналогичную суть? Кто теперь будет отвечать за тот бардак и разлад в душах подрастающего или уже подросшего поколения, которые были произведены этими «шедеврами»? Молодёжь ведь всё воспринимает напрямую, и насилие в том числе, о чём свидетельствуют уголовные хроники, события, подхлёстнутые со стороны плодящего иллюзии кино. Нужно развивать практическую, прикладную этику не только в университетах, где обучаются уже почти полностью сформированные личности, моральный уклад которых трудно перестроить, но начиная с детского сада. Опять же, личный пример педагога, слова, подтверждённые делом, – иначе ничего не выйдет. Причём не просто пример, но именно незаметное, ненасильственное подталкивание молодёжи к собственной инициативе на данном пути. Лучше один раз сделать самому, чем сто раз увидеть со стороны других.

          Далеко не обязательно быть семи пядей во лбу, чтобы осознать, что «в историческом плане патриотизм является источником духовных и нравственных сил и здоровья общества, его жизнестойкости и силы, которая особенно мощно и неудержимо проявляется на переломных этапах развития, во время больших, исторически значимых событий, в годы трудных испытаний. Патриотизм зарождается и формируется как чувство, связанное с миросозерцанием родного края, ближнего окружения в раннем детском возрасте. В более зрелые годы это чувство социализируется, возвышается и всё более осознаётся, особенно в процессе осуществления конкретных видов общественно-полезной деятельности» [12]. Гуманитарное знание – это знание о Человеке и направленное на Человека, на конкретную Личность, а посему никакие абстрактные разглагольствования никогда не помогали и не помогут.

          Нужна цензура, но не в форме палки над головой, как то было в СССР, а в качестве внутреннего мерила, проверяющегося в твоей собственной жизни. Комитет культуры, Управление по молодёжной политике должны контролировать все досуговые мероприятия для молодёжи. Избираться в эти органы должны самые достойные люди, ибо работа с людьми – это работа с самым важным ресурсом на сегодня. Человекообразных существ вокруг много, Людей как таковых попросту не хватает.

          Для того, чтобы говорить о молодёжном патриотизме, мы должны обращаться и к примерам патриотической (или выдаваемой за таковую) деятельности старшего поколения. В новостном блоке на сайте партии «Единая Россия» от 2 марта 2009 года мы узнаём, что «в Саратовском региональном отделении Партии “Единая Россия” состоялось очередное заседание политического клуба регионального отделения партии “Единая Россия” на тему: “Нужен ли современной России патриотизм?”» [13]. Является ли такая постановка вопроса корректной? Если кто-то сомневается в необходимости для страны патриотизма, то тем самым он сомневается в необходимости своей жизни на этой земле. Логически получается одно из двух: а) либо люди, ставящие вопрос таким образом, являются склонными к суициду, не способными к выживанию и развитию; б) либо они попросту не намерены жить здесь и сейчас; возможно, их прельстили другие «пенаты»… Настораживает и то, что Россия в заголовке указана по непонятным для нас причинам с маленькой буквы. Такие погрешности редакторам официального сайта с многотысячной посещаемостью непростительны. Или это не случайность? Вопрос остаётся открытым… Я – не сторонник и не оппозиционер упомянутой политической партии, но такие очевидные ляпы считаю обязательными для рассмотрения.

          В чём выражается Справедливость? Наиболее популярная трактовка такова: плати добром за добро и злом за зло. Каждому должно адекватно воздаваться по делам его – не больше и не меньше. Никакие «блат», лизоблюдство и мздоимство не должны допускаться ни в одну сферу жизни общества. То, сколь позорны эти пороки, должно постоянно высмеиваться и осуждаться в СМИ и со стороны педагогов, которые сами не запятнали этим свою честь.

          Если PR (Public Relation)-технологии нагло и беззастенчиво используются недобросовестными политиками для своих узкоэгоистичных корыстных интересов, то почему бы ни использовать эти же самые технологии для благих целей – для формирования нового патриотически-ориентированного молодёжного стиля жизни?

          Россиянин – это свободный человек свободной страны. В чём это выражается? В «свободе от» и «свободе для». Главный учитель для каждого молодого человека – это его собственная жизнь, его живой опыт. Контроль извне рано или поздно ослабевает. Контроль внутри, самоконтроль, должен быть всегда, если, разумеется, человек хочет выжить и достойно победить в этой безумной современной гонке. Помогите подрастающему поколению понять это, и дальше она пойдёт своим ходом, а не за ручку, как калека. Свобода от тирании должна сочетаться со свободой для совершенствования Своей Родины. Раб не может быть патриотом, свободный же человек необходимо должен любить не только свою личную свободу, но и Родину, которая эту свободу предоставляет.

          В чём же, исходя из этого, смысл справедливости? В том, что гражданин своей страны заботится о Своей Родине для того, чтобы Она заботилась о нём. Добро за добро, – всё должно окупаться. Забота о Своей Родине в настоящий момент предполагает и наведение порядка в высших эшелонах власти, прогнивших и коррумпированных. Родина – это не только государственный аппарат, который, как и всякий другой аппарат, может давать сбои, но это ещё и всё то, что мы сами создаём каждый божий день. Если опустить руки, они отвалятся от безделья; если не развивать своё мышление, оно атрофируется. Всё вышеизложенное каждый наставник, ответственный за своих подопечных, должен повторять на словах, объяснять и воплощать в жизнь на глазах у молодёжи каждый день.

          «Если долго мучиться, что-нибудь получится», – это относится и к  формированию стиля жизни. На протяжении уже доброго десятка лет бюрократы вдалбливают нам в головы, что мы катимся вниз и выхода практически нет. Многие уже свыклись с этим и прожигают свою жизнь, так сказать, напоследок. Однако, у каждой монеты есть две стороны – если, наоборот, поднимать дух нации с малых лет, то и результаты будут соответствующими. На что мы настроим нашу молодёжь, то и получим. Внушение и самовнушение в данном случае играют колоссальную роль, несмотря на громадные материальные неудобства.

          «В здоровом теле здоровый дух». В свою очередь, и здоровый дух определяет разумное, целенаправленное использование тела. Сейчас много работы для тренеров физкультурных секций, но ещё больше работы для людей, занимающихся развитием гуманитарного знания в России. Поистине титанический труд необходим для того, чтобы вычистить «авгиевы конюшни», в которые превратился российский менталитет. Плохие дороги – это не нечто данное, а нечто заданное: заданное духом, находящимся в хаосе. Только диалектический подход, учитывающий особенности развития и духа, и материи, поможет при формировании нового патриотически-ориентированного стиля жизни [14].

          Если японскую молодёжь, начиная со средних веков, воспитывали так, чтобы у каждого из молодых людей была твёрдая уверенность: «Я – лучший в Японии!», то почему бы и нам не последовать этой традиции? Согласитесь, гордо звучит: «Я – лучший в России!». Очень приятно, когда каждый сызмальства занимается своим делом, и занимается им не для галочки в журнале руководителя, а с полной самоотдачей, никогда не забывая о качестве проделанной работы. Только при развитии полноценного гражданского самосознания российская молодёжь сможет стать достойным хозяином Великой Страны.

          Следует особо подчеркнуть, что «патриотизм и гражданственность – понятия соподчинённые. То и другое основано на отношении к своему Отечеству и требует знания его истории, преданности своей стране, своему народу. И то, и другое предполагают осознанную приверженность к сохранению и упрочению культурного наследия, национальных ценностей, межнациональных и межличностных отношений. Это, в свою очередь, способствует развитию у молодёжи исторического самосознания, а без него, как известно, не может быть государства, нации» [15].

          Утрата национально-культурной памяти приводит к тому, что российские граждане далеко не всегда и не все могут поставить надёжный историко-фактографический заслон против официально транслируемой лжи. Один из вопиющих примеров таковой – постоянная, не прекращающаяся из года в год, реклама алкогольных напитков на общественном российском телевидении, причём не только в контексте отдельных коммерческих роликов, но и в сюжетных линиях большинства транслируемых отечественных и зарубежных кино- и телефильмов. Людям упорно навязывается мысль о том, что русские якобы издавна отличаются особой «любовью» к спиртному и всему, что с этим связано. Чем дальше, тем надёжнее эта катастрофическая фальсификация укрепляется в менталитете целой нации и тех людей, которые вступают в межкультурные контакты с нашей страной.

          Изучение данной тематики свидетельствует об обратном. Например, этнокультурологические экспедиции преподавателей и студентов НовГУ имени Ярослава Мудрого в Новгородской области, осуществляемые уже более 8 лет подряд, собрали немало воспоминаний старожилов, тех людей, кому около 80 лет от роду и больше. НИ ОДИН из них НЕ заявил о том, что Россия в конце XIX – первой половине XX веков страдала повальным алкоголизмом. Люди отживавшей свой век, но ещё достаточно мощной и крепкой в провинции традиционной культуры никогда не стремились уйти от реальности в сферу дурмана. Максимальная «доза» пива или слабоалкогольного хмельного мёда составляла не более 2-3 полулитровых кружек, да и то – только по праздникам. В будние дни могли выпивать только алкоголики, осуждаемые всем селом, и их были считанные единицы.

          О том же свидетельствуют и примеры советской научно-исторической и художественной литературы, из текстов которых мы узнаём о наркомовских «ста граммах» в период страшной войны, но не более того. Что касается произведений дореволюционной царской России, то ни пьеса А.П. Чехова «На дне», повествующая о самых «низах» общества, ни картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», ни многие другие широко известные отечественные образцы культуры отнюдь не указывают на наличие в те времена тотального, да, к тому же, поощряемого алкоголизма. Да, люди могли выпить «лишнего» в момент тяжелейших социальных или личностных потрясений (что мы видим, например, в биографии отдельных литературных героев Ф.М. Достоевского), но никогда это не воспринималось в качестве атрибута нормальной, полноценной жизни. Пара кружек пива в законный праздник, и не более того; всё остальное, проявлявшееся в отдельных случаях сверх меры, всегда и всеми расценивалось как социальная беда или личная трагедия человека. О подростковом же алкоголизме, который является сейчас частью повседневности, вообще не могло быть и речи; отдельные же исключения только подтверждали преобладающие правила.

          12 августа 2009 года на телеканале ОРТ президент Российской Федерации Дмитрий Медведев буквально с болью в глазах публично признал, что ни одна из последних мер по борьбе с российским алкоголизмом (в том числе и молодёжным) не привела к эффективному результату. Как выразился глава государства, «запретами ничего не решить»… Однако, о каких запретах идёт речь? Фактически более или менее были реализованы только запрет на сбыт алкоголесодержащей продукции крепче 18º после 23-00 и запрет на продажу алкогольных напитков несовершеннолетним лицам. Однако, до сих пор далеко не во всех торговых точках у подростков спрашивают паспорт или какой-нибудь другой документ, свидетельствующий об их возрасте. Почему так и не был реализован запрет на рекламу алкогольных напитков по общественным российским телеканалам или, что самое непонятное, хотя бы по таким массовым гигантам пропаганды, как ОРТ, РТР и НТВ?!? Каждый третий рекламный ролик не просто «сухо» знакомит зрителей с существующим статистическим спектром алкогольных напитков, но именно навязывает гражданину страны мысль о том, что, к примеру, пиво – это «лёгкий» душевный напиток, необходимый для того, чтобы приятно провести досуг с друзьями или найти таковых.

          В одном из телевизионных журналистских расследований глава крупнейшей компании по производству пива под торговой маркой «Клинское», ничуть не стыдясь и не морщась, заявляет о том, что он всего лишь даёт народу то, что тот хочет. Спрашивается, кто из нормальных полноценных людей хочет стать алкоголиком, начиная с безобидного, казалось бы, пивка? Даже те, кто уже подвержен таковой зависимости, далеко не всегда признаются в этом себе и другим… Тот, кто осмелится сказать, что телереклама приносит весьма значительную прибыль в государственную казну, тем самым нагло соврёт, потому что намного бóльшую прибыль государству и стране в целом приносило бы независимое от алкоголя трудоспособное и креативно мыслящее население.

          Таким образом, вывод напрашивается сам собой: пагубная для русского народа реклама алкоголя приносит определённый весомый доход неким узкомыслящим, стратегически не заинтересованным в процветании страны персонам, вследствие чего эти персоны ради быстрой наживы вопиющее господство торговцев смертью над мышлением граждан оставляют безнаказанным, несмотря на все свои властные полномочия.

          Хочется привести строки одного из своих стихотворений:

 

                *         *         *

Нет ни одной страны на свете

Умом богаче, сердцем шире,

В душе которой свищет ветер

И напивается в трактире!

Люблю Тебя, Мой Отчий Дом

Со всем богатством и добром

И не могу терпеть, когда

Транжирства в силе здесь беда!

Нас любит Бог, Он светит нам:

«Да не сподобься дуракам!

Люби всё то, чем одарил

На стыке евразийских вил!».

Политик, коммерсант, магнат,

Сантехник и дегенерат…

Философ, педагог, мудрец, –

На каждом святости венец,

Покуда жизнь на сей земле

Переключаем как реле.

Нам православия канон

Отдельный ритм задал.

В войне и в мире только он

Наш русский дух скреплял!

Земля славянская сплела

Величие побед,

Нюансы города, села

На много-много лет.

Люблю тебя, родная Русь!

С тобой навек расти клянусь!

 

          Таким образом, мы видим, что проблем, встающих перед патриотически ориентированной молодёжью, достаточно много, притом, что нами были проанализированы далеко не все из них. Отдельного рассмотрения заслуживают и такие социокультурные феномены, как «Русская идея», «Русский вопрос». Как отмечает ряд отечественных исследователей, русский вопрос в программных проектах российских партий и движений так и не получил адекватного решения из-за антиномичности его гражданско-правовой и этнокультурной трактовок, а также в силу гетерогенности форм современной российской идентичности (национальной, культурной, религиозной и т.д.), не учитывающих интересов государствообразующей нации и подменяющих их демографическое, социально-экономическое, культурное значение националистическими интерпретациями.

          Однако, следует отметить и положительные сдвиги в общественном сознании последних двух десятков лет. По данным исследования В. Федорова, «патриотизм – единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников. В рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место – выше него только семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95% опрошенных россиян), душевный комфорт (92%), материальное благополучие (88%). Практически наравне – друзья (81%). Гораздо менее важны для людей вера и религия (55%), политика и общественная жизнь (42%). Таким образом, патриотизм оказывается вплетён в круг ценностей преимущественно приватного, частного, индивидуального характера и являет собой единственное исключение из этого частного порядка. Индивидуализация и приватизация – главный вектор изменений в сфере жизненных ценностей, фиксируемый социологами в последние пятнадцать лет. И это не могло не повлиять на современное понимание патриотизма» [16]. Утрированно транслируемый и воплощаемый коммунизм давно показал свою несостоятельность, коллективизация собственности и личностного пространства оказалась достаточно болезненным и во многом бесполезным (в ряде случаев, даже вредным) процессом для нашей страны, поэтому на придание личностной психологической окраски явлению патриотизма можно смотреть только с удовлетворением. Речь идёт не о том, что каждый волен толковать патриотизм по-своему, исходя из деструктивной установки «что хочу, то и ворочу» – нет, этим мы наелись на много лет вперёд! – а о том, что патриотизм должен быть дорог каждому как неотъемлемая часть его души, требующая уважения от социального окружения и соблюдающая уважение по отношению к личностно, а не только социально, значимым патриотическим ценностям сограждан.

          Подводя итоги, необходимо сделать акцент на том, что российский молодёжный патриотизм должен основываться не только на описанной широте души, но и на проницательности разума. Однако, этот разум не должен трактоваться в технократическом смысле: сколь пагубен этот технократический подход для культуры, а вслед за ней и для цивилизации, учёные и философы уже давно установили и обосновали. Русские люди никогда не боялись отдавать свою жизнь за Свою Отчизну, не страшились умирать. Теперь нужно научиться не бояться ЖИТЬ, причем жить ДОСТОЙНО, БОГАТО (в согласии с БОГОМ), СЧАСТЛИВО.

          Истинный патриот не живет одним днем – он выстраивает стратегию и отыскивает перспективы. Патриот не боится терять сиюминутные вещи – он боится не найти смыслы. Главное – найти себя, осознать свою уникальную роль в истории Своей Страны.

 

 

09 мая 2009 – 17 августа 2009

 

 

 

 

Литература [17].

 

1.       Буева, И. И. Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / И. И. Буева. – Режим доступа : http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm

2.       Гуреев, М. В. 10 заповедей патриота [Электронный ресурс] / М. В. Гуреев. – Режим доступа : http://www.proza.ru/2009/07/29/789

3.       Гуреев, М. В. Как сформировать новый молодежный стиль жизни, выражающий ценности свободы, справедливости и патриотизма / М. В. Гуреев // Гуманитарные технологии и глобальное лидерство России. Сборник статей по итогам Летней школы аспирантов / под общей редакцией А. Е. Волохова – М. : НИ «ВШУ», 2005. – С. 106-113.

4.       Гуреев, М. В. Основные угрозы и опасности для культуры в XXI веке [Электронный ресурс] / М. В. Гуреев. – Режим доступа : http://prozaru.com/2009/05/osnovnyie-ugrozyi-i-opasnosti-dlya-kulturyi-v-xxi-veke/

5.       Гуреев, М. В. Самые сильные люди [Текст] / М. В. Гуреев // Общественно-политический еженедельник «Новгород». – Великий Новгород. – 2 октября 2008. – № 40 (952).

6.       Иванов, В. Русь великая: Роман-хроника [Текст] / И. Иванов. – М. : РИПОЛ, 1993. – 592 с.

7.       Иванова, С. Ю. Патриотизм как фактор развития духовности русского народа и российского общества [Электронный ресурс] / С. Ю. Иванова. – Режим доступа : http://www.chestisvet.ru/index.php4?id=105

8.       Карягина, Г. В. Гуманистические аспекты гражданского воспитания [Электронный ресурс] / Г. В. Карягина. – Режим доступа : http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm

9.       Краткий политический словарь [Текст] / В. П. Абаренков, Т. Е. Абова, А. Г. Аверкин и др. ; сост. и общ. ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шишлина. – 6-е изд., доп. – М. : Политиздат, 1989. – 623 с.

10.   Лутовинов, В. И. Российский патриотизм: история и современность [Электронный ресурс] / В. И. Лутовинов. – Режим доступа : http://zhiharev.narod.ru/pr1staits/pr1Lugovinov.htm

11.   Нужен ли современной россии патриотизм? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.edinros.ru/text.shtml?6/7216,101858

12.   Оллыкайнен, О. Н. Проблема патриотизма современных граждан России [Электронный ресурс] / О. Н. Оллыкайнен. – Режим доступа : http://www.allbest.ru/

13.   Русакова, Т. Г. Духовные истоки гражданско-патриотического воспитания школьников в учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс] / Т. Г. Русакова. – Режим доступа : http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm

14.   Становая, Т. Молодёжные организации в современной России [Электронный ресурс] / Т. Становая. – Режим доступа : http://compromat.ru/

15.   Федоров, В. Российский патриотизм – истинный и мнимый [Текст] / В. Федоров // Российская газета. – Федеральный выпуск № 4255. – 22 декабря 2006.

16.   Черниченко, В. И. Роль университета культуры в гражданском и патриотическом воспитании молодежи [Электронный ресурс] / В. И. Черниченко. – Режим доступа : http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/trud/tom1/sec/Doc116.HTML



[1] Краткий политический словарь [Текст] / В. П. Абаренков, Т. Е. Абова, А. Г. Аверкин и др. ; сост. и общ. ред. Л. А. Оникова, Н. В. Шишлина. – 6-е изд., доп. – М. : Политиздат, 1989. – 623 с. – С. 411.

[2] Буева, И. И. Сущность гражданского и патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей [Электронный ресурс] / И. И. Буева. – Режим доступа : http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm

[3] Гуреев, М. В. Основные угрозы и опасности для культуры в XXI веке [Электронный ресурс] / М. В. Гуреев. – Режим доступа : http://prozaru.com/2009/05/osnovnyie-ugrozyi-i-opasnosti-dlya-kulturyi-v-xxi-veke/

[4] Иванов, В. Русь великая: Роман-хроника [Текст] / И. Иванов. – М. : РИПОЛ, 1993. – 592 с. – С. 75.

[5] Русакова, Т. Г. Духовные истоки гражданско-патриотического воспитания школьников в учреждении дополнительного образования [Электронный ресурс] / Т. Г. Русакова. – Режим доступа : http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm

[6] Гуреев, М. В. 10 заповедей патриота [Электронный ресурс] / М. В. Гуреев. – Режим доступа : http://www.proza.ru/2009/07/29/789

[7] Становая, Т. Молодёжные организации в современной России [Электронный ресурс] / Т. Становая. – Режим доступа : http://compromat.ru/

[8] Карягина, Г. В. Гуманистические аспекты гражданского воспитания [Электронный ресурс] / Г. В. Карягина. – Режим доступа : http://bank.orenipk.ru/Text/t43_25.htm

[9] Оллыкайнен, О. Н. Проблема патриотизма современных граждан России [Электронный ресурс] / О. Н. Оллыкайнен. – Режим доступа : http://www.allbest.ru/

[10] Иванова, С. Ю. Патриотизм как фактор развития духовности русского народа и российского общества [Электронный ресурс] / С. Ю. Иванова. – Режим доступа : http://www.chestisvet.ru/index.php4?id=105

[11] Гуреев, М. В. Самые сильные люди [Текст] / М. В. Гуреев // Общественно-политический еженедельник «Новгород». – Великий Новгород. – 2 октября 2008. – № 40 (952).

[12] Лутовинов, В. И. Российский патриотизм: история и современность [Электронный ресурс] / В. И. Лутовинов. – Режим доступа : http://zhiharev.narod.ru/pr1staits/pr1Lugovinov.htm

[13] Нужен ли современной россии патриотизм? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.edinros.ru/text.shtml?6/7216,101858

[14] Гуреев, М. В. Как сформировать новый молодежный стиль жизни, выражающий ценности свободы, справедливости и патриотизма / М. В. Гуреев // Гуманитарные технологии и глобальное лидерство России. Сборник статей по итогам Летней школы аспирантов / под общей редакцией А. Е. Волохова – М. : НИ «ВШУ», 2005. – С. 106-113.

[15] Черниченко, В. И. Роль университета культуры в гражданском и патриотическом воспитании молодежи [Электронный ресурс] / В. И. Черниченко. – Режим доступа : http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2003/trud/tom1/sec/Doc116.HTML

[16] Федоров, В. Российский патриотизм – истинный и мнимый [Текст] / В. Федоров // Российская газета. – Федеральный выпуск № 4255. – 22 декабря 2006.

[17] Библиография оформлена в соответствии с ГОСТ 7.1.-2003.


27.11.2011 г.

Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение