ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 

  
Культуролог в ВК
 
 

  
Главная >> Человек >> Человек в Прошлом
Человек в Прошлом

История – это всё-таки, прежде всего, факты.  Погружаясь в историю, мы перебираем даты, события и персоналии. И этот весьма текучий состав порою мешает увидеть нечто важное: Прошлое представляло собой такую же среду обитания, какой для нас является Настоящее.  В повседневности прошлого жили люди. И эти люди были чем-то похожими на нас, а в чём-то – совсем другими, поскольку и повседневность (культурная среда) тоже была чем-то схожей с сегодняшним днём, а в чём-то – разительно отличной.

Вот об этом – о бытии человека в ушедшей культурной среде – мы здесь и хотим сказать.

Ждём Ваших материалов на адрес: kulturolog@yandex.ru. 



Пушкин и массовый читательПечать
АвторВасилий Страхов  
В книжной лавке А.Ф. Смирдина Обложечная иллюстрация альманаха Новоселье - Книга вторая - 1833-1834 Рисунок - Сапожников А.П., гравёр - Галактионов С.Ф.

Эта статья была опубликована в сборнике статей и материалов "А.С. Пушкин. 1837-1937", вышедшем в Саратовском областном издательстве в 1937 году. При всех знаках времени (противопоставлении "царского" прошлого социалиалистическому настоящему) это весьма информативный и познавательный текст.


Наверх
 
Идеальные образы языкового поведения XX–XXI веков (СССР-Россия)Печать
АвторВиктор Шаклеин  
Кадр из фильма «Юность Максима» (1934)

Как менялся лингвокультурный идеал на протяжении XIX-ХХ и какова с ним ситуация в России в настоящее время. 


Наверх
 
Социокультурная идентичность и «места памяти» российской интеллигенции XIX – начала ХХ векаПечать
АвторО.Б. Леонтьева  
Карл Беггров - Нарвские триумфальные ворота, 1830-1840-е гг

Историческая память представляет собой неотъемлемую часть культуры человеческого общества. Если индивидуальная память обеспечивает самоидентификацию человека, то историческая память, интерсубъектная по своей природе, является одним из важнейших структурных элементов групповой идентичности: семейно-родовой, этнической, конфессиональной, гражданской.


Наверх
 
Микрофизика власти: клятва и присягаПечать
АвторСергей Санников  
Вивьен и двое других дают клятву рыцарей - Миниатюра из манускрипта MS Royal 20. D. XI. Chansons of Guillaume d'Orange (Песни о Гильоме Оранжском), XIV в.

Из книги "Структурируя Квинотавра. Тератократия, дискус господства и семиозис власти в раннем Средневековье".

Полный текст книги доступен по ссылке>>> 


Наверх
 
Свобода личности или свобода индивида?Печать
АвторМихель Гофман  
Анна Сезик. Свобода, 2019

Когда современный мир говорит о свободе, которая, мол, является неотъемлемой характеристикой экоономического общества, речь идёт о свободе индивида, а не о свободе личности. А это – совершенно разные вещи. 


Наверх
 
Избранник Мироздания, или советский человек и смертьПечать
АвторКирилл Дегтярев  
Игорь Радоман Похороны М.И. Калинина. Авторский вариант картины находящейся в собрании Дома-музея М.И. Калинина.

"Посмотри: он скучающе едет и скучающе смотрит.  А понимает ли он, что он — избранник! От одного этого с ума можно сойти. Избранник Мироздания! Вынули на секунду из небытия, и через секунду опять вечная тьма несуществования. На одну секундочку! Да ведь он вопить от радости должен, что живет! А ему скучно."


Наверх
 
Право на забвениеПечать
АвторАндрей Карпов  
Сергей Феденко Песочные часы

Современность алчет бессмертия. Вроде бы и правильно: тяга к бессмертию проистекает из знания душой своей бессмертной природы. Но человек современного мира, забывшего христианские корни, не желает того, что ему предназначено Богом; он хочет быть обязанным всем исключительно лишь себе. Путь к бессмертию через смерть и Страшный Суд кажется ему неподъёмным, и он придумал себе другое бессмертие, в котором то, что есть в этом падшем мире, продлевается без конца.

Это желание обессмертить актуальность, может быть, и не всегда проговариваемое, имеет далеко идущие культурные последствия. Одно из них – отношение к прошлому.


Наверх
 
Личность в средневекой ЕвропеПечать
АвторДанил Кожин  
Миниатюра из манускрипта BNF Nouvelle acquisition française 5243 Guiron le Courtois, Италия, 1370-1380

В жизни мы нередко говорим про кого-то: "Это личность!" или "Это сама индивидуальность!" Кто-то говорит: "Ну как же я могу назвать этого человека личностью, если он женщинам и пожилым людям место в общественном транспорте не уступает!".Но как часто мы задумываемся о том, что стоит за этими выражениями? Правильно ли мы вообще представляем то, о чем так легко рассуждаем? А есть ли в них разница? Осветить некоторые аспекты затронутой проблемы призвана данная статья. При чем упор сделан на западноевропейское Средневековье, что покажется, по мнению автора, наиболее интересным увлекающимся историей, философией и культурологией, а также всем любознательным читателям.

Теги:   Личность


Наверх
 
ИРОНИЯ (извлечения)Печать
АвторАлександр Блок  

Самые живые, самые чуткие дети нашего века поражены болезнью, незнакомой телесным и духовным врачам. Эта болезнь - сродни душевным недугам и может быть названа "иронией". Ее проявления - приступы изнурительного смеха, который начинается с дьявольски-издевательской, провокаторской улыбки, кончается - буйством и кощунством.


Наверх
 

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение