ВХОД ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Поиск по сайту

Подпишитесь на обновления

Yandex RSS RSS 2.0

Авторизация

Зарегистрируйтесь, чтобы получать рассылку с новыми публикациями и иметь возможность оставлять комментарии к статьям.






Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация

Опрос

Сайт Культуролог - культура, символы, смыслы

Вы находитесь на сайте Культуролог, посвященном культуре вообще и современной культуре в частности.


Культуролог предназначен для тех, кому интересны:

теория культуры;
философия культуры;
культурология;
смыслы окружающей нас
реальности.

Культуролог в ЖЖ
 
facebook.jpgКультуролог в Facebook

 
защита от НЛП, контроль безопасности текстов

   Это важно!

Завтра мы будем жить в той культуре, которая создаётся сегодня.

Хотите жить в культуре традиционных ценностей? Поддержите наш сайт, защищающий эту культуру.

Наш счет
ЮMoney 
41001508409863


Если у Вас есть счет в системе ЮMoney,  просто нажмите на кнопку внизу страницы.

Перечисление на счёт также можно сделать с любого платежного терминала.

Сохранятся ли традиционные ценности, зависит от той позиции, которую займёт каждый из нас.  

 

Православная литература
Музыка

Если задаться вопросом, какое из искусств обладает наиболее сильным воздействием на человека, то, пожалуй, в первую очередь мы вспомним о музыке. Остальные искусства проходят сквозь фильтр разума, тогда как для восприятия музыки рациональная способность не требуется. Музыка воздействует на нас непосредственным образом: как ветер овевает наше лицо, так музыка омывает нашу душу. 

Ещё говорят, что музыка - это гармония в чистом виде.  Упорядоченность можно описать формулой. а любая формула - это застывшая музыка. Или наоборот, музыка - это заговорившие формулы..

Но в музыке присутствует и дисгармония. Возможно, чистая гармония скучна, но кажется, что современная музыка в поисках какого-то искусственного интереса намерена изжить гармонию полностью. Что же тогда останется? Что уже сегодня обрушивается на наши души, какое воздействие оказывается?

Попытаемся описать музыку языком слов. Ввести рацио в пространство абстракции. Разбирая судьбу музыки, легче понять, что происходит с человеком.

Присылайте ваши материалы на  kulturolog@yandex.ru.



Смутьян из Колорадо: вспоминая Дина РидаПечать
АвторВиктор Парнев  
Дин Рид

«У него было звонкое и красивое имя – Дин Рид, и жизнь он прожил так же звонко и красиво. Причём, имя это – не псевдоним, так определила ему судьба» (из откликов на смерть Динга Рида).

Первая публикация  эссе – в журнале "Новая Литература " (№102, август 2023) 


Наверх
 
С. И. Танеев: кантата «Иоанн Дамаскин»Печать
АвторБулгакова С. Н.  
Сергей Петров - Портрет композитора С.И. Танеева, 1955

В лирико-философской кантате «Иоанн Дамаскин» Танеев впервые реализует замысел о написании православной кантаты по модели баховских протестантских кантат, объединив церковную музыкальную традицию со строгостью классики и лиризмом романтизма. 


Наверх
 
Образ П.И. Чайковского в русской языковой картине мираПечать
АвторМихайлова Е.В.  
Ильяс Айдаров - Петр Ильич Чайковский, 2001

В статье рассмотрен образ великого русского композитора П.И. Чайковского, созданный русскими поэтами. 


Наверх
 
«Евгений Онегин». Тайные знаки оперыПечать
АвторМихаил Казиник  
Е. П. Самокиш-Судковская - Евгений и Татьяна. Встреча в саду. - Из книги типографии товарищества Р. Голике и А. Вольборг.
Спб. Звенигородская 11. 1908 год

Это фрагмент из книги Михаила Казиника "Музыкальные антидепрессанты ". Москва, "Бослен", 2020 


Наверх
 
Сила музыкального мотиваПечать
АвторИ.Г. Конова  
Ирина Капралова Люси и Тумнус

Внутренняя музыка как преодоление времени


Наверх
 
Неспетая песня битловПечать
АвторАндрей Костерин  
Кадр из мультфильма Желтая подводная лодка

Эпитафия Революции Воображения

 


Наверх
 
Девятая симфония Бетховена как христианский текстПечать
АвторДиакон Георгий Скубак  
Йозеф Штилер Бетховен, сочиняющий Торжественную мессу

9 симфония Людвига ван Бетховена написана в 1824 году. Это последняя сочиненная им симфония. Она является одним из наиболее известных произведений классической музыки и считается выдающимся шедевром композитора. 


Наверх
 
Два полюса музыкиПечать
АвторНаталья Колесникова  
Картина художника Льва Русова под названием Скоморохи

О функциях музыки


Наверх
 
Уртын дуун – «длинная песня»Печать
АвторА. М. Лесовиченко  
Уржингийн Ядамсурэн Старик-сказитель, 1958

Книга о душе монгола (рецензия на книгу «Уртын дууны хатан хаан / The queen of the long song»)


Теги:   Музыка


Наверх
 
Заповедный мир музыки СвиридоваПечать
АвторНаталья Колесникова  
Георгий Свиридов на репетиции
Музыка как забава.
Музыка как профессия.
Музыка как искусство.
Музыка как судьба.

(Из записных тетрадей Свиридова)

Наверх
 
Союз числа и звукаПечать
АвторНаталья Колесникова  
Ханна Лори Кёлер (род. 1949) Воспоминания и музыка

Традиции музыкально-числовой символики

Теги:   Музыка


Наверх
 
О происхождении и сущности серьёзной музыкиПечать
АвторВячеслав Медушевский  
Карло Сарачени Святая Цецилия и ангел, 1610

Красота классической музыки имеет духовные корни.



Наверх
 
Между консонансом и диссонансом: куда уходит музыка?Печать
АвторНаталья Колесникова  
Зоя Чернакова Музыканты

Современная академическая музыка, хотя, вроде бы, и наследует классике, зачастую воспринимается как авангардная, строящаяся на музыкальных экспериментах и даже как бы написанная ради них. Авторов и исполнителей привлекают оригинальность и новизна звучания, насыщенность содержанием (а вернее, знаками и символами). Желаемый результат достигается с помощью использования диссонансов - более сложных, а потому боле информационно насыщенных созвучий. В результате, диссонанс сегодня очевидно преобладает над консонансом. Не приводит ли это к определённым утратам? Может ли музыка, выстроенная таким образом, полноценно выполнять свою функцию? Автор статьи пытается в этом разобраться.


Наверх
 
Тайна музыкиПечать
АвторВячеслав Медушевский  
Владимир Маковский Певчие на клиросе

«Ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь… Как туда, где грязь, бегут свиньи, а где цветы и благоухания, там пребывают пчелы, так и туда, где развратные песни, собираются бесы, а где песни духовные, туда нисходит благодать Духа и освящает уста и душу».

Св. Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 41.

«Постарайтесь заполнить звуковую кассету вашей души сейчас, пока вы молоды, иначе же, когда состаритесь, то вперемешку с классической музыкой будет слышен и рок-н-ролл».

Блаженный старец Паисий Святогорец (†1994). 


Наверх
 
Музыка как средство воздействия на внутренний мир человекаПечать
АвторНаталья Колесникова  
Лин и Ификл

Возникновение учения о музыкальном этосе: от Гомера к Пифагору

 


Наверх
 
Опера Ираиды Сальниковой «Рождество»Печать
АвторА. М. Лесовиченко  
Рождество Христово

Новая опера Ираиды Сальниковой и рождественская тема в музыке 


Наверх
 
Пифагор: музыкотерапия и искусство музыкиПечать
АвторНаталья Колесникова  
Пифагор Пифагор. Копия с греческого оригинала, середина V в. до Р.Х.

В статье рассказывается о первых шагах в теории музыки, которые были сделаны знаменитым древнегреческим ученым Пифагором Самосским.

 

Теги:   Греция  Музыка


Наверх
 
"Басни в лицах" В.И. РебиковаПечать
АвторБ.Р. Иофис, А.М. Лесовиченко  
Владимир Ребиков Портрет из серии Биографии композиторов с IV-XX века с портретами, 1904

Настоящая работа затрагивает тему взаимодействия музыки и литературы. Материалом для рассмотрения выбран цикл мелодекламаций В.И. Ребикова «Басни в лицах» по произведениям И.А. Крылова. Статья посвящена 150-летию со дня рождения композитора.  

 

Теги:   Музыка


Наверх
 
Детская музыка Д.Б. КабалевскогоПечать
АвторА. М. Лесовиченко  
Дмитрий Борисович Кабалевский на 4-м конкурсе городов Поволжья, 1968

Детская музыка Д.Б. Кабалевского - самобытное явление отечественной музыкальной культуры и музыкального образования.

Теги:   Музыка


Наверх
 
Музыкальная медиевистика в России: советский периодПечать
АвторА. М. Лесовиченко  
Николо дель Аббате "Концерт", ок. 1550

Авторское название статьи: Западная медиевистическая проблематика в трудах советских музыковедов

Статья посвящена осмыслению логики развития музыкальной медиевистики в нашей стране.

Теги:   Музыка


Наверх
 
Народный шут Советского СоюзаПечать
АвторВ.Л. Бенин, д-р пед.н, проф.  
Радоман Игорь Владимирович портрет Высоцкого

Народный шут Советского Союза,
или Ещё один штрих к портрету В.С. Высоцкого



Наверх
 
Моцарт. Симфония № 40Печать
АвторКонстантин Белов  
Йозеф Грасси. Портрет В.А. Моцарта

40-я соль-минорная  симфония  как философствование Моцарта об уделе человека духовного


Наверх
 
Музыкальный инструмент как фактор национальной идентификацииПечать
АвторА. М. Лесовиченко  
Стив Хэнкс Улицы Нового Орлеана

Национальная идентификация в Новое время представляет собой определённую проблему, особенно в последнее столетие, в связи с глубокой интеграцией всех регионов мира в процессе усиления технических возможностей связи. Тут неизбежно происходит нивелирование культурных различий народов.

 


Наверх
 
Музыкальное содержание и музыкальное бессознательноеПечать
АвторАртем Ляхович  
Ара Берберян Музыка становится ею

...Чуть было всю форму содержанием не замарал.

Мих. Евдокимов

 

Корни этой статьи уходят в дискуссии потока «Музыкальная семантика»на  интернет-форуме «Классика». Вопрос музыкального содержания – связей музыки с внемузыкальными смыслами, со сказкой и явью, светом и тьмой, святостью и грехом – поставленный в этом потоке, тогда, в 2007 году, решался на уровне конкретных констатаций: в такой-то музыке есть связь с такими-то смыслами, в такой-то – с такими-то. В одноименной статье Б. Иоффе, топикстартера этого потока, подробно рассматривалась структура такого осмысления; но вопрос о том, как возможно само осмысление, остался открытым.

Теги:   Музыка


Наверх
 
Песня – фундаментальное явление культурыПечать
АвторОрловский С.П.  
Василий Шутков Девушки поют

В статье предложен образ новой науки «культурология песни», направленной на фундаментальное изучение понятия «песня». Это понятие превращается из простого в сложное, если начать изучать его как целое, как особенную деятельность, отраженную в художественном результате. Такую деятельность автор называет «авторской культурой» (новый слой культуры) и считает её первичной по отношению к художественному результату. Тем самым, в рассмотрение вводится субъект песенной деятельности «исполнитель песни» и его культурно значимая феноменология. Понятие «песня» вводится в цепочку: от «авторской культуры песен» русской культуры до «авторская культура песен народов мира». Материал ориентирован на культурологов и песневедов, аутентичных исполнителей песен «триединой песни».

См. об этом в книге "Культурология песни "


Наверх
 
<< [Первая] < Предыдущая 1 2 Следующая > [Последняя] >>
Результаты 1 - 25 из 27

Поиск

Знаки времени

Последние новости


2010 © Культуролог
Все права защищены
Goon Каталог сайтов Образовательное учреждение