Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
КУЛЬТУРОЛОГ - сайт о культуре вообще и современной культуре в частности |
Культура - это мир
смыслов.
Человек - существо осмысленное. Мы рождаемся в культуре и живём в ней.
Из культуры нельзя выпрыгнуть, как нельзя выйти из пространства, в котором есть
воздух - сразу умрёшь. А вне культуры утратишь человеческое состояние. Культура
создаёт нас (наполнение нашего сознания), мы (в какой-то степени) - её. Мы
впитываем смыслы, которые нас окружают, генерируем их сами, передаём другим
людям.
Как это происходит - в обществе, в нас самих? Какие инструменты работы
со смыслами существуют? Как устроено и
чем наполнено пространство культуры? Об этом - настоящий сайт.
Подробнее о структуре сайта>>>
Новые публикации:
|
Человек (философия личности) - | АвторВасилий Страхов | | Эта статья была опубликована в сборнике статей и материалов "А.С. Пушкин. 1837-1937", вышедшем в Саратовском областном издательстве в 1937 году. При всех знаках времени (противопоставлении "царского" прошлого социалиалистическому настоящему) это весьма информативный и познавательный текст. |
| Наверх | | Искусство: культура в фокусе - | АвторКонстантин Белов | | Лет 20-25 назад позвонили мне и сказали, что в
Волгограде, в картинной галерее,
организована выставка привезённых из столичных музеев работ русских художников.
Мне настоятельно посоветовали побывать на этой уникальной для нашей провинции
экспозиции. |
| Наверх | | Общество (философия социума) - | АвторЗигмунт Бауман | | Это фрагмент из книги "Идет ли богатство немногих на пользу всем прочим?". Полный текст здесь. |
| Наверх | | Слово (язык и литература) - | АвторОксана Волошина | | Статья
посвящена творчеству выдающегося философа, филолога и культуролога В. фон
Гумбольдта (1767—1835). Автор рассматривает основные понятия гумбольдтовской
философии языка: язык как воплощение деятельности человеческого духа, как
отражение национального мировоззрения. В работе анализируется понятие
внутренней формы языка, системного устройства языка и принципы языкового
развития. |
| Наверх | | Теория культуры - | АвторРоберт К. Мертон | |
Это эссе было первоначально опубликовано в 1942 году под названием «Наука и технология в условиях демократического порядка». В нем представлены основные принципы, на которых базируется этос науки, то есть этические ценности, разделяемые всеми учеными. Благодаря применению этого этоса деятельность ученых столь продуктивна и столь отличается от болтовни и агитации идеологов и политиков. Примечания автора сделаны позднее. |
| Наверх | | История - далекая и близкая - | АвторЕкатерина II | | В 1767 году по повелению Екатерины II была созвана Уложенная комиссия, которой была поставлена задача систематизировать законодательство Российской Империи – сделать новое уложение российских законов взамен Соборного уложения 1649 года. (Впрочем, работа Комиссии оказалась бесплодной). В качестве напутствия новому органу Екатерина написала этот Наказ, который задавал основные принципы построения правовой системы и государственной политики. Для написания императрица использовала различные источники – работы Шарля Монтескьё «О духе законов», Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях», статьи Энциклопедии Дени Дидро и Жана Д`Аламбера. Несмотря на то, что текстуально значительная часть Наказа представляет собой компиляцию, сам документ имеет большое историческое значение. Его можно считать философским трактатом, соответствующим духу своей эпохи, но гораздо важнее, что это реальная попытка государственной власти осмыслить свои основания и положить надежный юридический фундамент, определяющий и даже ограничивающий свои действия. |
| Наверх | | Слово (язык и литература) - | АвторПушкин А.С. | | Это незаконченная работа 1834 года. Пушкин пытается дать очерк истории поэзии, с тем чтобы выйти на образцы современного ему стиховторного творчества. Материалом ему служит в основном французская литература. Для Пушкина очевидно, что русская поэзия не имеет такой глубокой базы, и потому неизбежно строится как подражание поэзии европейской. Отсюда и название статьи. Но какие-то выводы автору сделать не удалось. Статья обрывается, когда он хочет перейти к российким реалиям. Что, конечно, по-своему показательно.
|
| Наверх | | Слово (язык и литература) - | АвторВсеволод Зельченко | | В стиxoтвopении В. Ф. Хoдасевича «Памяти кoта Myppа» (1934) пpинципиальная opиентация на язык и пoэтикy pyсскoгo «зoлoтoгo века» пpoявляе тся в тoм числе и на ypoвне пoдтекстoв: не пpевpащаясь ни в центoн, ни в oбpазчик yченoй пoэзии, эти стиxи пpедставляют сoбoй пoчти непpеpывнyю цепь цитат и аллюзий, дoныне не oтмечавшиxся кoмментатopами. В статье yказываются pеминисценции из стиxoв А. А. Дельвига и А. А. Фета, а также из письма А. С. Пyшкина П. А. Плетневy, – текстoв, каждый из кoтopыx так или иначе pазвивает центpальный для стиxoтвopения Хoдасевича мoтив «Элизиyма пoэтoв».
|
| Наверх | | Искусство: культура в фокусе - | АвторВиктор Парнев | | Эссе к 85-летию со дня рождения Карела Готта Значение Карела Готта как деятельной культурной единицы эстрады далеко превосходит подразумеваемую в таких случаях функцию развлечения. Хотя сама по себе эта функция не так уж маловажна и утилитарна, в нашем случае она вторична. Он резко поднял планку песенного исполнительского жанра на восточноевропейской эстраде, и в первую очередь на советско-российской. После такого голоса, такого имиджа, такой артистичности певцам-середнячкам стало гораздо труднее выглядеть на эстраде большими талантами и любимцами публики. |
| Наверх | | Слово (язык и литература) - | АвторЕфим Курганов | | Это глава из книги «Анекдот как жанр» (более поздняя редакция книги называется «Анекдот как жанр русской словесности»). Мы помещаем эту главку в раздел «Литература XIX-го века», так как она посвящена в основном Ивану Андреевичу Крылову. По мнению автора талант Крылова был особенный – он чувствовал жанр басни в его изначальной, природной специфике, отвечая басней на ситуацию (таким образом автор получает иллюстрацию к тезису о близости басни к анекдоту). |
| Наверх | |
|
|
|
|