Зачем читать стихи? | ![]() |
![]() Зачем читать стихи? Делают ли стихи человека лучше? Немедленный очевидный ответ — нет. Ни одно стихотворное
произведение не гарантирует, что прочитавший его не будет мерзавцем. Можно
знать наизусть стихи любимого поэта и совершить убийство. Можно вести
разгульный образ жизни. Можно презирать каждого встречного. В конце концов,
существуют разные поэты, писавшие по-разному и о разном, и в стихах можно найти
обоснование и оправдание любым поступкам и мыслям. Но, так рассуждая, мы можем спроецировать подобный ход мысли
на что угодно. Например, на грамотность. Надо ли вообще уметь читать и писать,
делает ли грамотность человека лучше? Мы можем прочитать слова, способные
посеять в душе отчаянье, — их кто-то написал. Сколько написано и прочтено лжи,
мерзости, доносов и смертных приговоров. Детей учили грамоте, а научили
использовать слово к своей выгоде. Люди фехтуют словами, пытаясь побольнее
уколоть друг друга, и тот, кто владеет словом лучше, более опасен. Ничто не может сделать человека хорошим, если он выбирает
плохое. И любой инструмент в нашем арсенале может использоваться во зло. Стихи
здесь не исключение. То, что стихи не могут переродить человека к добру, не
является свидетельством их ненужности и бесполезности, а просто очерчивает
границу разумных ожиданий. И если её принять, то уже внутри можно ответить однозначно:
да, стихи делают человека лучше — не в этическом, а скорее — в техническом
плане. Они его развивают. Чтение стихов прививает навык образного мышления. Сущность
поэзии состоит в высокой концентрации средств художественного выражения.
Образы, метафоры, символы, которые мы встречаем в стихах, задают глубину
восприятия. И эту глубину мы можем считывать уже за пределами поэзии. Слова поэтического текста не просто что-то повествуют, они
то и дело вступают в перекличку друг с другом, подтягивают самые разные смыслы.
Читая стихи, человек открывает для себя многомерность семантического
пространства. Мир выходит сложнее, чем кажется на первый взгляд, в нем
оказываются возможными очень неожиданные смысловые связи. Эта новоприобретённая
сложность делает человека богаче: видя окружающее сквозь призму поэтических
образов, мы получаем от мира больше. Самое ординарное вдруг становится
волшебным и красивым. Нас посещает эстетическое удовлетворение, а с ним — и
положительные эмоции. Это делает нас чуточку счастливее. Видя, как стихи строятся вокруг сопоставлений смыслов, мы и
сами научаемся оперировать смыслами более широко. У нас возникают новые
возможности как в передаче мысли и чувства, так и в постижении мира. Вырастает
арсенал средств, с помощью которых мы можем создавать собственное культурное
пространство, а через взаимодействие с другими людьми — и общую для всех
культуру. Культура держится сложностью потребителя; там, где всё сводится к
простой реакции на стимул, культура вынужденно будет примитивной. Поэзия
удерживает нас от сползания в примитив. Поэзия учит переживанию. Проза разговаривает с читателем
более отстранённо. Стихи, даже набрасывая пейзаж, помещают лирического героя (а
вместе с ним и читателя) внутрь картинки. Пожалуй, в каждый поэтический текст
зашита эмоция; в сущности, именно она и понуждает автора к созданию строчек.
Без эмоции стихи выглядят пустыми, ненужной игрой в слова. Хорошие стихи макают
читателя в эмоцию, а порой утягивают в неё с головой. Читателю приходится
как-то откликаться, душа начинает вибрировать. Накапливается эмоциональный
опыт. Наконец, стихи — это не просто высказанное, а сказанное в
специальном порядке. Стихотворный текст особо организован, внутри него живёт
ритм. Звуковой поток делится на периоды — строфы и строки. Строки могут быть
связаны между собой не только смыслом, но и созвучностью — рифмой. Таким
образом, стихи — это весьма высокоэнергетическая структура. Читая стихи
(особенно вслух), мы пробуждаем эту энергию, улавливаем её. Выучив стихотворение наизусть, мы не просто запоминаем набор
слов, образов или мыслей, мы получаем в своё распоряжение энергетический пакет,
своего рода банку консервов, которую можно вскрыть в нужный момент — и слова
проговорятся как бы сами собой, помогая выражению наших собственных мыслей и
насыщая нас эмоционально. Чем больше стихов мы знаем, тем больше у нас
внутренний резерв. Ритмический рисунок стиха — это порядок, внесенный в поток
восприятия, которое часто кажется хаотичным. Усваивая вместе с поэтическим
текстом его структуру, мы понимаем, как устроена гармония — это организация
потока в рисунок. Гармония проникает в нас как семечко, способное при случае
прорасти. Мы становимся чувствительными к ритму. Он поселяется внутри и
структурирует нас, задаёт темп. На этом уровне слова перетекают в музыку, а
музыка в слова; не случайно первичное состояние поэзии — это песня. Песня — это соединение чистой гармонии музыки со смыслом,
который дарят слова, наполнение гармонии содержанием. Человеку требуется петь —
так он достигает полной синхронизации себя и мира; внешний и внутренний ритмы
переплетаются и сливаются воедино. Порою даже возникает ощущение, что правильно
выстроенные строки способны перекроить ткань мироздания — не посредством
человека (вдохновить читателя на изменение мира — удел прозы), а напрямую.
Возможно, поэзия хранит воспоминания о силе слова, которым был сотворен мир. | |
Наверх |