ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
 

Сравнивая несравнимое

Печать
Мысли о митинге против ювенальной юстиции на фоне гуляющих либеральных писателей  

15 мая 2012 г. состоялся  митинг против ювенальной юстиции, организованный российским патриотическим движением (присутствовали представители Русской Православной Церкви, Ассоциации родительских комитетов и сообществ, движения «Суть времени», Профсоюза граждан России, евразийцы). Общее количество участников - около 700 человек (оценка автора).

13 мая 2012 г. по Москве прошла «Контрольная прогулка», инициированная Борисом Акуниным. Граждане либерального образа мыслей продефилировали по московским бульварам  без каких-то конкретных лозунгов. Общее количество участников (по оценке портала «Православие и мир») - около 10 000 человек.

Теперь попробуем сравнить несравнимое. Главное, что хочется понять, почему мы (патриотическое гражданское общество) проигрываем им (либеральному гражданскому обществу) в массовости.

Сначала некоторые технические моменты. 15 мая - будний день, а 13-е - воскресенье. Митинг был назначен на 15-е число, потому что 15-е - Международный день семьи. Но это объясняет, почему выбран  именно этот будний день, а не какой-то другой... Ведь, если бы было желание собраться в воскресенье, это также можно было бы привязать  к Дню семьи - взяли бы ближайший выходной по календарю, и делу бы это не навредило. Но - побоялись. Выходной день весной - это дачное время. Вероятность, что люди придут на митинг,  в выходной - ниже, чем в будний.

Однако «Контрольной прогулке» выходной день не помешал. Может быть, даже наоборот. Почему? Возможен ответ:  на прогулку вышли совсем другие люди. Неужели совсем другие? Разве у них нет дач? Может быть, либеральные граждане и не сажают грядок, но, уверен, что употреблением  шашлыка с мангала не брезгуют.

Ещё интересно, что в противопоставлении «митинг»-«прогулка»  победила абстракция. Некий общий протест оказался притягательней конкретики. Хотя, казалось бы, конкретика должна быть более понятной и мотивирующей. Более того, участники митинга были убеждены в том, что они могут добиться результата: власть вполне может остановить прохождение опасных законов, если почувствует общественное недовольство. А вот участники прогулки понимали, что их действие вряд ли как-то отразится на власти. И действительно не отразилось: поддержка общественности лагерю оппозиции на Чистых прудах была оказана, но лагерь всё равно пришлось свернуть.

Впрочем, главный вопрос, который хочется задать, - не о том, что двигало людьми, вышедшими на «прогулку».  Вопрос должен быть поставлен в иной плоскости: почему нас всегда оказывается так мало?  Мы называем себя защитниками интересов большинства. Мы действительно ощущаем себя таковыми. Возможно даже, что мы ими и являемся.  Почему же в нашем лице большинство проигрывает меньшинству?

Можно, конечно, отговориться, что большинство всегда пассивно, а меньшинство выживает, именно благодаря своей активности... Но эту мысль можно и развернуть в обратную сторону - почему мы не сражаемся за выживание, когда угрозы столь велики? Или нам выживать не требуется,  и всё в порядке? Отнюдь. Любой родитель знает, что образование рушится. Любой родитель против внешнего вмешательства в семейную жизнь. Но этот протест он не готов выражать публично. Это - первая существенная причина. Мы - боязливое большинство. Мы стадо, пастухи которого заняты какими-то своими делами, а волки - уже за соседним кустом. И выйти из овечьего образа мы не можем. То ли это наследие советской эпохи, то ли - следствие грехов уже наших дней...

Второе: мы пассивны. Мы - ленивое большинство. Нам хочется, чтобы за нас всё сделали другие. Грядки для нас привлекательнее борьбы - и политической, и духовной. Мы утешаемся тем, что мы - маленькие люди, что от нас ничего не зависит. И это - справедливо. Пока мы не ощутим, что каждый из нас живёт в сосредоточии истории - в настоящем, мы так и будем постоянно оказываться перед лицом уже состоявшихся событий. С нами что-то будет происходить, и естественно, происходить, как правило, плохое, потому что в отсутствие активной позиции добра побеждает зло.

Есть ещё распространённое оправдание, что политика - дело грязное. Что - не дело нормальному человеку участвовать в таких сомнительных акциях как протесты и митинги. Мы - брезгливое большинство. Брезгливость - разновидность гордыни. Мы хотим остаться чистенькими.  Никому не нравится чистить сортиры (простите за такой низменный образ) - и испачкаться можно, и пахнет плохо... Но если этого не делать, нечистоты заполнят всё окружающее нас пространство. Что, собственно, и происходит.

Ответственность, активность и мужество - необходимые качества гражданского общества. Можно сколько угодно утверждать, что участники «прогулки» - не настоящее  гражданское общество, но пока что на стороне патриотического лагеря гражданского общества точно не наблюдается. Патриотического гражданского общества ещё нет.  Будет ли? - От этого зависит судьба России. От этого - в большей степени, чем от чего-то другого.

Проголосовать против ювенальной юстицици можно здесь: http://golosuite.ru/


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение