ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Что происходит с научно-техническим прогрессом?

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Главная >> Новости >> Валентин Серов. Линия жизни

Валентин Серов. Линия жизни

Печать
12.12.2011 г.
В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники" с 15 декабря по 20 мая 2012 года пройдёт выставка "Валентин Серов. Линия жизни. из фондов графики" (Лаврушинский пер., 10. Залы №№ 49-54)

Валентин Серов У перевоза, 1905, бумага, акварельВалентин Александрович Серов (1865–1911) – ключевая фигура в русском искусстве рубежа XIX–XX веков. Широкой публике Серов известен в первую очередь как живописец, портретист, хотя уже современники ценили Серова-рисовальщика ничуть не меньше. «Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца», писал И.Э.Грабарь.

Третьяковская галерея обладает наиболее полной и значительной коллекцией рисунков, акварелей, пастелей В.Серова. Из 750 оригинальных рисунков и офортов, находящихся в собрании музея, на выставке представлено более 250 листов и альбомов. В таком объеме графическая коллекция художника еще никогда не экспонировалась.

Имя художника тесно связано с судьбой музея – он был знаком с П.М.Третьяковым, дружен с его наследниками, с 1899 по 1911 годы был членом Совета галереи, сделал многое для пополнения ее коллекции. При жизни В.Серова музей обладал лишь немногими его работами. Входивший в состав руководства галереи, художник считал неэтичным приобретение собственных произведений. Основные поступления его работ происходили после 1911 года – из семьи художника, частных коллекций. Пополнения также связаны с присоединением собраний Цветковской галереи и Музея иконописи и живописи имени И.С.Остроухова в 1929 году.

Творческий путь, «линия жизни» В.Серова, определены исключительно графическими произведениями мастера, и в этом уникальность выставки. Большая отзывчивость графики, ее способность реагировать на малейшие движения творческой мысли позволяют нам приблизиться к пониманию личности художника.

Многоплановость таланта В.Серова, широкий диапазон его творческих поисков, отражающих ход развития искусства рубежа XIX-XX веков, определили характер построения выставки. Экспозиция передает динамику развития творчества художника, который наследует принципы реалистического искусства XIX века и предвосхищает открытия мастеров XX столетия.

Серову было свойственно стремление постигать новое, осваивать еще неосвоенное. «Да, да, что я сам могу сделать – это пустяки, а вот то, чего я не умею…», говорил он сам. По сути, художник учился всю жизнь: в детстве у И.Е.Репина, позже, в Академии художеств, у П.П.Чистякова, заочно у лучших мастеров всех стран и эпох – Тициана, Веласкеса, Рафаэля (на выставке представлены копия Серова с картины Тициана «Венера перед зеркалом» (1890-е), а также портрет Г.Л.Гиршман (1911), одна из любимых работ самого художника, о которой он говорил «пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся»). Уважение к признанным авторитетам сочеталось у Серова с интересом ко всему новому в искусстве; так в портрете И.А.Морозова (1910) автор словно ведет диалог с А.Матиссом, подражая его плоскостному рисунку и интенсивному колориту.

Будучи уже признанным мастером, В.Серов поступил в парижскую академию Коларосси, где наравне с начинающими художниками рисовал с натуры (1909–1911). Интересно проследить эволюцию творческой манеры по изображениям натурщиков разных лет: от исполненных в традиционной академической манере штудий к свободным по рисунку и индивидуальным, почти портретным образам. В.Серов много работал на пленэре, создавал жанровые зарисовки и лирические пейзажи. На выставке можно будет увидеть известную работу «В деревне. Баба с лошадью» (1898).

Годы расцвета творчества В.Серова пришлись на время создания «Мир искусства». Несмотря на то, что художник официально не входил в объединение, он дружил и сотрудничал с его участниками. Подобно большинству «мирискусников», в 1900-е годы он обратился к исторической теме. На выставке представлены наброски и эскизы на темы из жизни русского двора XVIII века («Выезд Екатерины II» (1906), «Петр I» (1907) и др.). Интерес к театру также сближал В.Серова с художниками «Мир искусства». На выставке представлены яркие и запоминающиеся образы Анны Павловой (1909), Тамары Карсавиной (1909) и Иды Рубинштейн (1910), прима-балерин «Русских сезонов». Еще одной знаковой работой В.Серова для театра был занавес к балету «Шехеразада» ("Выезд на охоту" (1910)). Интересно отметить, что поводом к его созданию послужил не заказ, но личный интерес мастера. В.Серова занимала тема древнего экзотического мира, сказки. Особенно он увлекся ею после поездки в Грецию в 1907 году. С этого момента художника не оставляла мысль о создании картины на тему древнегреческих мифов. Представляя зрителю творчество В.Серова, невозможно обойтись без его знаменитых картин «Похищение Европы» (1910) и «Одиссей и Навзикая» (1910). Помимо известных работ на выставке будут показаны рисунки на темы античных мифов, а также редко экспонируемые натурные наброски и альбомные зарисовки, исполненные в музеях Греции.

Выставка «Серов. Линия жизни» выходит за рамки типичной монографической экспозиции. Тематическое разнообразие произведений В.Серова, его мастерство рисовальщика в различных графических техниках дают возможность оценить не только талант самого художника, но и осознать насыщенность художественной жизни рубежа XIX–XX веков.


Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.



2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение