Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Интроспекция Наши глаза смотрят вовне. Сам себя человек может увидеть лишь в зеркале. Для того, чтобы разглядеть себя среди других, сопоставить и сделать выводы, мы должны отразиться в зеркале культуры. Но надо помнить, что оно может обманывать. Ведь современная культура полна искажений. Поэтому интроспекция рапспадается на две операции: сначала мы собираем отражения, без которых не определить наш подлинный облик, а потом удаляем из них искажения. Только так можно узнать о себе правду, а найдём ли её – зависит от того, насколько честными мы будем, ведь правда вряд ли будет говорить нам то , что нам будет нравиться. Ждём Ваших материалов на адрес: kulturolog@yandex.ru.
| АвторС.С. Мерзляков | | В статье рассматривается интенсивная работа воображения, ее причины и следствия для человека. Автор указывает на наличие негативных эмоциональных переживаний, которые сопутствуют интенсивному воображению, и указывает на механизм рационализации, который участвует в снижении интенсивности внутреннего моделирования. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Почему люди поступают не так, как мы ожидаем |
| Наверх | | АвторФ.И. Гиренок | | Сознание, которое извлекает логику из события, является понятийным. Сознание, извлекающее абсурдность события, является клиповым. Указанное различие позволяет по-новому взглянуть на сознание со стороны самости. |
| Наверх | | АвторМорис Хальбвакс | | Классическая работа основатеоя концепции исторической коллективной памяти. Работа опубликована в 1925 г. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Как не превратиться в постмодернистского человека |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Моё мировоззрение – это, в первую очередь, мои ценности. Они – основа, фундамент моей личности. Через отношение к ценностям выстраивается вся моя внутренняя жизнь. Они – ключ к мотивам моих поступков. Они настолько важны, что я обращаюсь с ними как с чем-то очень простым и интуитивно понятным, тогда как ценности – это, пожалуй, самый сложный элемент нашего семантического пространства. Ничто другое из мира понятий не мифологизируется так быстро и глубоко. Чтобы не быть обманутым мифом, необходимо постоянно быть настороже. И, прежде всего, конечно, надо понять, откуда мы берём свои ценности, почему они обрастают мифами и как разглядеть настоящую ценность за облаком мифа. Об этом - эта небольшая книжка. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | То, что я собираюсь сказать, - не более,
чем набор трюизмов. Собранные здесь тезисы очевидны и не требуют
распространённого доказательства. И в то же время, они не являются
банальностями. Они не занимают авансцены нашего сознания, не лезут в глаза. Мы
не можем позволить себе не знать всего этого, но легко позволяем то ли не
помнить, то ли просто не обращать внимания на подобные "пустяки".
Однако речь не о пустяках. Игнорируя простые истины, мы искажаем картину мира.
Наше восприятие становится неадекватным, мы не понимаем других людей и себя, и
порою страдаем от этого. Поэтому имеет смысл посвятить трюизмам этот недлинный
текст. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Если человек следует своим убеждениям, жизнь его обязательно изменится. В какую сторону? Это зависит от убеждений. |
| Наверх | | АвторИ.П. Корзун | | Как можно "жить и не знать ... для чего звезды на небе?" – более ста лет недоумевает со сцены чеховская Маша. А мы-то сегодняшние знаем, стремимся узнать? |
| Наверх | | АвторКонстантин Фрумкин | | Экзистенциальная герменевтика феномена жизни. |
| Наверх | | АвторГ.К. Честертон | | Если бы мне дали прочитать только одну проповедь, я говорил бы о гордыне. |
| Наверх | | АвторВениамин Гудимов | | Обратил внимание на учебник по информатике (для средней школы): автор, касаясь темы памяти, предлагает сравнить человеческую и компьютерную память. И дает подсказку в плане долговечности, четкости, удобства хранения и пр. |
| Наверх | | АвторИван Ильин | | Из книги "ПОЮЩЕЕ СЕРДЦЕ. Книга тихих созерцаний". Написана в 1943 г. Впервые на русском издана после смерти автора - в 1958 г. |
| Наверх | | АвторКонстантин Белов | | Посвящается милому другу моему, моей жене, Тамаре Беловой-Гаренских Мир меня ловил, но не поймал.
Григорий Сковорода
Жизнь без деятельности – преступление; без искусства – скотство.
Джон Рёскин |
| Наверх | | АвторАнатолий Бахур | | Свобода - понятие емкое и
многогранное, проявление ее в жизни
человекавесьма
многообразно и имеет
много уровней. Поэтомуне удивительно,что так
сложно дать точное и исчерпывающее
определение этому понятию. |
| Наверх | | АвторЮ.М. Зенько | | В русском языке слово ‘личность’ появилось не ранее второй половины XVII века, первоначально оно было образовано как отвлеченное существительное к имени прилагательному ‘личный’, обозначавшему: принадлежащий, свойственный какому-нибудь лицу (Виноградов В. В. Из истории слова «личность» в русском языке до середины ХIХ века // Доклады и сообщения филологического факультета МГУ. Вып. 1. 1946, с.11). До этого же были такие слова: ‘человек’, ‘людин’, ‘душа’, ‘существо’, которые имели больше родо-видовой, чем конкретно-личностный характер /там же, с.10/. Это было связано с тем, что сознанию древнерусского человека до XVII века было чуждо понятие о единичной конкретной личности, преобладала же ориентация на «мы», коллективность и общинность сознания. |
| Наверх | | АвторЛеонид Костюков | | Думаю,
не будет преувеличением сказать, что нынешняя западная цивилизация
отчетливо выстроена вокруг прав личности. История ХХ века преподнесла
нам всем чрезвычайно внятные уроки, которые трудно усвоить иначе, нежели
незыблемо уважать права личности. Остальное приложится. |
| Наверх | | АвторМаксим Маринов | | Раскрывается соотношение понятий «детерминизм» и «свобода»
применительно к индивиду как субъекту. Формулируется парадигма свободы
индивида в рамках детерминированной психофизиологической деятельности. |
| Наверх | | АвторЕлена Прудиус | | Я речь свою веду о том, Что вся земля наш общий дом. Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нём живём. Ещё о том веду я речь, Что этот дом хотят поджечь, Хотят, чтоб к нам пришла беда, Чтоб жизнь исчезла навсегда. |
| Наверх | | АвторВ.Н. Волков, д-р филос.наук, проф. | | Статья посвящена одной из наиболее сложных, загадочных и слабо изученных проблем философии ХХ века — проблеме жизненного мира. Человек всегда живёт в мире — природном, социальном, культурном. Но мир для него — не «объективная реальность», а реальность жизненная, освоенная, соразмерная с ним. Такой мир не может быть предметом естествознания, — он есть предмет феноменологии. Концепт жизненного мира играет важную роль в исследованиях «структур повседневности», «обыденного мира» и т. п. Изучение проблемы жизненных миров имеет непосредственное отношение к вопросам психологии, педагогики, социологии, истории, теории личности и сознания. |
| Наверх | | АвторПивоев В.М., д-р. филос. наук, профессор | | Проблема смысла относится к числу важнейших и для языкознания, и философии. Она связана с фундаментальной потребностью и способностью человека осознавать себя и свое существование в мире как осмысленное и целесообразное, предвидеть и планировать свою деятельность. Соответственно бессмысленность считается симптомом кризиса личного и социального бытия и чревата деструктивностью и смертью. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Дети торопятся вырасти, а взрослые потом всю жизнь испытывают ностальгию по детству. Это не просто желание снова превратиться в детей, открутить время вспять. Вернуться в детство детьми неинтересно. Это значит потерять мир, снова хотеть обрести его, торопить время, стремиться вырасти. Менее фантастический и более страшный способ впасть в детство это безумие. Кто пожелает себе маразма ? Вся мука тоски по детству как раз и заключается в том, что безумно хочется, не потеряв взрослости, снова обрести окружающий мир таким, каким он виделся, чувствовался, был для нас в детстве. |
| Наверх | | АвторАндрей Карпов | | Что есть сила, которую мы столь часто жаждем? Вероятно, у силы есть свои слабости, так каковы же они? |
| Наверх | |
|
|
|
|