Навигация по сайту
Основные разделы
Культурная среда
Коммуникации
Подпишитесь на обновления
Опрос
Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.
Культуролог предназначен для тех, кому интересны:
теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.
Культуролог в ЖЖ
Культуролог в ВК
|
Музыка Если задаться вопросом, какое из искусств обладает наиболее сильным воздействием на человека, то, пожалуй, в первую очередь мы вспомним о музыке. Остальные искусства проходят сквозь фильтр разума, тогда как для восприятия музыки рациональная способность не требуется. Музыка воздействует на нас непосредственным образом: как ветер овевает наше лицо, так музыка омывает нашу душу. Ещё говорят, что музыка - это гармония в чистом виде. Упорядоченность можно описать формулой. а любая формула - это застывшая музыка. Или наоборот, музыка - это заговорившие формулы.. Но в музыке присутствует и дисгармония. Возможно, чистая гармония скучна, но кажется, что современная музыка в поисках какого-то искусственного интереса намерена изжить гармонию полностью. Что же тогда останется? Что уже сегодня обрушивается на наши души, какое воздействие оказывается? Попытаемся описать музыку языком слов. Ввести рацио в пространство абстракции. Разбирая судьбу музыки, легче понять, что происходит с человеком. Присылайте ваши материалы на kulturolog@yandex.ru.
| АвторВиктор Парнев | ![Карел Готт Карел Готт](https://culturolog.ru//images/stories/2024/gott1.jpg) | Эссе к 85-летию со дня рождения Карела Готта Значение Карела Готта как деятельной культурной единицы эстрады далеко превосходит подразумеваемую в таких случаях функцию развлечения. Хотя сама по себе эта функция не так уж маловажна и утилитарна, в нашем случае она вторична. Он резко поднял планку песенного исполнительского жанра на восточноевропейской эстраде, и в первую очередь на советско-российской. После такого голоса, такого имиджа, такой артистичности певцам-середнячкам стало гораздо труднее выглядеть на эстраде большими талантами и любимцами публики. |
| Наверх | | АвторВиктор Парнев | ![Дин Рид Дин Рид](https://culturolog.ru//images/stories/2023/din1.jpg) | «У него было звонкое и красивое имя – Дин Рид, и жизнь он прожил так же звонко и красиво. Причём, имя это – не псевдоним, так определила ему судьба» (из откликов на смерть Динга Рида). Первая публикация эссе – в журнале "Новая Литература " (№102, август 2023) |
| Наверх | | АвторБулгакова С. Н. | ![Сергей Петров - Портрет композитора С.И. Танеева, 1955 Сергей Петров - Портрет композитора С.И. Танеева, 1955](https://culturolog.ru//images/stories/2022/taneev.jpg) | В лирико-философской кантате «Иоанн Дамаскин» Танеев впервые реализует замысел о написании православной кантаты по модели баховских протестантских кантат, объединив церковную музыкальную традицию со строгостью классики и лиризмом романтизма. |
| Наверх | | АвторМихайлова Е.В. | ![Ильяс Айдаров - Петр Ильич Чайковский, 2001 Ильяс Айдаров - Петр Ильич Чайковский, 2001](https://culturolog.ru//images/stories/2021/chaykovskiy.jpg) | В статье рассмотрен образ великого русского композитора П.И. Чайковского, созданный русскими поэтами. |
| Наверх | | АвторМихаил Казиник | | Наверх | | АвторИ.Г. Конова | ![Ирина Капралова. Люси и Тумнус, 1999 Ирина Капралова Люси и Тумнус](https://culturolog.ru//images/stories/2019/kapralova.jpg) | Внутренняя музыка как преодоление времени |
| Наверх | | АвторАндрей Костерин | ![Кадр из мультфильма Желтая подводная лодка Кадр из мультфильма Желтая подводная лодка](https://culturolog.ru//images/stories/2018/bitly.jpg) | Эпитафия Революции Воображения |
| Наверх | | АвторДиакон Георгий Скубак | ![Йозеф Штилер Бетховен, сочиняющий Торжественную мессу, 1820 Йозеф Штилер Бетховен, сочиняющий Торжественную мессу](https://culturolog.ru//images/stories/2018/beethoven.jpg) | 9 симфония Людвига ван Бетховена написана в 1824 году. Это последняя сочиненная им симфония. Она является одним из наиболее известных произведений классической музыки и считается выдающимся шедевром композитора. |
| Наверх | | АвторНаталья Колесникова | ![Лев Русов Скоморохи, 1976 Картина художника Льва Русова под названием Скоморохи](https://culturolog.ru//images/stories/2018/skomorohi.jpg) | О функциях музыки |
| Наверх | | АвторА. М. Лесовиченко | ![Уржингийн Ядамсурэн Старик-сказитель, 1958 Уржингийн Ядамсурэн Старик-сказитель, 1958](https://culturolog.ru//images/stories/2018/starik_skazitel.jpg) | Книга о душе монгола (рецензия на книгу «Уртын дууны хатан хаан / The queen of the long song»)
|
| Наверх | | АвторНаталья Колесникова | ![Николай Лаврентьев «Композитор Георгий Свиридов на репетиции», 1972 Георгий Свиридов на репетиции](https://culturolog.ru//images/stories/2018/aoi540465ebf2af7_1024.jpg) | Музыка как забава. Музыка как профессия. Музыка как искусство. Музыка как судьба.
(Из записных тетрадей Свиридова) |
| Наверх | | АвторНаталья Колесникова | ![Ханна Лори Кёлер (род. 1949) Воспоминания и музыка Ханна Лори Кёлер (род. 1949) Воспоминания и музыка](https://culturolog.ru//images/stories/2017/hanne-lore-koehler.jpg) | Традиции
музыкально-числовой символики |
| Наверх | | АвторВячеслав Медушевский | ![Карло Сарачени Святая Цецилия и ангел, 1610 Карло Сарачени Святая Цецилия и ангел, 1610](https://culturolog.ru//images/stories/2017/cecilia.jpg) | Красота классической музыки имеет духовные корни.
|
| Наверх | | АвторНаталья Колесникова | ![Зоя Чернакова Музыканты, 1995 Зоя Чернакова Музыканты](https://culturolog.ru//images/stories/2017/muzuykantuy.jpg) | Современная академическая музыка, хотя, вроде бы, и наследует классике, зачастую воспринимается как авангардная, строящаяся на музыкальных экспериментах и даже как бы написанная ради них. Авторов и исполнителей привлекают оригинальность и новизна звучания, насыщенность содержанием (а вернее, знаками и символами). Желаемый результат достигается с помощью использования диссонансов - более сложных, а потому боле информационно насыщенных созвучий. В результате, диссонанс сегодня очевидно преобладает над консонансом. Не приводит ли это к определённым утратам? Может ли музыка, выстроенная таким образом, полноценно выполнять свою функцию? Автор статьи пытается в этом разобраться. |
| Наверх | | АвторВячеслав Медушевский | ![Владимир Маковский Певчие на клиросе, 1870 Владимир Маковский Певчие на клиросе](https://culturolog.ru//images/stories/2017/na_klirose.jpg) | «Ничто, ничто так не возвышает
и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз
тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как
согласное пение и стройно составленная божественная песнь… Как туда, где
грязь, бегут свиньи, а где цветы и благоухания, там пребывают пчелы,
так и туда, где развратные песни, собираются бесы, а где песни
духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу». Св. Иоанн Златоуст. Беседа на псалом
41. «Постарайтесь заполнить звуковую кассету
вашей души сейчас, пока
вы молоды, иначе же, когда состаритесь, то вперемешку с классической
музыкой будет слышен и рок-н-ролл». Блаженный старец Паисий Святогорец (†1994). |
| Наверх | | АвторНаталья Колесникова | ![Ификл на уроке музыки у Лина, фрагмент росписи краснофигурного скифоса вазописца "Пистоксена", 480-460 гг до Р.Х. Лин и Ификл](https://culturolog.ru//images/stories/2017/lin_i_ifikl.jpg) | Возникновение учения о музыкальном этосе: от Гомера к Пифагору |
| Наверх | | АвторА. М. Лесовиченко | ![Икона Рождества Христова Рождество Христово](https://culturolog.ru//images/stories/2017/rozhdestvo.jpg) | Новая опера Ираиды Сальниковой и рождественская тема в музыке |
| Наверх | | АвторНаталья Колесникова | ![Пифагор. Копия с греческого оригинала, середина V в. до Р.Х. (Капитолийские музеи, Рим) Пифагор Пифагор. Копия с греческого оригинала, середина V в. до Р.Х.](https://culturolog.ru//images/stories/2017/pifagor.jpeg) | В статье рассказывается о первых шагах в теории музыки, которые были сделаны знаменитым древнегреческим ученым Пифагором Самосским. |
| Наверх | | АвторБ.Р. Иофис, А.М. Лесовиченко | ![Владимир Ребиков Портрет из серии Биографии композиторов с IV-XX века с портретами, 1904 Владимир Ребиков Портрет из серии Биографии композиторов с IV-XX века с портретами, 1904](https://culturolog.ru//images/stories/2016/rebikov.jpg) | Настоящая работа затрагивает тему взаимодействия музыки и литературы. Материалом для рассмотрения выбран цикл мелодекламаций В.И. Ребикова «Басни в лицах» по произведениям И.А. Крылова. Статья посвящена 150-летию со дня рождения композитора.
|
| Наверх | | АвторА. М. Лесовиченко | ![Дмитрий Борисович Кабалевский на 4-м конкурсе городов Поволжья, 1968 Дмитрий Борисович Кабалевский на 4-м конкурсе городов Поволжья, 1968](https://culturolog.ru//images/stories/2015/kabalevskiy_kujbyshev-4-konkurs-gorodov-povolzhya-1968-g.jpg) | Детская музыка Д.Б. Кабалевского - самобытное явление отечественной музыкальной культуры и музыкального образования. |
| Наверх | | АвторА. М. Лесовиченко | ![Николо дель Аббате "Концерт", ок. 1550 Николо дель Аббате "Концерт", ок. 1550](https://culturolog.ru//images/stories/2015/abbate_concert.jpg) | Авторское название статьи: Западная медиевистическая проблематика в трудах советских музыковедов Статья посвящена осмыслению логики развития музыкальной медиевистики в нашей стране. |
| Наверх | | АвторВ.Л. Бенин, д-р пед.н, проф. | ![Игорь Радоман "Высоцкий", 1986 Радоман Игорь Владимирович портрет Высоцкого](https://culturolog.ru//images/stories/2012/vysockiy.jpg) | Народный шут Советского Союза, или Ещё один штрих к портрету В.С. Высоцкого |
| Наверх | | АвторКонстантин Белов | ![Йозеф Грасси. Портрет В.А. Моцарта. Конец XVIII в. Йозеф Грасси. Портрет В.А. Моцарта](https://culturolog.ru//images/stories/2012/mozart.jpg) | 40-я соль-минорная симфония как философствование Моцарта об уделе человека духовного |
| Наверх | | АвторА. М. Лесовиченко | ![Стив Хэнкс Улицы Нового Орлеана, 2012 Стив Хэнкс Улицы Нового Орлеана](https://culturolog.ru//images/stories/2012/steve-hanks.jpg) | Национальная
идентификация в Новое время представляет собой определённую проблему, особенно в
последнее столетие, в связи с глубокой интеграцией всех регионов мира в процессе
усиления технических возможностей связи. Тут неизбежно происходит нивелирование
культурных различий народов. |
| Наверх | | АвторАртем Ляхович | ![Ара Берберян. Музыка становится ею, 1998 Ара Берберян Музыка становится ею](https://culturolog.ru//images/stories/2012/berberyan.jpg) | ...Чуть было всю форму содержанием не замарал. Мих. Евдокимов Корни этой статьи уходят в дискуссии потока «Музыкальная семантика»на интернет-форуме «Классика». Вопрос
музыкального содержания – связей музыки с внемузыкальными смыслами, со сказкой
и явью, светом и тьмой, святостью и грехом – поставленный в этом потоке, тогда,
в 2007 году, решался на уровне конкретных констатаций: в такой-то музыке есть
связь с такими-то смыслами, в такой-то – с такими-то. В одноименной статье Б. Иоффе, топикстартера
этого потока, подробно рассматривалась структура такого осмысления; но вопрос о
том, как возможно само осмысление, остался открытым. |
| Наверх | |
| << [Первая] < Предыдущая 1 2 Следующая > [Последняя] >> | Результаты 1 - 25 из 28 |
|
|
|