Новомученики и русская литература |
Новомученики и литература – это большая и глубокая тема, требующая серьезного осмысления. Мы предпринимаем попытку лишь подойти к ней и вглядеться в ее очертания. По сути, данная тематика является частью проблемы взаимоотношения церкви и литературы, которая волнует современную православную общественность, вызывая неоднозначные мнения и оценки. Обращение к образам русских писателей
было характерно для священнослужителей старшего, дореволюционного поколения,
признанных народных пастырей. Скажем, в сотую годовщину рождения Гоголя в 1909
г. будущий священномученик митр. Серафим (Чичагов)[i][ii] произнес назидательное слово, переплетенное
обильными цитатами из «Завещания»
писателя [6, 509-512]. В наследии протоиерея Иоанна Восторгова[iii]помимо проповедей присутствует много статей, публичных речей и выступлений, где
сказывается его неравнодушная позиция в отношении к явлениям литературно-общественной
жизни. В них мы встречаем не только цитаты из русской классики, в частности, из
Пушкина [3, 45-52], но в то же время довольно
острые высказывания в адрес Льва Толстого [4, 706], а также западных
писателей и философов, таких, как Ницше и Золя [5, 428]. Со сменой общественного строя, когда
жизнь России вышла из колеи, на повестку дня пришли вопросы совсем иного плана.
Как известно, камнем преткновения стало отношение священнослужителей к
декларации архиепископа Сергия (Страгородского). Соответственно, в большинстве
жизнеописаний новомучеников доминирует именно эта тема а, следовательно, и проблема
(не)поминания местоблюстителя. В то же время каждого, прикасающегося к жизни
новомученика, не может не потрясать сила духа и красота подвига пострадавших за
Христа. Одной из граней исследования истоков и природы подвига новомучеников, с
этой точки зрения, становится их взаимоотношение с культурной средой: с книгой,
с классикой. Мы задались целью проследить, какие книги были спутниками людей,
оказавшихся впоследствии способными к самой высокой жертве. Думается, что приобщение
к ценностям ушедшей эпохи подвижничества благотворно и назидательно для нас
самих. При этом мы здесь не претендуем на
объемность изложения, так как нами были использованы лишь отдельные жития, жизнеописания и письма,
принадлежащие новомученикам, по тем или иным мотивам нам близким. Нет сомнения, что общение с книгой во
многом зависит от особенностей среды, воспитания и образования человека и отнюдь не является непременным условием
христианского подвижничества. В то же время нельзя не видеть тесную связь
русского духовенства с книгой. Будущий сщмч. Николай (Парфенов) еп. Аткарский[iv],
известный в народе под ласковым прозвищем Николай горбатенький, поражавший
прихожан своей начитанностью, любил повторять поговорку: «Жил один мних, имел
сто книг, ел и спал на них, но не знал, что в них!» [9, 342]. Впрочем,
известно, что среди пастырей были люди, получившие не только духовное, но и
солидное светское образование. Обширными гуманитарными познаниями, несомненно,
обладали священномученики Сергий Мечев[v],
изучавший древнерусскую литературу под руководством академика М.Н. Сперанского [9,
514], Василий Надеждин[vi],
Илья Громогласов[vii]и многие другие. Человеком глубоких знаний и классической образованности была и
женщина, будущая мученица княжна Кира Оболенская[viii],
которая даже в лагере учительствовала, не расставаясь, таким образом, с книгой
до конца своих дней [14, 12]. Были среди мучеников, конечно же, и простецы, не
нуждавшиеся в светском чтении, что, впрочем, не уменьшало силы их духа. Вопрос
общения мучеников Русской Церкви с литературой становится насущным именно для современной эпохи постмодерна, для
которой характерен разрыв связей человека с традиционной культурой и утрата его
внутренней цельности. Когда речь заходит о временах тяжких
испытаний для Церкви в послереволюционные годы, могут показаться излишними
разговоры о литературных интересах. Вспоминаются слова владыки Германа
(Ряшенцева)[ix],
высказанные им в письме к духовной дочери из ссылки в Сибири: «…вместо того,
чтобы ныть и тосковать о том, как хороши, как свежи были розы», надо лучше
подумать, как парализовать «воню» помойки и во что одеться…» [2,137]. Однако,
мы понимаем, что в России значение книги и в самые тяжелые времена не сходило
на нет, так как русская культура, и литература, в частности, всегда была
союзницей Церкви в ее борьбе за человека. Сохранились свидетельства солагерника
владыки Илариона (Троицкого)[x] по
Соловкам крестьянина Семена, приведенные
в книге северных рассказов монахини Евфимии (Пащенко), из которых мы
узнаем, как владыка заставлял его брать книги русских классиков из лагерной
библиотеки. Таким образом, прочитал этот Семен и Пушкина, и Лермонтова, и Гоголя,
и Кольцова, ̶ словом всё, что имелось в библиотеке [1, 91-92].
Действительно, трудно сопоставить жизнь в вечном унижении, под постоянной
угрозой смерти и чтение классики. Тем не менее, впоследствии этому человеку,
дожившему до глубокой старости, очень пригодилось книжное напутствие владыки
Иллариона, понимавшего роль книги в обретении смысла жизни, без чего так легко
было сломиться в лагерных условиях. Источниками информации о круге чтения
христиан, пострадавших во время гонений, могут послужить, преимущественно,
письма, а также в какой-то мере, жития и архивно-следственные дела. Среди
русских писателей предпочтение здесь отдается, в первую очередь, Ф.М.
Достоевскому и А.К. Толстому. О чтении Достоевского и, в частности, о намерении
почитать «Дневник писателя» упоминает священник Василий Надеждин в письмах
своей невесте из хвалынского имения графа Александра Медема, также будущего
мученика Русской Церкви (Александра Хвалынского[xi]).
Кстати, дети графа Медема требовали от Василия Федоровича читать им вслух стихи
и баллады Алексея Константиновича Толстого. По-видимому, этот самобытный
писатель пользовался почитанием в доме графа, начитанного и образованного
человека [7, 349]. Быть может, Медемов привлекал пророческий дар Толстого,
родственный христианскому мировосприятию, о котором с восторгом писал в 30-е
годы ХХ века архиеп. Иоанн (Шаховской),
и на который, наконец, обратили внимание и современные исследователи. [13, 83].
Известно, что любимым литературным героем неутомимого гимнографа в период
гонений святителя Афанасия (Сахарова)[xii]был Иоанн Дамаскин из одноименной поэмы Алексея Толстого. Эту поэму он неоднократно
вспоминал в своих письмах [8, 175]. И не
случайно. Ведь владыка, став уже инвалидом, в Мариинских лагерях был назначен
никем иным, как ассенизатором, повторяя в этом своем уничижении судьбу гонимого
певца [8, 194]. Жития лишь в единичных случаях дают
материал о круге чтения будущих мучеников за веру. Скажем, из жития сщмч. Петра
Петрикова (†1937), бутовского мученика[xiii],
можно узнать, что во время муромской ссылки среди сосланных
сюда московских священников и их духовных чад устраивались чтения вслух
опять-таки Достоевского. Читались повести «Игрок» и пьеса «Село Степанчиково».
Об этом о. Петр сообщал в письменном виде
уполномоченному Муромского ОГПУ во время допроса 3 июля 1932 г. [11, 30]
Известно, что материалы допросов 1937 г., нося намного более жесткий характер,
не содержали таких личных черточек. Большую роль русская классика и, в частности,
Достоевский, сыграла в духовном
возрастании новомученика-антифашиста из Германии Александра Шмореля, ставшего одним
из организаторов антифашистской группы Сопротивления «Белая роза». Семейные
чтения вслух «Войны и мира» и «Евгения Онегина» в семье Шморелей, выходцев из
Оренбургского края, создавали обстановку, формировавшую эстетический вкус и
неизбывную русскость у ее
членов, так что призванный в армию Александр понял,
что Гитлер – страшное зло, против которого нужна борьба [12, 40]. Ему удалось зажечь
симпатией к России и ее культуре своих друзей, выступивших вместе с Александром
против гитлеровского режима, за что многие из них поплатились жизнью. Александр
Шморель был прославлен Русской Православной Церковью в 2012 году[xiv] Пишущего строки потряс факт, связанный с
жизнью священномученика Николая Голышева (†1938)[xv],
прослужившего до самой смерти в храме села Крутины под Егорьевском. Сохранился
блокнот священника, с именами русских писателей, которых поминал о. Николай в
своих молитвах. Блокнот был с о. Николаем в местной тюрьме. Об этом сообщил прот. Роман Аксенов из
Егорьевска, изучающий жизнь новомученика, в выступлении на ХХII Рождественских
чтениях (2014) в музейной секции. Особым аспектом затронутой нами темы
является гимнографическое и литературное творчество самих пострадавших за
Христа, которое заслуживает отдельного рассмотрения. Высот этого творчества
достиг, несомненно, автор службы русским святым епископ Афанасий (Сахаров).
Литературный дар во многом сродни гимнографическому. Существенно, что в самом
богослужении, по словам сщмч. Германа (Ряшенцева), есть и «высшая поэзия», и
«неизреченная музыка», и «преображающая душу красота» [2, 100]. Поэтические же
произведения, созданные совершившими подвиг за веру, – это исповедь страдающей
души, сохранившей верность Христу. Те немногие стихи, что дошли до нас: в частности,
сщмч. Ильи Громогласова «Зарытый в северных снегах, с тобой я сердцем – в
Кадашах» [10, 16-17], сщмч. Владимира Лозины-Лозинского[xvi]«Ты, Господи, введешь нас в вечность невечереющего дня» [10, 13], Татьяны
Гримблит[xvii](«Молодость, юность – в одежде терновой, Выпита чаша до дна. Вечная память мне
смертным покровом, Верую, будет дана» [8, 142], – это неувядающий символ
подвижничества, это свидетельство мощного творческого потенциала тех, кто с
твердой верой принес свою жизнь в жертву за Христа. Поневоле вспоминается завершение кем
только не обруганной блоковской поэмы «Двенадцать»: «…в белом венчике из роз –
впереди Иисус Христос». Думается, что
Блок, может быть, поневоле, выразил исконное убеждение православного русского
человека, что впереди всякого настоящего дела должен идти Христос. А потому и
не смог ничего написать более, поскольку впереди этих людей в кожанках Христос
идти не мог и революционное очищение, в которое верил поэт, оказалось началом
страшной трагедии для нашего народа. Думается, что эта мысль могла бы послужить
ключом к дальнейшей разработке темы «Новомученики и русская литература». ЛИТЕРАТУРА 1. Евфимия (Пащенко, монахиня). Тайна
Владыки Петра: северные рассказы. М.: Смирение, 2011. – 416 с. 2. Избранные
жития новых мучеников и исповедников Российских. М.: Никея, 2013. – 318 с. 3. Прот. Иоанн Восторгов. Речь на 1-ю
годовщину Московской Монархической партии. Полное собрание сочинений. В 5-ти т.
т.3. СПб.: «Царское дело, 1995. – 794 с. 4. Прот. Иоанн Восторгов. Речь 19 окт.
1908 г. Полное собрание сочинений. В
5-ти т. т.3. СПб.: «Царское дело, 1995. – 794 с. 5. Прот. Иоанн Восторгов.Тайна
Боговоплощения. Полное собрание сочинений. В 5-ти т. т.3. СПб.: «Царское дело,
1995. – 794 с. 6. Да будет воля Твоя. Житие и труды
свмч. Серафима (Чичагова). М.: Издание Сретенского м-ря, 2003. – 512 с. 7. «За вами
следит с любовью рать небесная»: Жизнеописание, письма и документы
архивно-следственных дел святого мученика Александра Медема/ Сост. Ковалева
И.И.. М.: Изд-во ПСТГУ, 2016. – 472 с. 8. Клюкина О.П. Святые в истории. Жития
святых. ХХ век. М.: Никея, 2016. 304 с. 9. Марченко В. Новомученики и
исповедники Даниловские, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX веке. М.:
Валаамское общество Америки, 2011. – 591 с. 10. Поэзия русских святых. М.: Прав.
Мисс. Общ-во им. преп. Симеона Кожеозерского, 2012. – 28 с. 11. Храм свят.
Николая в Подкопаях и Бутовская Голгофа. Священномученик. Петр Подкопаевский.
М.: Софтиздат, 2012. – 48 с. 12. Храмов И.В.
Русская душа «Белой розы». Оренбург: ООО «Усадьба», 2009. – 224 с. 13. Федоров А.В.
Алексей Константинович Толстой и русская литература его времени. М.: «Русское
слово – учебник», 2017. – 752 с. 14. Charkiewicz J. Męczennicy XX wieku. W., 2008. – 292 s.
[ii] День
памяти: 11 декабря (здесь и ниже указываются по новому стилю дни памяти,
соответствующие дню мученической кончины) [iii] День
памяти: 5 сентября [iv] День
памяти: 20 января [v] День
памяти 6 января [vi] День
памяти: 19 февраля [vii] День
памяти: 4 декабря [viii] День
памяти: 17 декабря [ix] День
памяти: 15 сентября [x] День
памяти: 28 декабря [xi] День
памяти: 23 ноября – вместе с памятью остальных новомучеников, прославленных от
Ивановской епархии [xii] День
памяти: 28 октября [xiii] День
памяти: 28 сентября [xiv] День
памяти: 13 июля [xv] День
памяти: 17 февраля [xvi] День
памяти: 26 декабря [xvii] День
памяти: 23 сентября | |
Наверх |