Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
История - далекая и близкая
Историю можно рассматривать с разных точек зрения. Нас интересует история смыслов и значимых культурных явлений. То, что так или иначе, отразилось в культуре современного человечество, прежде всего, в нашей культуре.
Пишите в комментариях к статьям. Свои материалы присылайте на kulturolog@yandex.ru.
|
| АвторИрина Морозова | ![Максим Фаюстов - Боян, 2005 Максим Фаюстов - Боян, 2005](https://culturolog.ru//images/stories/2021/faustov_bayan.jpg) | В статье на материалах современных научных, популярных изданий по истории России акцентируется проблема утраты исторической памяти в современной культуре. |
| Наверх | | | АвторВалерий Тишков | ![Ангелика Кауфман - Клио, муза истории, 1770 Ангелика Кауфман - Клио, муза истории, 1770](https://culturolog.ru//images/stories/2021/clio.jpg) | О честе и достоинстве музы Клио |
| Наверх | | | АвторГеоргий Антипов | ![Игорь Родионов - Парижский букинист, 2013 Игорь Родионов - Парижский букинист, 2013](https://culturolog.ru//images/stories/2021/bukimist.jpg) | В статье показано, что историческая память с момента её цивилизационного становления оказывается адресатом управления, социального менеджмента. На первые места в современной западной историографии и методологии истории тема «политики прошлого» вышла в восьмидесятые годы двадцатого века и сейчас активно обсуждается. В статье проанализированы основные аспекты механизма «политики памяти». |
| Наверх | | | АвторА.В. Овчинников | ![Алексей Каменев - Тени прошлого, 2015 Алексей Каменев - Тени прошлого, 2015](https://culturolog.ru//images/stories/2021/teny_proshlogo.jpg) | Прошлое рассматривается как важная часть актуальной символической реальности. Образы исторической памяти имеют социальную природу, и невозможно "скорректировать" представления о прошлом, не повлияв на более широкий контекст. |
| Наверх | | | АвторСвятослав Бразевич, д-р социол. наук | ![Николай Яковлевич Данилевский. 1867. Фотография Э.Болингера. С.-Петербург Николай Яковлевич Данилевский. 1867. Фотография Э.Болингера. С.-Петербург](https://culturolog.ru//images/stories/2020/danilevskiy.jpg) | К вопросу формирования теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского |
| Наверх | | | АвторПрозерский В. В. | ![Ник Жендро. Римляне идут, 2016 Nick Gindraux. Roman entrance](https://culturolog.ru//images/stories/2019/rimlyane.jpg) | Проблема глобализации культуры (происходящей параллельно с глобализацией науки, созданием мирового рынка товаров и другими подобными процессами) болезненно переживается в основном из-за боязни представителей национальных (особенно малых) культур потерять своё лицо, раствориться в «мировом рынке» культуры. Но даже в высокоразвитых странах с глубокими культурными традициями и чётко очерченной национальной политикой существует тревога по поводу того, что глобализация культуры есть её вестернизация, или, ещё конкретнее — американизация. В чём причина этих страхов и каковы возможные направления развития данных процессов? |
| Наверх | | | АвторПол Космин | ![Дмитрий Шлыков Ход времени, 2011 Дмитрий Шлыков Ход времени](https://culturolog.ru//images/stories/2018/dmitry-shlykov-le-passage-du-temps.jpg) | О возникновении прямой непрерывной шкалы времени и последствиях этого события для культуры и цивилизации. |
| Наверх | | | АвторТоман И.Б. | ![Льюис Ригальт "Руины", 1865 Льюис Ригальт Руины](https://culturolog.ru//images/stories/2015/rigalt-farriols-lluis_ruiny-1865-102-cm-x-1555-cm-holst-maslo.jpg) | Культу руин в Европе более двух тысяч лет. В чем
его причина, что заставляет людей без конца созерцать победу всемогущего
Времени над творениями рук человеческих, что побуждает их, признавая эту
победу, предпринимать неимоверные усилия для сохранения обреченного
гибели? Какие темные стороны
человеческой души породили эту странную культуру, культуру руин, универсального символа
разрушения и смерти? |
| Наверх | | | АвторМихаил Бойцов, к.и.н | ![Кадр из фильма «Раз на раз не приходится» (1987) Кадр из фильма «Раз на раз не приходится»](https://culturolog.ru//images/stories/raz_na_raz.jpg) | Какое будущее ожидает историческое знание в эпоху глобализации? Точно этого, разумеется, никто предсказать не может, однако о некоторых важных тенденциях, пожалуй, уже вполне можно говорить. Главная из них (и для историков, безусловно, огорчительная) состоит в том, что складывающийся постепенно единый мир, похоже, вообще не будет нуждаться в истории. Или, выражаясь осторожнее, он не будет нуждаться в тех видах истории, которые нам столь привычны и дороги. |
| Наверх | | | АвторЯна Гринченко, Александр Данилов | ![Сайда Афонина - Преп. Иосиф Волоцкий, 1999 Сайда Афонина - Преп. Иосиф Волоцкий, 1999](https://culturolog.ru//images/stories/2021/prosvetitel_prepodobniy_iosiph_volokolamskiy.jpg) | В статье анализируется роль игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого – знаковой фигуры в истории русской книжности, создателя крупной рукописной библиотеки – в развитии книжной культуры Московской Руси. |
| Наверх | | | АвторРустем Вахитов | ![Иван Владимиров - Крестьянский бунт, 1931 Иван Владимиров - Крестьянский бунт, 1931](https://culturolog.ru//images/stories/2021/vladimirov_bunt.jpg) | Автор освещает аспект Октябрьской революции, о котором практически не говорят. |
| Наверх | | | АвторВ.А. Демин | ![Владимир Поляков - Тронная речь императора Николая II во время открытия I государственной думы в Зимнем дворце 27 апреля 1906 года, 1909 Владимир Поляков - Тронная речь императора Николая II во время открытия I государственной думы в Зимнем дворце 27 апреля 1906 года, 1909](https://culturolog.ru//images/stories/2021/polyakov_duma.jpg) | Появление представительного органа всегда стимулирует развитие партийной системы. Как это проявилось в условиях Российской Империи. |
| Наверх | | | АвторМ.А. Ицкович | ![Николай Ярошенко - Старое и молодое, 1881 Николай Ярошенко - Старое и молодое, 1881](https://culturolog.ru//images/stories/2020/staroe_i_molodoe.jpg) | В статье анализируется влияние русского нигилизма на марксистов, проявившееся в чертах культуры, сложившейся сразу после революции 1917 года. |
| Наверх | | | АвторБорис Миронов | ![Александр Моравов. Покос, 1909 Александр Моравов. Покос](https://culturolog.ru//images/stories/2020/moravov_pokos.jpg) | В статье изучается изменение трудовой морали российских крестьян и рабочих. Анализируется трансформация минималистской, или субсистенциальной, этики в протестантскую, или буржуазную. |
| Наверх | | | АвторДэвид Лэйн | ![Владимир Серов. Ленин провозглашает Советскую власть, 1947 Владимир Серов Ленин провозглашает Советскую власть](https://culturolog.ru//images/stories/2019/serov_lenin.jpg) | Данный материал позволяет посмотреть на нашу историю глазами иностранца. В сферу интересов Дэвида Лэйна (David Lane, Великорбритания) входят общества государственного социализма, в первую очередь СССР, марксизм, глобализация, современный капитализм. Лэйн является экспертом Валдайского клуба. Он с пониманием относится к левым идеям и поэтому достаточно высоко оценивает успехи СССР, хотя и не закрывает глаза на имевшиеся проблемы и противоречия. Существенным недостатком его позиции можно считать атеистические убеждения и некий скепсис к другим элементам траджиционного общества. Его точка зрения коррелирует с "чистым" социал-демократическим подходом, не связанным привычным для нас влиянием русской духовности. |
| Наверх | | | АвторЛюдмила Луцевич | ![Иван Гудовский. Портрет Николая I, 1844 (по портрету Франца Крюгера 1835 г.) Иван Гудовский. Портрет Николая I](https://culturolog.ru//images/stories/2019/nikolay1.jpg) | Анализ «Записок» и «Ma confession» Государя Императора Николая I |
| Наверх | | | АвторАндрей
Сегеда | ![Александр Новоскольцев Летописец, 1887 Александр Новоскольцев Летописец](https://culturolog.ru//images/stories/2019/novoskolzev_letopisec.jpg) | Что вы делаете, когда в
вас просыпается литератор? Садитесь за компьютер, открываете какой-нибудь
текстовый редактор, вроде «MS Word» и начинаете творить, а самые продвинутые из
вас вообще включают диктофон, и наговаривают текст, который потом перегоняет в
печатный вариант специальная лингвистическая программа! Хорошо быть человеком
информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее... |
| Наверх | | | АвторД.С. Лихачев | ![Григорий Песис «Петр I на строительстве Санкт-Петербурга» , 1953 Григорий Песис «Петр I на строительстве Санкт-Петербурга»](https://culturolog.ru//images/stories/2019/pesis.jpg) | Мысль о том, что царствование Петра явилось поворотным пунктом в истории России, когда ход государственного корабля резко изменился и при этом исключительно по воле державного властелина, вошла в сознание людей XVIII и первой половины XIX в. как непреложная история. |
| Наверх | | | АвторНаталья Михайлова | ![Василий Суриков Боярыня Морозова, 1887 Василий Суриков Боярыня Морозова, 1887](https://culturolog.ru//images/stories/2018/surikov_morozova.jpg) | Данный материал охватывает три темы: самосожжения и апокалиптические настроения, борьба ревнителей "древлего благочестия" с Православным Царством и связь старообрядчества с обновленчеством. Все эти темы имеют свои проекции на современные дискурсы. В частности, нынешние сторонники старого обряда пытаются сформировать в патриотической среде выгодные для себя представления о старообрядчестве и его истории и даже переформатировать под себя патриотическое сообщество. Предлагаемые очерки являются весьма эффективным антидотом, показывая, основываясь на документах, как всё обстояло в действительности. |
| Наверх | | | АвторВладимир Можегов | ![Николай Соколов Владимир Маяковский, 1988 Соколов Николай Александрович. Владимир Маяковский.](https://culturolog.ru//images/stories/2018/sokolov_mayakovskiy.jpg) | Борьба двух подходов к культурному прошлому в революционной верхушке. |
| Наверх | | | АвторМихаил Диунов | ![Алексей Венецианов Крестьянин, отрезающий ломость хлеба, 1820-е Алексей Венецианов Крестьянин, отрезающий ломость хлеба](https://culturolog.ru//images/stories/2018/800px-peasant_with_bread_by_venetsianov_1820s_russian_museum.jpg) | До сих пор периодически предметом дискуссий становится крепостное право. Казалось бы, данный вопрос хорошо изучен, и говорить тут не о чем. Однако раз за разом находятся люди, которые прямо утверждают, что крепостное право в России это аналог античного рабства. |
| Наверх | | | АвторА. М. Лесовиченко | ![Обложка журнала "Твори!", 1921 proletkult.jpg](https://culturolog.ru//images/stories/2017/proletkult.jpg) | Статья написана по докладу, прочтённому на Новосибирских Рождественских чтениях 1 декабря 2016 г. |
| Наверх | | | АвторСадчиков А.П., д-р биол. н.,проф. | ![Современное фото усадьбы "Горенки" Современное фото усадьбы "Горенки"](https://culturolog.ru//images/stories/2016/usadba-gorenki.jpg) | Рассказ о крупнейшем Ботаническом саде Москвы и одном из самых больших в Европе начала XIX века. |
| Наверх | | | АвторСадчиков А.П., д-р биол. н.,проф. | ![Александр Бубнов. Портрет И.В. Сталина, 1949 Александр Бубнов. Портрет И.В. Сталина, 1949](https://culturolog.ru//images/stories/2015/bubnov.jpg) | О государственной поддержке деятельности МОИП, которая была в Российской Империи, в советское время и которой сейчас нет... |
| Наверх | | | АвторАндрей Шипилов | ![Сергей Кириллов "Петр Великий", 1982-1984 Сергей Кириллов "Петр Великий"](https://culturolog.ru//images/stories/2015/kirillov_petr.jpg) | Реформы Петра великого как социогенный процесс |
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 3 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 1 - 25 из 64 |
|
|
|