ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Искусство >> Массовое искусство
Массовое искусство

В нашей культурной среде популярна фраза «...из всех искусств для нас важнейшим является кино». Это высказывание приписывается В.И. Ленину, но известно лишь со слов А.В. Луначарского - первого Наркома просвещения. Впрочем, мысль понятна. Кинематограф очень быстро, практически только возникнув, оказался наиболее влиятельным из всех видов искусств.  Ни одно другое искусство не могло обеспечить столь массовый охват. При этом кино обеспечивало наиболее сильное воздействие на зрителя.

Появление звука, цветных лент, трансляция кинопродукции с помощью телевещания, далее - появление видеомагнитофонов, цифровой формы передачи картинки, наконец, - интернета, в котором каждый в любой момент может найти и посмотреть практически любой фильм, - максимально усилии позиции этого жанра. Кино стали называть миром грёз: в экранном пространстве (хотя сегодня это выражение уже устарело - возможно безэкранное погружение в цифровую "реальность") возможно воплощение любых фантазий. Любые придуманные события могут получить визуальный ряд, не уступающий, а то превосходящий то, что мы можем видеть в действительности.

Поэтому кинематограф (а также смежные с ним жанры) обязательно должен быть в центре внимания исследователей, изучающих современную  культуру. 

Ждём Ваших работ на  kulturolog@yandex.ru.



Искушение продолжениемПечать
АвторВиктор Парнев  
isk0.jpg

Продолжение редко когда оказывается равноценным первому, удачному фильму. Но, тем не менее, сиквелы активно снимают. Новые авторы пишут книги про полюбившихся старых героев. Автор эссе на всем известных примерах разбирает это явление.  


Наверх
 
Советский кинопрокат и журнал «Советский экран»Печать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
Обложка журнала «Советский экран», №18 за 1966 год

Это основная часть Введения в книгу "Лучшие и худшие фильмы советского кинопроката: мнения читателей журнала «Советский экран» (1958-1991)". Скачать книгу полностью можно, перейдя по этой ссылке>>> .


Наверх
 
Андрей Рублев – Леонардо да Винчи – Андрей Тарковский: интеллектуальные диалогиПечать
АвторС.С. Загребин  
Кадр из фильма Андрей Рублев - Андрей Рублев (актер Анатолий Солоницын) на фоне иконостаса во Владимирском Успенском соборе.

Соединение названных имён может показаться искусственным. Между тем эти три ярких представителя интеллигенции своей эпохи оказались сопричастны в духовном и интеллектуальном диалоге, сущность которого мы попытаемся реконструировать на основе анализа образной системы и идейных оснований творчества великого режиссёра XX в. Андрея Арсеньевича Тарковского (1932–1986). 


Наверх
 
Кинематографическая деформацияПечать
АвторАндрей Карпов  
Уильям Рочфорт (р. 1985) - Свидание в пятницу вечером

Сегодняшнее состояние нашей культуры  это во многом результат столетнего давления со стороны кинематографа. И дело вовсе не в «плохих» фильмах. 


Наверх
 
Изображение публичного пространства в советских фильмах 60-х годовПечать
АвторНаталия Глебкина  
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»

«Ах, этот город, он такой, похожий на меня» (из песни Булата Окуджавы "Московский муравей",  1960) 

Теги:   Кино  Общество


Наверх
 
«Интервенция». Причины запрета фильма.Печать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
Кадр из фильма «Интервенция»

Настоящий материал – фрагмент книги "Рекордсмены запрещенного советского кино (1951-1991) в зеркале кинокритики зрительских мнений".

Полностью книгу можно скачать по этой ссылке>>>  

Теги:   Кино


Наверх
 
Лидеры советского кинопроката: тенденции и закономерностиПечать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
Кадр из фильма Пираты XX века

Глава из книги "Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей". М.: ОД «Информация для всех», 2021. 1134 с.

Книга доступна для скачивания по следующей ссылке>>>   

Теги:   Кино


Наверх
 
Советское кино: очень краткая историяПечать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
Фотография со съёмок фильма «Верные друзья», 1954

Глава из книги "Тысяча и один самый кассовый советский фильм: мнения кинокритиков и зрителей". М.: ОД «Информация для всех», 2021. 1134 с.

Книга доступна для скачивания по следующей ссылке>>>   

 

Теги:   Кино


Наверх
 
Путеводитель по Трассе 60Печать
АвторА.Д. Королёв  
Кадр из фильма Трасса 60

Автор описывает фильм "Трасса 60" как философскую притчу, дающую неплохую базу для оценки происходящего сегодня процессов. Знакомясь с этим интересным анализом, однако, стоит иметь в виду, что данная картина не входит в Список безопасных фильмов, то есть содержит сцены, которые смотреть детям не следует. 

 


Наверх
 
Российская кинематография как социальная история ХХ в.Печать
АвторЛубашова Н.И.  
Кадр из фильма Сергея Эйзенштейна "Октябрь" (1927)

Автор обращается к культурному опыту советской кинематографии, которая своими художественно-выразительными средствами формировала национальную кинематографическую картину на собственном знаково-символическом поле и культурном материале советской эпохи.

 


Наверх
 
Образ Франции и французов на советском и российском экранахПечать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
Кадр из фильма «Зори Парижа» 1936

Несмотря на серьезные межгосударственные конфликты (достигшие пика в эпоху наполеоновских войн), образ Франции и французов для россиян всегда был притягательно романтизирован. И здесь кинематограф, разумеется, не был исключением. Советский  кинематограф 1920-х – 1930-х попытался синтезировать романтический образ Франции с революционным пафосом («Новый Вавилон», «Мирабо», «События в Сен-Луи», «Зори Парижа», «Юные коммунары», «Гаврош»), что не мешало, впрочем, в «Обреченных» (1930) развернуть на экране мелодраматическую историю любви  француженки и русского солдата. 

 


Наверх
 
Гоголиада Жоры КрыжовниковаПечать
АвторАртём Ляхович, канд. искусствоведения, доцент  
Кадр из фильма Самый лучший день

(о фильме «Самый лучший день» и не только)

Теги:   Кино


Наверх
 
Школа и вуз в советском и российском киноПечать
АвторФедоров А.В., Левицкая А.А., Горбаткова О.И.  
Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные

Цикл статей охватывает всю историю темы в отечественном кинематографе, начиная с 20-х годов и до наших дней.


Скачать более полную версию (издание  Школа и вуз в зеркале советского и российского кинематографа. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2018.) можно, перейдя по этой ссылке>>>


Наверх
 
Уроки "Матильды"Печать
АвторАндрей Карпов  
Кадр из фильма П. Лунгина Царь, 2009

Какие системные выводы мы должны сделать, рассматривая прецедент фильма "Матильда". 



Наверх
 
Журнал "Искусство кино" 1967 годаПечать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
iskusstvo_kino.jpg

Советский кинематограф в зеркале журнала «Искусство кино» (на примере номеров юбилейного 1967 года).

 

Теги:   История  Кино


Наверх
 
Польский кинематограф в зеркале советской и российской кинокритикиПечать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
Кадр из фильма Ежи Кавалеровича Фараон, 1965

В статье суммируются взгляды отечественных кинокритиков на фильмы польского производства. Конечно же, одним из главных факторов восприятия оказывается политика. Сквозь призму кинокритики прослеживается разница политических режимов Польши и СССР. 


Теги:   Кино


Наверх
 
Образ Белого движения в киноискусствеПечать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
Кадр из фильма Бег

Анализ образа Белого движения в российском и зарубежном киноискусстве с учетом социокультурного и политико-идеологического контекстов.


Теги:   История  Кино


Наверх
 
«Левиафан» и «Солнечный удар» в зеркале российской медиакритикиПечать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф  
Кадр из фильма Солнечный удар

Анализ рецензий российских медиакритиков на фильмы "Левиафан" А. Звягинцева и "Солнечный удар" Н. Михалкова. Авторы анализируемых рецензий разделены на "либеральное" и "консервативное" крыло.



Наверх
 
О тихом и громком. Воровка книгПечать
АвторВениамин Гудимов  
vorovka_knig.jpg

... наша память похожа на книгу на неизвестном языке. Хотя кто знает - откуда взялась она? Может быть, ее кто то обронил, забыв. И теперь детские пальцы листают ее, глаза пробегают пока молчащие строчки и останавливаются на картинках. Возможно, когда-то мы также исследовали ее - так, как это может делать ребенок, считающий найденную книгу своей. В ней картинка... немая очевидность, клубок линий, проросший из молчащих буковиц, наслаивающий на себя твое внимание. Кто поддастся ему, соблазнившись разгадкой, предчувствуя за внешней  видимостью мягкий теплый воск слов?

Теги:   Кино


Наверх
 
Нацистские игровые фильмы на русскую темуПечать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
Парижский кинотеатр зарезервированный для немецких солдат

Проводится герменевтический анализ германского кино 30-40-х годов - идеологического нацистского оружия, направленного против России.



Наверх
 
Психолого-педагогический анализ анимационной продукции (мультфильмов) для детей и подростковПечать
АвторКонцепция информационной безопасности детей  
Кадр из мультфильма Он попался

Данный материал представляет собой несколько глав Раздела 3 Концепции информационной безопасности детей, выложенной для общественного обсуждения на сайте Роскомнадзора (автор и литература доступны по ссылке). Здесь разбираются: значение мультипликационной продукции в жизни детей, уместность (вернее, неуместность) мультфильмов в возрасте от 0 до 3-х лет, критерии, по которым оценивается пригодность мультфильма для той или иной возрастной группы детей.



Наверх
 
Григорий Распутин как западный кинообраз варварской РоссииПечать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
Депардье в роли Распутина (фильм Распутин, 2011)

В западных кинематографических трактовках жизнеописания Г.Распутина создается чрезвычайно упрощенный  образ России – варварской, непредсказуемой, бунтарской, мистической, а главное – чужой, не совместимой с нормальным американо-европейским образом жизни.



Наверх
 
Анализ советских антирелигиозных фильмовПечать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
Заговор обреченных (1950)

Анализ выполнен по канонам технологии герменевтического анализа медиатекстов.



Наверх
 
Политическая ангажированностьПечать
АвторАлександр Федоров, д-р. пед.н., проф.  
Кадр из фильма До последней минуты

Политическая ангажированность: герменевтический анализ советских игровых фильмов о жизни Ярослава Галана


Теги:   Кино


Наверх
 
Два Винни-Пуха: анализ характеровПечать
АвторОсвальд Айтен  
Кадр из мультфильма Федора Хитрука

Пух Райтермана и Пух Хитрука: сравнительная характеристика персонажей



Наверх
 
<< [Первая] < Предыдущая 1 2 Следующая > [Последняя] >>
Результаты 1 - 25 из 37

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение