ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Коронавирус это

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
Яндекс.Деньги 41001508409863


Если у Вас есть счет Яндекс.Деньги,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
 

Рождественский вертеп

Печать
Автор Анна Карамышева   

Хочу рассказать об удивительном, ярчайшем явлении славянского фольклора — рождественском вертепе.

Копия вертепного театра с коллекцией кукол из Старорусского уезда Новгородской губернии. (Подлинник, приобретенный в 1902 году, хранится в фондах Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург)

Вертеп — это традиционное кукольное представление, кукольная мистерия, посвященная Рождеству Христову, бытующее в России с XVII века. Представление разыгрывается в специальном ящике — вертепе, изображающем пещеру (от церковно-славянского вертеп), в которой родился Спаситель. Традиционный вертепный ящик состоит из двух (иногда трёх) этажей. Такая конструкция определяется трехчастным строением рождественской драмы и самого мира: рай — земля — ад. В верхнем ярусе помещается изображение Святого Семейства: Богородица, Младенец Христос, в некоторых вариантах — праведный Иосиф, супруг и хранитель Девы Марии. Там разыгрывается сцена поклонения пастухов и волхвов. Ангел возвещает здесь о рождении Спасителя. Это самая красочная, нарядная часть вертепного ящика. 

Второй этаж изображает покои царя Ирода. Там разыгрываются полные драматизма сцены с Иродом, воинами и Рахилью, умоляющей пощадить своего ребёнка. Но воины по приказу Ирода убивают его. Там Смерть приходит за царем-злодеем, чёрт выскакивает из люка в полу ящика, чтобы помочь ей забрать злочестивого Ирода в ад.

Иногда вместо чёрта из отверстия выползает Змий, обозначающий также нечистого духа тьмы. Таким образом, именно во втором ярусе совершается кульминация и развязка вертепного действа. Иногда делается и третий, нижний этаж, изображающий преисподнюю. И что характерно, согласно древней традиции, эти этажи-ярусы изолированы друг от друга. Персонажи вертепа не могут попадать из одного яруса в другой, из горнего мира (мира ангелов и добра) в мир дольний (мир, где действуют силы ада). Разве только убитый младенец, когда за его душой приходит из верхнего яруса светлый ангел и забирает с собой... Единственным исключением является куколка Пономарь. В начале представления этот персонаж скользит, не спеша, по прорезям в полу обоих этажей ящика и зажигает свечи. Поистине волнующее зрелище! Ведь в этот момент свет в комнате потушен и звучат рождественские песнопения!

Вертеп бытовал на огромных пространствах от Польши и Украины до Сибири. Играли его на святках от Рождества до Крещения, а в некоторых местностях до Сретения и даже до Великого поста. «Деревенские дети в бумажных высоких коронах, с погонами на плечах и нарядными посохами в руках — это «персидские цари», пришедшие поклониться Богомладенцу. Украшенный золоченой бумагой и лубочными картинками небольшой фанерный ящик с двускатной крышей, путешествующий вместе со святочными царями, — это рождественский кукольный театр, или вертеп. Ряженые обыкновенно возили вертепный ящик на санках, когда ходили из дома в дом со своим представлением. Поднявшись на крыльцо и войдя в сени, они спрашивали разрешения колядовать. Если хозяева были расположены принять вертеп, колядовщики вносили театр в горницу, ставили его на стол или на два стула и представление начиналось.

Дети пели тропарь праздника: «Рождество Твое, Христе Боже наш…». Раскрывались расписные створки ящика-театра, раздвигались занавеси, кукла, изображающая ангела, зажигала свечи у крошечной рампы. Церковные канты сменялись назидательными духовными стихами или народными колядками, ритмизованная речь персонажей перетекала то в прозу, то в песню. Перед зрителями проходила история изгнания Адама и Евы из рая, Рождества Спасителя и избиения вифлеемских младенцев, завершающаяся смертью Ирода» (Давидова М.Г. Вертепный театр в русской традиционной культуре).

Вертеп — это самобытный народный театр, где действуют свои законы, в нем нет ничего случайного. Форма здесь чрезвычайно значима, она является носителем особого духа. Представление идет при свете свечей в сопровождении живого пения и музыки. В нём особенные куколки, закрепленные на штыре, выходящем снизу, как ручка, проводятся по щелям в полу сцены. каждый персонаж исполняется согласно традиции. Пастухи (их обычно двое, а иногда и трое) изображаются людьми разного возраста — например, юноша и старик. Их может сопровождать барашек, а в руках должны быть посохи.

Волхвы также изображаются людьми разного возраста, а ещё важнее — разных национальностей. Ведь известно, что пришли они из разных стран. При этом один из них обязательно темнокожий. В руках у них дары, приготовленные для Богомладенца. И ещё одна интересная деталь — часто они выступают как единое целое, как один персонаж и крепятся на одной палочке-потыке.

Нечистый дух по традиции не страшный, а скорее противный, вызывающий смех, а Смерть безликая, подвижная, способная реально отрубить Ироду голову своей косой...

Современный вертеп

Современный вертеп работы Игоря Бабанова (г. Ярославль)

Традиционный вертеп предполагает предельную скупость движения персонажей, отсутствие мимики и жеста. Обращаются куклы в зал, а не друг к другу, называя себя: «Я — Ирод-царь!» «Мы — волхвы!». Зритель, таким образом, вовлекается в действие, становится его соучастником. Текст вертепного действа передавался из уст в уста, за века в нем сплавились и языки, и обычаи, и время. Но как дорого целомудрие, с которым наши предки отнеслись к рождественской истории! Никто не вложил слов в уста Пресвятой Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества, собственно вертеп, — лишь знак, картина, икона, которая освящает все действо. Поэтому Святое семейство предпочтительно показывать не в виде кукол, а именно в виде изображения, картинки. И ангелов следует делать особенно благоговейно.

Прекративший свое существование в России к 20-м годам XX века, вертеп в 1980-х годах был возрождён усилиями энтузиастов. С 1992 года, когда Союз театральных деятелей России начал устраивать в Москве ежегодный фестиваль «Рождественские семейные вечера», в России и странах СНГ стали регулярно проводиться фестивали вертепных театров, объединяющие на одной площадке профессиональных исполнителей и любителей народного театра.

Источник  



Наверх
 

Вы можете добавить комментарий к данному материалу, если зарегистрируетесь. Если Вы уже регистрировались на нашем сайте, пожалуйста, авторизуйтесь.


Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение